Воспоминания о том, каким было здание Театра наций до его теперешней метаморфозы
Наконец-то! Одно из лучших театральных пространств Москвы после тягостного двадцатилетнего перерыва вновь возвратилось к нам. Теперь к тому же оно набито современной техникой, способно к всевозможным метаморфозам, с ним можно делать все, что угодно, поворачивать его так и сяк, переносить действие со сцены в зал, на балкон, куда заблагорассудится режиссерской фантазии. Когда перед церемонией открытия я подошел к Жене Миронову с поздравлениями, он ответил, что поздравлять надо всех нас, и был, конечно, прав.Читать!
Когда-то вы входили в зрительный зал, являвший собой не очень совершенную копию шехтелевского театра в Камергерском. Теперь вас обступает та же весело-равнодушная белизна. Работа Александра Боровского в роли дизайнера, как всегда, безукоризненна. Не менее безукоризненна, чем его же проект Студии Женовача, хотя прямо противоположна по смыслу: там прошедшее с любовью сохраняли, остатки старины с нежностью восстанавливали. Мне рассказывали, что лестницу, сбитую из старого дуба, Боровский собственноручно растирал мотком проволоки, чтобы дерево выглядело старше своих лет. Интерьер Театра наций — совсем иной случай.
Два новых театральных дома — две принципиально разные идеи. Было бы странно искать тут повод для упреков: где, дескать, в каком из проектов художник являет нам свой личный взгляд на мир, во что он сам верит? Отбросим сантименты: для мастера это вопрос не мировоззрения, а профессиональной техники.
Для меня же дом в Петровском переулке (б. улица Москвина) связан с очень, очень многим. Я ходил туда лет с четырех — и на послевоенные детские («Двенадцать месяцев»), и на взрослые спектакли мхатовского филиала (чудесный «Пиквикский клуб», «Идеальный муж», «Школа злословия» с изумительным Яншиным и многое-многое другое: филиал был свободнее от громыхающего официоза, чем главное здание: всякие «Залпы Авроры» шли на основной сцене). А потом, в пятидесятые годы, на этих подмостках шел бруковский «Гамлет» с Полом Скофилдом — спектакль, перевернувший театральное сознание целого поколения; снова английский «Гамлет», на этот раз с Майклом Редгрейвом; а еще позже — великий «Лир» того же Брука с тем же Скофилдом. Англичане полюбили театр на улице Москвина. Они чувствовали себя в нем как дома: вероятно, он напоминал им старый театр в Вест-Энде, какой-нибудь Крайтирион, Олдвич или Хаймаркет.
Но довольно растравлять душу никому не нужными мемуарами. Сладкие воспоминания о Федоре Адамовиче Корше или Михаиле Михайловиче Яншине, и без того год от года тускневшие, были без всякого стеснения окончательно растоптаны сомнительными личностями 90-х годов, оставившими на месте старого зала и фойе груду развалин
Читать!
Что же до традиций, воспоминаний и мемуаров, то, честно говоря, как это ни печально, старшие поколения, включая мое собственное, не так уж много сделали для того, чтобы спасти и сохранить память о том, что следует помнить.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338553
- 3. Норильск. Май 1268309
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897624
- 5. Закоротило 822036
- 6. Не может прожить без ирисок 781760
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758209
- 8. Коблы и малолетки 740688
- 9. Затворник. Но пятипалый 470795
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402824
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370287
- 12. Винтаж на Болотной 343168