То, что с грехом пополам сумело пережить самые тяжелые времена нашей истории, теперь оказалось на грани гибели.
Театральному образованию России нанесут серьезный удар, а отечественная наука о театре, скорее всего, будет просто уничтожена
В феврале Госдума собирается принять новый закон об образовании, сотворенный в недрах ведомства министра Фурсенко. Мне трудно судить о содержании закона в целом, но с уверенностью могу сказать: когда он будет принят, художественному образованию в России будет нанесен сокрушительный, может быть, непоправимый удар. Наша театральная школа, складывавшаяся десятилетиями и являющаяЧитать!
Спору нет, в нашей школе многое устарело, стало архаическим реликтом казенной советской культуры, многое, очень многое нуждается в существенных переменах. Но ведь не в таких, которые могут нанести непоправимый ущерб делу.
Много ли самонадеянная команда Фурсенко понимает в традициях и принципах художественного образования, судьбу которого она взялась решать? Почему важнейший для целой отрасли культуры документ готовился в кабинетной тиши, почему авторы закона отказались от обсуждений в сколько-нибудь широком кругу профессионалов? Почему ученый совет ГИТИСа узнал о положении дел в самом конце декабря, когда проект закона был уже принят в первом чтении, а окончательное решение примут уже в феврале?
Все эти «почему», разумеется, риторические: разве у нас бывает иначе?
Однажды, впрочем, два министерства — образования и культуры — решили позвать на совещание по готовящейся реформе известных людей искусства, педагогов художественных вузов. И, судя по всему, тут же раскаялись в этом. Проект их реформы был с грохотом отвергнут и разгромлен. Начальству пытались объяснить, что механически подгонять воспитание живописцев, музыкантов, актеров, режиссеров под общий ранжир с инженерами и химиками, ломать переходящие из поколения в поколение принципы художественной педагогики — чистое безумие. При этом никто не отрицал необходимость серьезных, а то и радикальных перемен. Начальство тут же заметалось, оробело и, казалось, пошло на попятный. И сделало вывод: впредь не стоит обременять себя дискуссиями с профессионалами, нужно поставить их перед готовым фактом. Что и было с успехом сделано.
Не могу судить, как грядущие перемены скажутся на жизни технических вузов; допускаю, что самым благодетельным образом, но для художественного образования они губительны.
Скажу лишь о том, что касается театрального образования и, еще конкретнее, — нашего РАТИ—ГИТИСа.
Согласно новому закону, статус академий отменяется, сохраняются две категории учебных заведений — университет и институт. Дело, разумеется, не в названии, никто не держится за слово «академия», мне оно и прежде не нравилось. Дело в ином. ГИТИСу грозит перспектива стать «институтом», что в новой системе координат означает превращение вуза во что-то вроде техникума. Все, что делает ГИТИС действительно высшим учебным заведением, а в сущности — давно сложившимся театральным университетом, единственной в мире школой, в которой готовят специалистов почти всех театральных профессий, — все это ставится теперь под угрозу. Лежащая в основании нашей актерской школы идея воспитания художественной личности, программа всестороннего гуманитарного образования театральных практиков могут уступить место прагматическому натаскиванию учеников на утилитарный набор приемов, которые, возможно, хороши для халтурных антреприз и сериалов, но непригодны в настоящем театре. О том, чем грядущие перемены грозят подготовке режиссеров, лучше скажут сами гитисовские педагоги, глубоко встревоженные происходящим. Режиссерская кафедра всегда была и теперь остается сильнейшей кафедрой ГИТИСа. Теперь и ей придется столкнуться с трудноразрешимыми проблемами.
