То, что с грехом пополам сумело пережить самые тяжелые времена нашей истории, теперь оказалось на грани гибели.

Оцените материал

Просмотров: 81076

ГИТИС снова в опасности

Алексей Бартошевич · 21/01/2011
Театральному образованию России нанесут серьезный удар, а отечественная наука о театре, скорее всего, будет просто уничтожена

©  ИТАР-ТАСС

Здание учебного театра ГИТИС

Здание учебного театра ГИТИС

В феврале Госдума собирается принять новый закон об образовании, сотворенный в недрах ведомства министра Фурсенко. Мне трудно судить о содержании закона в целом, но с уверенностью могу сказать: когда он будет принят, художественному образованию в России будет нанесен сокрушительный, может быть, непоправимый удар. Наша театральная школа, складывавшаяся десятилетиями и являющая собой уникально целостную систему, если не рухнет немедленно, то подвергнется риску постепенного уничтожения. То, что традиционно составляло предмет национальной гордости; то, благодаря чему в наши театральные вузы приезжали учиться со всего света, неизбежно будет утрачено.

Спору нет, в нашей школе многое устарело, стало архаическим реликтом казенной советской культуры, многое, очень многое нуждается в существенных переменах. Но ведь не в таких, которые могут нанести непоправимый ущерб делу.

Много ли самонадеянная команда Фурсенко понимает в традициях и принципах художественного образования, судьбу которого она взялась решать? Почему важнейший для целой отрасли культуры документ готовился в кабинетной тиши, почему авторы закона отказались от обсуждений в сколько-нибудь широком кругу профессионалов? Почему ученый совет ГИТИСа узнал о положении дел в самом конце декабря, когда проект закона был уже принят в первом чтении, а окончательное решение примут уже в феврале?

Все эти «почему», разумеется, риторические: разве у нас бывает иначе?

Однажды, впрочем, два министерства — образования и культуры — решили позвать на совещание по готовящейся реформе известных людей искусства, педагогов художественных вузов. И, судя по всему, тут же раскаялись в этом. Проект их реформы был с грохотом отвергнут и разгромлен. Начальству пытались объяснить, что механически подгонять воспитание живописцев, музыкантов, актеров, режиссеров под общий ранжир с инженерами и химиками, ломать переходящие из поколения в поколение принципы художественной педагогики — чистое безумие. При этом никто не отрицал необходимость серьезных, а то и радикальных перемен. Начальство тут же заметалось, оробело и, казалось, пошло на попятный. И сделало вывод: впредь не стоит обременять себя дискуссиями с профессионалами, нужно поставить их перед готовым фактом. Что и было с успехом сделано.

Не могу судить, как грядущие перемены скажутся на жизни технических вузов; допускаю, что самым благодетельным образом, но для художественного образования они губительны.

Скажу лишь о том, что касается театрального образования и, еще конкретнее, — нашего РАТИ—ГИТИСа.

Согласно новому закону, статус академий отменяется, сохраняются две категории учебных заведений — университет и институт. Дело, разумеется, не в названии, никто не держится за слово «академия», мне оно и прежде не нравилось. Дело в ином. ГИТИСу грозит перспектива стать «институтом», что в новой системе координат означает превращение вуза во что-то вроде техникума. Все, что делает ГИТИС действительно высшим учебным заведением, а в сущности — давно сложившимся театральным университетом, единственной в мире школой, в которой готовят специалистов почти всех театральных профессий, — все это ставится теперь под угрозу. Лежащая в основании нашей актерской школы идея воспитания художественной личности, программа всестороннего гуманитарного образования театральных практиков могут уступить место прагматическому натаскиванию учеников на утилитарный набор приемов, которые, возможно, хороши для халтурных антреприз и сериалов, но непригодны в настоящем театре. О том, чем грядущие перемены грозят подготовке режиссеров, лучше скажут сами гитисовские педагоги, глубоко встревоженные происходящим. Режиссерская кафедра всегда была и теперь остается сильнейшей кафедрой ГИТИСа. Теперь и ей придется столкнуться с трудноразрешимыми проблемами.

