Валерий Фокин, выдвинутый на премию Станиславского за возрождение Александринского театра, начал свои реформы с капельдинеров
Респектабельные господа с лейб-гвардейской выправкой исполнены величавого достоинства и в то же время готовности услужить, прийти на помощь растерявшемуся среди золотого великолепия зрителю. Они не хлопочут, не навязываются вам с услугами, но возникают перед вами в тот самый момент, когда вы в них нуждаетесь. До этого они, подобно кариатидам, неподвижно возвышаются у стен прекрасно отреставрированного театра-дворца. Нужно небольшое усилие фантазии и исторической памяти — и вы готовы будете принять их за часть роскошного интерьера Росси. Капельдинеры Александринки — люди в стиле ампир.
В театре рассказывают, как был объявлен конкурс и устроен строгий кастинг питерских усачей, коим предстояло стать усачами петербургскими. Наличие усов и умение за ними ухаживать здесь были главным критерием отбора, но принимались во внимание также импозантная внешность, манеры, благозвучие голоса, умение носить фрак и т.д. Без сомнения, так и происходил набор служителей императорского театра во времена Гедеонова, Всеволожского и Теляковского. Выбирать тогда было проще, поскольку молодцов лейб-гвардейцев было не в пример больше.
Теперешние капельдинеры Александринки совсем не похожи на людей улицы, да и на все то, что происходит за пределами театральных стен. Превратиться в человека позапрошлого столетия невозможно, будь твой фрак, твои перчатки и, разумеется, твои усы образцом музейного совершенства. И кажется, что почтенные господа, прекрасно это понимая, с удовольствием играют собственные театральные роли в величественном спектакле, действие которого разворачивается не только на сцене, но и в гардеробе, в фойе, на парадных лестницах императорского Александринского театра. Капельдинеры вписаны и в ампирный интерьер, и в стиль фокинских спектаклей. Они участвуют в изысканной игре с историей, и это часть очень серьезной и вместе с тем весьма ироничной, по-вахтанговски лукавой затеи, которую предложил нам Валерий Фокин. С нежной и почтительной любовью воскрешая большой стиль санкт-петербургского искусства, постановки нынешней Александринки одновременно делают его предметом сегодняшней рефлексии с позиций театра, прошедшего опыт авангарда ХХ столетия. Прошлого не возвратить, но театральная игра с живыми тенями истории прельстительна и остросовременна.
Понятно, что капельдинеры, с их впечатляющими усами, не более чем скромная деталь в стратегии обновления, стремительно происходящего в старых стенах Александринского театра. Но сила всякой настоящей театральной реформы — именно в ее всесторонности. У Станиславского театр начинается с вешалки, у Фокина — с восхитительных капельдинерских усов.
Автор – профессор Российской академии театрального искусства
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
замечательно, это -Театръ
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452097
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343564
- 3. Норильск. Май 1269561
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897880
- 5. Закоротило 822425
- 6. Не может прожить без ирисок 783975
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760874
- 8. Коблы и малолетки 741698
- 9. Затворник. Но пятипалый 472854
- 10. ЖП и крепостное право 408165
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403989
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371302