Но наиболее печально нововведения отразятся на театроведческой науке и театральной критике в ГИТИСе. Обучение театроведов вынуждено будет ограничиться первоначальной образовательной ступенью — бакалавриатом. Будущие театральные критики перестанут получать сколько-нибудь серьезное гуманитарное образование: нет нужды говорить о том, как это скажется на уровне нашей театральной журналистики. А профессия историка и теоретика театра вообще будет обречена на быстрое увядание. ГИТИС перестанет быть первой школой будущих историографов русской и мировой сцены. Из-под ног академического театроведения выбивается опора, и это как раз в тот момент, когда на свет появляются горы неизвестных документов истории театра ХХ века, дотоле томившихся в хранилищах и десятилетиями не допускавшихся к публикации; когда с невиданной доселе активностью работают маленькие коллективы ученых, занимающихся исследованием, комментированием и публикацией этих документов. Инна Соловьева и ее сотрудники только что выпустили монументальный том, впервые открывающий нам подлинную историю МХАТа Второго. Один за другим появляются тома собрания сочинений Вс. Мейерхольда — плод усерднейшего и глубоко методологически современного труда Олега Фельдмана и его помощников. Выходят переполненные интереснейшими фактами историко-документальные сборники «Мнемозина» под редакцией Владислава Иванова. Тот же Владислав Иванов вместе с Марией Хализевой составили первое полное собрание документов, связанных с личностью и творчеством Евгения Вахтангова; замечательный труд скоро должен выйти, и, уверяю вас, он, как и книга Соловьевой о МХАТ-2, станет событием в жизни нашего театра (не только науки о нем). И так далее, и так далее — не хочу утомлять читателя списками сочинений и хвалами их авторам. Но повторю еще раз: театроведческая документалистика действительно переживает сейчас подлинный расцвет.
Всё это выпускники ГИТИСа разных лет, питомцы его школы — от эпохи его сказочного расцвета в жутковатые послевоенные годы до совсем недавних времен. То же можно сказать и о современной театральной журналистике: чуть ли не все крупные наши критики когда-то учились в ГИТИСе, а то и недавно его окончили. Вы можете сколько угодно не соглашаться с их суждениями, отвергать оценки. Но трудно отрицать, что их сочинения редко уступают работам лучших западных коллег, а порой и серьезно их превосходят.
Как теперь будут строиться биографии молодых людей, призванных работать в нашей профессии?
То, что сумело уцелеть, с грехом пополам пережить самые тяжелые времена нашей истории и как-то, пусть с большими потерями, выжить, не совсем себя утратив, — теперь, в эпоху громозвучных свобод,
Читать!
P.S. Все помнят о событиях 2009 года, когда нам пытались навязать гротескную фигуру нового ректора. Тогда все театральное сообщество России (кто мог предположить, что оно еще существует?) твердо встало на защиту ГИТИСа; сказали свое слово пресса и телевидение — и авторы дурацкой идеи с позором ретировались. Похоже, на этот раз они собираются взять реванш.
Станет ли реформа образовательной системы катастрофой для ГИТИСа и нашего театра?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Станет ли реформа образовательной системы катастрофой для ГИТИСа и нашего театра?
-
Да, она уничтожит нашу уникальную систему театрального образования37353%
-
Талантливые люди реализуют себя в театре при любой системе образования23333%
-
Нет, в нем и так дела обстоят хуже некуда10014%
КомментарииВсего:24
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451846
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343441
- 3. Норильск. Май 1268793
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897722
- 5. Закоротило 822181
- 6. Не может прожить без ирисок 782666
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759489
- 8. Коблы и малолетки 741047
- 9. Затворник. Но пятипалый 471658
- 10. ЖП и крепостное право 407982
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403269
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370670
Вот как Калягин выступал по этому поводу еще три месяца назад: "Рабочая комиссия Министерства образования и науки подготовила проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В нем было определено, что такое колледж, институт, университет. Наши театральные вузы могут претендовать только на уровень института. В принципе, какая разница, как называться, важно хорошо готовить актеров, режиссеров, сценографов. Это правильно, но институт не имеет права ни на магистратуру, ни на аспирантуру. Значит, наши театральные ВУЗы должны будут немедленно прекратить магистерские программы для иностранцев, что скажется на имидже нашей театральной школы. Но, что еще важнее: магистратура, аспирантура– для театральных ВУЗов прежде всего возможность подготовки педагогических кадров. Откуда же мы будем брать театральных педагогов? Ясно, что педагога по сценической речи, сценическому движению, актерскому мастерству для нас в МГУ не подготовят. Да и с педагогами по танцу возникнут проблемы, поскольку нынешние академии балета Москвы и Петербурга по новому закону тоже должны стать институтами."