Но наиболее печально нововведения отразятся на театроведческой науке и театральной критике в ГИТИСе. Обучение театроведов вынуждено будет ограничиться первоначальной образовательной ступенью — бакалавриатом. Будущие театральные критики перестанут получать сколько-нибудь серьезное гуманитарное образование: нет нужды говорить о том, как это скажется на уровне нашей театральной журналистики. А профессия историка и теоретика театра вообще будет обречена на быстрое увядание. ГИТИС перестанет быть первой школой будущих историографов русской и мировой сцены. Из-под ног академического театроведения выбивается опора, и это как раз в тот момент, когда на свет появляются горы неизвестных документов истории театра ХХ века, дотоле томившихся в хранилищах и десятилетиями не допускавшихся к публикации; когда с невиданной доселе активностью работают маленькие коллективы ученых, занимающихся исследованием, комментированием и публикацией этих документов. Инна Соловьева и ее сотрудники только что выпустили монументальный том, впервые открывающий нам подлинную историю МХАТа Второго. Один за другим появляются тома собрания сочинений Вс. Мейерхольда — плод усерднейшего и глубоко методологически современного труда Олега Фельдмана и его помощников. Выходят переполненные интереснейшими фактами историко-документальные сборники «Мнемозина» под редакцией Владислава Иванова. Тот же Владислав Иванов вместе с Марией Хализевой составили первое полное собрание документов, связанных с личностью и творчеством Евгения Вахтангова; замечательный труд скоро должен выйти, и, уверяю вас, он, как и книга Соловьевой о МХАТ-2, станет событием в жизни нашего театра (не только науки о нем). И так далее, и так далее — не хочу утомлять читателя списками сочинений и хвалами их авторам. Но повторю еще раз: театроведческая документалистика действительно переживает сейчас подлинный расцвет.

Всё это выпускники ГИТИСа разных лет, питомцы его школы — от эпохи его сказочного расцвета в жутковатые послевоенные годы до совсем недавних времен. То же можно сказать и о современной театральной журналистике: чуть ли не все крупные наши критики когда-то учились в ГИТИСе, а то и недавно его окончили. Вы можете сколько угодно не соглашаться с их суждениями, отвергать оценки. Но трудно отрицать, что их сочинения редко уступают работам лучших западных коллег, а порой и серьезно их превосходят.

Как теперь будут строиться биографии молодых людей, призванных работать в нашей профессии?

То, что сумело уцелеть, с грехом пополам пережить самые тяжелые времена нашей истории и как-то, пусть с большими потерями, выжить, не совсем себя утратив, — теперь, в эпоху громозвучных свобод, оказалось на грани гибели. Новое российское чиновничество со снайперской точностью выбирает мишени для уничтожения, отождествляя модернизацию форм существования социума с ликвидацией исторического опыта.

P.S. Все помнят о событиях 2009 года, когда нам пытались навязать гротескную фигуру нового ректора. Тогда все театральное сообщество России (кто мог предположить, что оно еще существует?) твердо встало на защиту ГИТИСа; сказали свое слово пресса и телевидение — и авторы дурацкой идеи с позором ретировались. Похоже, на этот раз они собираются взять реванш.

Станет ли реформа образовательной системы катастрофой для ГИТИСа и нашего театра?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Станет ли реформа образовательной системы катастрофой для ГИТИСа и нашего театра?

  • Да, она уничтожит нашу уникальную систему театрального образования
    373
    53%
  • Талантливые люди реализуют себя в театре при любой системе образования
    233
    33%
  • Нет, в нем и так дела обстоят хуже некуда
    100
    14%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:24

