Андрей Житинкин выпустил очередную бульварную постановку, в очередной раз претендующую на интеллектуальность
В былые времена режиссер Житинкин умудрился усмотреть вульгарность, мелочность и пошлость не только в Жорже Дюруа и Феликсе Круле, но и в Шейлоке, Дориане Грее, Калигуле, Анне Карениной, Вацлаве Нижинском etc. Пьеса популярного французского автора Эрика Эмманюэля Шмитта «Распутник» преподносит режиссеру его излюбленный материал на блюдечке с голубой (не подумайте ничего плохого) каемочкой. Эта пьеса о французском философе и энциклопедисте Дени Дидро.Интеллектуальную дуэль выдающегося мыслителя с художницей Анной-Доротеей Тербуш, авантюристкой и мошенницей, на сцене Театра сатиры разыгрывают неестественными голосами целых два народных артиста — Юрий Васильев и Алена Яковлева.
Постоянный соавтор Житинкина художник Андрей Шаров творчески подошел к авторской ремарке о маленьком охотничьем домике в глубине Гранвальского парка. Посреди зеленеющего газона, в окружении геометрически стриженных кустов, под огромной люстрой-балдахином раскинулось безмерное ложе Дидро, облаченного во все нежно-сиреневое, включая бант в волосах. Прочие персонажи пребывают на сцене исключительно в розовом (на фоне сочнейшей зелени это смотрится особенно выигрышно) и в немыслимых париках (у госпожи Тербуш он явно фаллической формы).
Фоном рассуждений о распутстве, наготе и телесном низе служит необходимость срочного написания Дидро статьи «Мораль» для издаваемой им вместе с Д'Аламбером La grande Encyclopedie, которая выходила в течение двадцати лет и имела невероятный успех у читателей. О ней Вольтер писал Дидро: «Ваш труд — вавилонское столпотворение <...> добро и зло, истина и ложь, серьезность и легкомыслие — все перемешано здесь».
В пьесе Шмитта в энциклопедические дела Дидро беспардонно «вмешивается нагота». Художница желает создать портрет ню, мыслитель-философ после недолгих колебаний разоблачается, и публика получает возможность лицезреть «голую философию». Судя по изумленным вздохам, особенно удачный ракурс выпадает обладателям мест в амфитеатре. Дальше больше: госпожа Тербуш пристально взирает в лорнет меж ног Дидро, дает недвусмысленные обещания и тут же валится в его объятия на кровать, а зрительный зал воодушевленно аплодирует скабрезностям, неудачно притворяющимся философскими размышлениями о свободе и морали. Собственно говоря, далее банальных скабрезностей ни в пьесе, ни в спектакле не идет, а очередная пощечина общественному вкусу, которую собирался нанести отважный Житинкин, в очередной раз оказывается пощечиной вкусу как таковому.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452624
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343923
- 3. Норильск. Май 1270924
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898171
- 5. Закоротило 822931
- 6. Не может прожить без ирисок 787204
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763514
- 8. Коблы и малолетки 742745
- 9. Затворник. Но пятипалый 475133
- 10. ЖП и крепостное право 408571
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405461
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372508