http://stdrf.ru/programs/public-initiative/gosduma13102010
Почему не отправить театроведение в тот же МГУ (как известно, в Эвропах и Америках подобные специальности живут при университетах)? Авось там языки подучат и прочие полезные предметы. Или надо непременно кушать в одном буфете и писать в одном туалете с будущими актерами и прочими демиургами?
Про западных коллег - это сильно, конечно.
Надо постараться так написать, чтобы никто ничего не понял.
университетом гитис стать не может потому, что математику с русским языком не преподает и т.д.
а став "институтом" потеряет все, ради чего существует - традицию передачи знания и возможность эксперимента в методе преподавания (курс Крымова с Каменьковичем - художники с актерами и режиссерами, или например спецкурс по реконструкции современного спектакля Бартошевича и Силюнаса - такие опыты станут недопустимой роскошью при системе бакалавриата)
про аспирантуру вообще все понятно - без нее заниматься театральной наукой станет практически невозможно.
по поводу вышенаписанного комментария prostipoma: писают и какают в гитисе в отдельных кабинках? общение же происходит на показах студенческих работ, в перерывах и в свободное время, таким образом, что выпускник уже будет существовать в окружении необходимых знакомств в театральном мире - продюсерских, режиссерских, театроведческих, сценографических, актерских и т.д.
существует театроведческий факультет в РГГУ, но мне ничего не известно о его выпускниках - не отрицаю научной деятельности, но не замечаю ее плодов.
очень, очень вы неправы
Но, я отношусь к тому роду людей, которые страдают синдромом поиска глубинного смысла, а посему у меня есть слабоосмысленный комментарий: Они (о это эпическое противопоставление!) желают не ликвидации исторического опыта, а его тривиальной ликвидизации! В конечном счете корни большинства Фурсенковских законопроектов ведут в минэкономразвития, и упираются в баланс бюджета. В связи с вышесказанным назревает очевидный вывод - меры, принимаемые к ГИТИСу, как бы это абсурдно не звучало, не имеют своей целью деструктурирование театральной школы Великой и Могучей, а только лишь поддержание его годового баланса, путем оптимизации его налогообложения (напомню, что в указанном в статье законопроекте есть ссылки на акты отчета банка россии, и его рекомендации по преодолению стагнационных тенденций в образовательном секторе). И, наконец, конечный вывод: вся эта белиберда с ВУЗовским баблом вызвана исключительной любви к деньгам отдельно взятых светил университетской науки - первым делом приходят на ум нашумевший бюджет МГУ и "платный повтор года" в МГЛУ, так что, де-факто, сами виноваты.
так ведь никто не утвержает, что целью мининистерства стоит "деконструирование театральной школы", речь о том, что "меры" приведут к этой деконструкции.
логика у вас верная, но не по обсуждаемой теме)
Ни в каком МГУ театроведческий факультет существовать не может. Мы не только в одном буфете сидим с коллегами - мы активно с ними сотрудничаем, мы включены в процесс. Творческого человека (а я наставиаю, что и театровед, и критик профессии творческие) образовательная машина университета не воспитает.
Просто объясните мне, зачем публично заявлять своё безразличие? Вам так нравится новый законопроект или вам просто лень возражать чиновникам? Такая позиция абсолютно ИНЕРТНА. Инерция повсюду. Поймите - если вы скушаете и этот закон, и следующий, что помешает власти быть абсолютно уверенной в безынициативности общества? - А оно никаким другим и быть не может, если развалить образование.
Власть же глуха, почему общество должно оставаться таким же глухим и безразличным? Если у меня отнимают МОЁ, мой вуз, мой театр - просто приходят и отнимают, как красноармейцы у крестьян отнимали хлеб, к кому обратиться?
http://ptj.spb.ru/blog/poslednie/
Теперь ситуация еще усугубляется...