  • trepang· 2011-01-21 17:12:01
    глупый, может быть, вопрос - а ГИТИС не может сделаться университетом?
  • asl· 2011-01-21 17:33:05
    Это что, специально так написали, чтобы никто ничего не понял?
    Вот как Калягин выступал по этому поводу еще три месяца назад: "Рабочая комиссия Министерства образования и науки подготовила проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В нем было определено, что такое колледж, институт, университет. Наши театральные вузы могут претендовать только на уровень института. В принципе, какая разница, как называться, важно хорошо готовить актеров, режиссеров, сценографов. Это правильно, но институт не имеет права ни на магистратуру, ни на аспирантуру. Значит, наши театральные ВУЗы должны будут немедленно прекратить магистерские программы для иностранцев, что скажется на имидже нашей театральной школы. Но, что еще важнее: магистратура, аспирантура– для театральных ВУЗов прежде всего возможность подготовки педагогических кадров. Откуда же мы будем брать театральных педагогов? Ясно, что педагога по сценической речи, сценическому движению, актерскому мастерству для нас в МГУ не подготовят. Да и с педагогами по танцу возникнут проблемы, поскольку нынешние академии балета Москвы и Петербурга по новому закону тоже должны стать институтами."
    http://stdrf.ru/programs/public-initiative/gosduma13102010
  • sredni-vashtar· 2011-01-21 17:47:44
    Какая-то истерика, простите. В чём суть проблемы? Аспирантуру закроют? Программа сократится с пяти дет до четырёх? Изменятся слова в дипломе? Ни черта не понятно.
  • prostipoma· 2011-01-22 03:34:23
    Голос из какой-то другой реальности. Оказывается, ГИТИС дает режиссеров ( а Давыдова пишет , что их нет), а полки театроведш приносят нечеловеческую пользу русскому театру.
    Почему не отправить театроведение в тот же МГУ (как известно, в Эвропах и Америках подобные специальности живут при университетах)? Авось там языки подучат и прочие полезные предметы. Или надо непременно кушать в одном буфете и писать в одном туалете с будущими актерами и прочими демиургами?
    Про западных коллег - это сильно, конечно.
  • arhan· 2011-01-22 16:43:13
    Простите, но это демагогия. Одни ахи и охи. Проблема должна быть четко сформулирована. Сначала тезисы, потом их доказательство.
    Надо постараться так написать, чтобы никто ничего не понял.
  • Bunbury· 2011-01-22 23:22:14
    Господа, вам "ни черта не понятно," во вполне доступном для понимания тексте. У вас высшее образование? А теперь представьте, что ваше обучение ограничилось бакалавриатом!
  • aleksey_kiselyov· 2011-01-23 19:05:27
    кому не понятно - перечитайте текст внимательно.
    университетом гитис стать не может потому, что математику с русским языком не преподает и т.д.
    а став "институтом" потеряет все, ради чего существует - традицию передачи знания и возможность эксперимента в методе преподавания (курс Крымова с Каменьковичем - художники с актерами и режиссерами, или например спецкурс по реконструкции современного спектакля Бартошевича и Силюнаса - такие опыты станут недопустимой роскошью при системе бакалавриата)
    про аспирантуру вообще все понятно - без нее заниматься театральной наукой станет практически невозможно.
    по поводу вышенаписанного комментария prostipoma: писают и какают в гитисе в отдельных кабинках? общение же происходит на показах студенческих работ, в перерывах и в свободное время, таким образом, что выпускник уже будет существовать в окружении необходимых знакомств в театральном мире - продюсерских, режиссерских, театроведческих, сценографических, актерских и т.д.
    существует театроведческий факультет в РГГУ, но мне ничего не известно о его выпускниках - не отрицаю научной деятельности, но не замечаю ее плодов.
    очень, очень вы неправы
  • trashpornorock· 2011-01-23 20:40:00
    Действительно, довольно-таки беспредметная статья.
    Но, я отношусь к тому роду людей, которые страдают синдромом поиска глубинного смысла, а посему у меня есть слабоосмысленный комментарий: Они (о это эпическое противопоставление!) желают не ликвидации исторического опыта, а его тривиальной ликвидизации! В конечном счете корни большинства Фурсенковских законопроектов ведут в минэкономразвития, и упираются в баланс бюджета. В связи с вышесказанным назревает очевидный вывод - меры, принимаемые к ГИТИСу, как бы это абсурдно не звучало, не имеют своей целью деструктурирование театральной школы Великой и Могучей, а только лишь поддержание его годового баланса, путем оптимизации его налогообложения (напомню, что в указанном в статье законопроекте есть ссылки на акты отчета банка россии, и его рекомендации по преодолению стагнационных тенденций в образовательном секторе). И, наконец, конечный вывод: вся эта белиберда с ВУЗовским баблом вызвана исключительной любви к деньгам отдельно взятых светил университетской науки - первым делом приходят на ум нашумевший бюджет МГУ и "платный повтор года" в МГЛУ, так что, де-факто, сами виноваты.
  • aleksey_kiselyov· 2011-01-23 22:35:49
    trashpornorock: "...меры, принимаемые к ГИТИСу ... не имеют своей целью деструктурирование театральной школы Великой и Могучей, а только лишь поддержание его годового баланса..."

    так ведь никто не утвержает, что целью мининистерства стоит "деконструирование театральной школы", речь о том, что "меры" приведут к этой деконструкции.
    логика у вас верная, но не по обсуждаемой теме)
  • ot_kristiny· 2011-01-23 22:51:06
    И все-таки, уважаемый Алексей Вадимович, почему везде, применительно к ГИТИСу, в тексте стоит определение "единственный" в мире? Ну как же так? Наша СПбГАТИ, как Вы знаете, тоже является колыбелью театроведческой науки, историографии и проч. Наконец, теорией театра занимался Гвоздев на заре театроведения вообще. У нас тоже издаются труды, не менее качественные и не менее великими театроведами. Я, ей-богу, не понимаю этой исключительности и мне это кажется несправедливым, хоть я и выпускница института на Моховой и не могу быть беспристрастна. Так что Вы меня простите, но не могу молчать. С уважением.
  • blasuon· 2011-01-25 00:00:31
    Я тоже ничего не понял из этой статьи. Какое-то топтание на месте и обкатывание ситуации витиеватыми формулировками, зацикленными на единственном поводе, который из первого абзаца еще понятен, но так и не раскрыт автором. Графомания и блоггерство какое-то. Действительно в чем проблема?
  • Anton_Khitrov· 2011-01-25 16:57:40
    Удивительна реакция читателей. Уважаемые, по вашим комментариям очевидно, насколько вы не "в контексте" происходящего. Во-первых, вас текст занимает больше, чем сама проблема. Во-первых, ваше абсолютное неуважение к автору ("графомания и блоггероство") свидетельствует о том, что вы вообще не слышали об этом человеке. Не зная Бартошевича, вы считаете себя компетентыми в вопросе театрального образования.
    Ни в каком МГУ театроведческий факультет существовать не может. Мы не только в одном буфете сидим с коллегами - мы активно с ними сотрудничаем, мы включены в процесс. Творческого человека (а я наставиаю, что и театровед, и критик профессии творческие) образовательная машина университета не воспитает.
    Просто объясните мне, зачем публично заявлять своё безразличие? Вам так нравится новый законопроект или вам просто лень возражать чиновникам? Такая позиция абсолютно ИНЕРТНА. Инерция повсюду. Поймите - если вы скушаете и этот закон, и следующий, что помешает власти быть абсолютно уверенной в безынициативности общества? - А оно никаким другим и быть не может, если развалить образование.
    Власть же глуха, почему общество должно оставаться таким же глухим и безразличным? Если у меня отнимают МОЁ, мой вуз, мой театр - просто приходят и отнимают, как красноармейцы у крестьян отнимали хлеб, к кому обратиться?
  • dmitrevs· 2011-01-25 17:03:45
    На эти темы большая дискуссия прошла на сайте ПТЖ еще летом. См. :
    http://ptj.spb.ru/blog/poslednie/