И мало кого волнует проблема банально того, что без магистратуры-аспирантуры значительно снизится ( то, о чем пишет А.В.Бартошевич) количество, а главное КАЧЕСТВО ( за 4 года вместо 5) тиражируемых ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДОВ и ПЕДАГОГОВ.
Вывод прост: называйте, как душе угодно, но оставьте уже в покое!
Да что Вы, граждане, великой и могучей страны? Что же должно случиться, чтобы Вы стали сопротивляться этой вседозволенности??
Этот закон фактически сводит к нулю работу и историю института со 130-летней историей. Что в этом непонятного?
Уже больше века есть определенная система и ряд дисциплин для воспитания специалиста в области театра. Каждая дисциплина рассчитана на определенное число часов, и этих часов и так всегда не хватает! А тут еще нам радостно объявляют, что надо бы еще слегка в корне подсократить программу обучения. Это все равно, что сказать роженице, что отныне срок вынашивания плода не 9 месяцев, а 7. И хочешь-не хочешь, а в этот срок надо уложиться.
Нужно определенное время, чтобы сформироваться в профессии. И в случае с ГИТИСом система бакалавр-магистр - недопустима. Слишком малый срок…
Как театровед я могу в первую очередь говорить о своей профессии. Так вот история театральных представлений берет свое начало еще до нашей эры. Просто попробуйте представить себе этот временной отрезок до сегодняшнего дня.
Чтобы понимать, откуда взялся Шекспир и что это за фигура, нужно знать, что происходило в английском театре до этого момента. А история театра этой страны связана с итальянским театром. Например, с Комедией Дель Арте. Значит, Комедия Дель Арте в свою очередь была важна не только как явление в свое время, в своей стране.
У Мейерхольда и Таирова был ряд постановок, оказавших свое влияние на историю театра уже 20 века. Этих персонажей использовал Блок и Лорка. Так же это явление обнаружило себя в творчестве Прокофьева, Ренхарда… Оказало влияние на искусство Америки (перфоманс, хэппининг), на французский театр…
Чтобы стать театроведом и с полным правом брать на себя ответственность судить современный сегодняшний театр, нужно быть не только историком театра, но и, собственно, уметь об этом написать. Соответственно, необходимо не только ознакомиться с профессией критика в теории, прочитав труды Белинского, Маркова и Аникста итд, но и освоить это на практике – много писать самому. И это не только маленькие рецензии в 1,5 тыс. знаков, это большие курсовые и дипломы – фактически научные работы, объемом более 50 страниц.
Нам же хотят предложить формат википедии, т.е. просто ознакомление с материалом. Без практики, без исследования, без возможности осмыслить и принять это знание.
Люди, которые идут в ГИТИС, идут именно за знаниями. И желающих – легион, а не пара полудохлых интеллигентов, как принято считать.
Посмотрите на наших выпускников. Это всемирно известные ученые, политики, режиссеры.
Этот закон об образовании ставит под сомнение нужны ли нашему государству мыслящие люди.
ГИТИС – это не только театр. Это воспитание личности.
А мы реформируем образование, причем не в лучшую сторону, и этим плодим тех людей, которые способны на такие вещи.
Выпускников отправят в армию, и вряд ли после этого они станут заниматься наукой. Армии эти 30 человек погоды не сделают, зато прощайте, будущие гениальные театральные педагоги и исследователи театра.
1) с одной стороны народ не испугается дальнейших беспорядков в жизни, так как увидит, что правительство работает на благо страны, только времени им не хватает, они ведь и реформу образования проводят, а образование - это важно,
2) а с другой - уничтожить источник создания людей с мозгами, которые постоянно создают проблемы. а представить всё так: просто название ВУЗа поменяли и внесли незначительные конструктивные дополнения.
что делать, чтобы сохранить уникальность нашего образования?
Андрей Моргунов, Гитисовец, заслуженный артист России, профессор.