    Теперь ситуация еще усугубляется...
  • spb4· 2011-01-25 18:35:04
    объединиться все высшим театральным заведениям и обявить членораздельно и громко, что их не устраивает, в чем они видят опасность перемен, а не выяснять по давней русской привычке, кто единственный и заслуженнее)
  • Gamaheia· 2011-01-25 20:08:36
    Пусть ГИТИС называется как угодно - институтом, университетом, академией! Не в этом дело! ГИТИС навсегда останется ГИТИСом, НО, к сожалению, все "модернизации", заявленные с экранов ТВ, в основном, не предлагают нам ничего хорошего: они просто калечат. Выбирают какую-то точку и бьют в нее. Чтобы делалось "что-то", к сожалению, в основном абстрактное, "бумажное". Подобный процесс предстоит ГИТИСу, если, конечно, ничего не изменится. По сути, если вы хотите сократить образование режиссера или театроведа, так предложите СВОЮ программу, не бейте обухом по башке: мол, всё, забудьте прошлое, делайте, что хотите, выкидывайте из программы кого хотите, хоть Мейерхольда, хоть Чехова, но сокращайте! А еще лучше - ввести "политверных" предметиков штучек 7 типа Политологии, Вертикаливедения или Медво-Пут.биография.
    И мало кого волнует проблема банально того, что без магистратуры-аспирантуры значительно снизится ( то, о чем пишет А.В.Бартошевич) количество, а главное КАЧЕСТВО ( за 4 года вместо 5) тиражируемых ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДОВ и ПЕДАГОГОВ.
    Вывод прост: называйте, как душе угодно, но оставьте уже в покое!
  • Anton_Khitrov· 2011-01-25 23:29:03
    Нет, не называйте как хотите. Проблема названия - это на самом деле проблема юридического статуса.
  • avokbirg· 2011-01-27 15:59:44
    "Каждый барин настолько, насколько это позволяет ему его слуга". Нас же держат за полное быдло.
    Да что Вы, граждане, великой и могучей страны? Что же должно случиться, чтобы Вы стали сопротивляться этой вседозволенности??
    Этот закон фактически сводит к нулю работу и историю института со 130-летней историей. Что в этом непонятного?
    Уже больше века есть определенная система и ряд дисциплин для воспитания специалиста в области театра. Каждая дисциплина рассчитана на определенное число часов, и этих часов и так всегда не хватает! А тут еще нам радостно объявляют, что надо бы еще слегка в корне подсократить программу обучения. Это все равно, что сказать роженице, что отныне срок вынашивания плода не 9 месяцев, а 7. И хочешь-не хочешь, а в этот срок надо уложиться.
    Нужно определенное время, чтобы сформироваться в профессии. И в случае с ГИТИСом система бакалавр-магистр - недопустима. Слишком малый срок…
    Как театровед я могу в первую очередь говорить о своей профессии. Так вот история театральных представлений берет свое начало еще до нашей эры. Просто попробуйте представить себе этот временной отрезок до сегодняшнего дня.
    Чтобы понимать, откуда взялся Шекспир и что это за фигура, нужно знать, что происходило в английском театре до этого момента. А история театра этой страны связана с итальянским театром. Например, с Комедией Дель Арте. Значит, Комедия Дель Арте в свою очередь была важна не только как явление в свое время, в своей стране.
    У Мейерхольда и Таирова был ряд постановок, оказавших свое влияние на историю театра уже 20 века. Этих персонажей использовал Блок и Лорка. Так же это явление обнаружило себя в творчестве Прокофьева, Ренхарда… Оказало влияние на искусство Америки (перфоманс, хэппининг), на французский театр…
    Чтобы стать театроведом и с полным правом брать на себя ответственность судить современный сегодняшний театр, нужно быть не только историком театра, но и, собственно, уметь об этом написать. Соответственно, необходимо не только ознакомиться с профессией критика в теории, прочитав труды Белинского, Маркова и Аникста итд, но и освоить это на практике – много писать самому. И это не только маленькие рецензии в 1,5 тыс. знаков, это большие курсовые и дипломы – фактически научные работы, объемом более 50 страниц.
    Нам же хотят предложить формат википедии, т.е. просто ознакомление с материалом. Без практики, без исследования, без возможности осмыслить и принять это знание.
    Люди, которые идут в ГИТИС, идут именно за знаниями. И желающих – легион, а не пара полудохлых интеллигентов, как принято считать.
    Посмотрите на наших выпускников. Это всемирно известные ученые, политики, режиссеры.
    Этот закон об образовании ставит под сомнение нужны ли нашему государству мыслящие люди.
    ГИТИС – это не только театр. Это воспитание личности.
  • marfiy· 2011-01-27 22:03:58
    Взрываются смертники, людей избивают, насилуют, убивают на улицах, приезжают "гости столицы", бои на главной плошади страны, - я могу продолжать.
    А мы реформируем образование, причем не в лучшую сторону, и этим плодим тех людей, которые способны на такие вещи.
    Выпускников отправят в армию, и вряд ли после этого они станут заниматься наукой. Армии эти 30 человек погоды не сделают, зато прощайте, будущие гениальные театральные педагоги и исследователи театра.
  • axmed· 2011-01-29 20:31:08
    Действительно не важно как переименуют ГИТИС, останется он академией или будет университетом или институтом, возмущает усколобое знание театрального искусство самонадеянной командой Фурсенко. Считаю совершено не возможным вывести ряд театральных профессий под крышу МГУ. Как можно обучаться режиссерскому и театроведческому ремеслу в отрыве от основной базы обучения т.к эти профессии часть одного организма. Надеемся что театральное сообщество России не даст этой идеи воплотится в жизнь.
  • zloj-student· 2011-02-02 15:31:14
    Очень обидно будет, если ГИТИС окажется сразу двумя зайцами, убитым одним выстрелом:
    1) с одной стороны народ не испугается дальнейших беспорядков в жизни, так как увидит, что правительство работает на благо страны, только времени им не хватает, они ведь и реформу образования проводят, а образование - это важно,
    2) а с другой - уничтожить источник создания людей с мозгами, которые постоянно создают проблемы. а представить всё так: просто название ВУЗа поменяли и внесли незначительные конструктивные дополнения.
  • vita_jeleznova· 2011-03-21 18:57:48
    полностью присоединяюсь к комментарию avokbirg, но главный вопрос в этой неясной ситуации - это как предотвратить катастрофу, и не быть "убитыми одним выстрелом".
    что делать, чтобы сохранить уникальность нашего образования?
  • Алексей Бартошевич· 2011-05-01 23:08:01
    Кажется, коллективные усилия театрального сообщества увенчались успехом. В ГИТИСе на днях было объявлено, что наша alma mater получает статус университета: он будет теперь называться Российским университетом театрального искусства. Об этой победе(если она и вправду окончательна) оповестил огромный плакат,который ликующие студенты немедленно вывесили на гитисовском фасаде.
  • Андрей Моргунов· 2011-06-02 04:01:25
    Дорогой Алексей Вадимович, я , Ваш ученик, которому Вы дали очень много, с болью читал отзывы. Ваш голос - голос вопиющего в пустыне... Метать бисер перед свиньями - пустое занятие... Мы живем в жуткое время, когда культура, образование, здравоохранение, вся жизнь людей в руках шпаны, шайки негодяев, циничных и бессовестных подонков, добивающих страну. Это ясно всем, кто еще способен думать и чувствовать. Пытаться что-то изменить, договариваться с ними убеждать их - Сизифов труд. То, что Вы пытаетесь что-то сказать, доказать, убедить, прекрасная и трогательная и трагическая попытка Христа... Я имел счастье учиться у Вас, и восхищаюсь Вами. Дай Вам Бог здоровья и всего самого доброго.
    Андрей Моргунов, Гитисовец, заслуженный артист России, профессор.
  • Зитта Шушунова· 2011-06-11 03:14:55
    А что сделал ГИТИС для того, чтобы обрести истинно научные основания для театрального искусства? НИ-ЧЕ-ГО!!! Одни декаларации о науке и околотеатральная болтовня! Никто не развил основы, заложенные Станиславским,- никто! А кто пытался - причислялся к изгоям, мол, - этого у Станисловского не-ет! 100 лет прошло, а театральная наука не сдвинулась ни на шаг! Грустно, господа профессура! Такую реакцию рано или поздно следовало ожидать, так что не пеняйте на соринку в чужом глазу, а работайте, ищите основания, предоставьте материалы не только по истории театра, биографии того или иного художника, маркетингу и пр. и вам воздастся!
Все новости ›