Фестиваль «Эдинбургский Фриндж в Москве» заставил еще раз задуматься о том, почему жанр веселого разговора с публикой оказался так органичен для английской культуры и так неорганичен для нашей
Фестиваль «Эдинбургский Фриндж в Москве» заставил еще раз задуматься о том, почему жанр веселого разговора с публикой оказался так органичен для английской культуры и так неорганичен для нашей
Stand-up comedy (на фестивале был показан один из типичных, хотя и не лучших образцов этого жанра — спектакль «В свободном плаванье») — прямой потомок викторианского мюзик-холла. В славнейшие времена империи именно мюзик-холл, а вовсе не какие-нибудь там разводы караулов и выставки королевских регалий, тешащие теперь душу туристов, служил истинным символом британского духа. Он стал великим — не менее, чем Шекспир, — средоточием английскости. В огромных залах «Ипподрома» или «Альгамбры» смешивались все классы и сословия, там толпились мусорщики и денди, члены палаты лордов и лондонские кокни, жители нищего Ист-Энда и обитатели великолепной Белгравии. В простодушных песенках и вольных шутках мюзик-холльных комедиантов, в невинном кокетстве мюзик-холльных танцовщиц публика позапрошлого столетия искала отдохновения от моралистической суровости викторианского мира. При этом эскапистские поползновения мюзик-холла вовсе не подтачивали устои имперской крепости, но, напротив, всячески споспешествовали их укреплению: он был чем-то вроде курительной комнаты Вестминстера — здесь можно было расслабиться, держать руки в карманах, рассказывать мужские анекдоты и смеяться в полный голос. А потом застегнутыми на все пуговицы вновь отправляться в зал заседаний.Так что генеалогия у stand-up comedy вполне почтенная. И хотя явилась она в Англию из Штатов, где жанр возник и оформился, это ничуть не противоречит английскости ее корней, ведь традиции американского энтертейнмента в свое время были предметом экспорта из Британии. У мюзик-холла новый жанр унаследовал дух веселой и дерзкой вольности, радость свободной импровизации и затейливых, на грани риска, игр с публикой. Об эскапизме, впрочем, теперь смешно и говорить, поскольку бежать особенно не от чего, в современном обществе почти все дозволено. Сколько бы теоретики ни твердили о том, что в Англии викторианство бессмертно, его уже нет на свете — оно умирало на протяжении всего прошлого века, как, кстати, и мюзик-холл в классической его форме.
Мюзик-холла нынче в Англии нет, если не считать довольно неуклюжих и вполне безнадежных попыток его возрождения в лондонском Player’s Theatre — преимущественно для ублажения туристов. Мюзик-холла нет, но есть пабы, в которых stand-up comedy нашла себе идеальное прибежище — маленькое сообщество людей, соединенных духом хмельной дружественности, безмятежной готовности повеселиться, благорасположенности к миру и к человеку за соседним столиком, а главное — нашла ту атмосферу полнейшей душевной раскрепощенности, которая составляет суть жанра. Именно там, в шумных британских пабах перед благодушной публикой, накачанной хорошим британским пивом, и стали появляться стенд ап комики со своими полуимпровизированными моноспектаклями, цель которых не только рассказать смешную историю, но и завести зрителей. Любыми средствами, иногда довольно бесцеремонными, вызвать их на ответный контакт, включить в игру. Английская публика на эти провокации немедленно отзывается, чему я не раз бывал свидетелем. В этой взаимной подпитке — залог успеха.
У нас в последнее время то тут, то там тоже возникают попытки создать stand-up comedy, устраивали даже что-то вроде фестиваля, но пока выходит как-то нескладно. Можно объяснять эти полупровалы тем, что элитарные клубы, заполненные московским полусветом, не место для сугубо демократического жанра. Важнее, однако, другое. И нашим дебютантам, а среди них был такой умелый шоумен, как Николай Фоменко, и их публике никак не дается главный секрет жанра, определяющий и его смысл, и его стиль. Этот секрет — в духе внутренней свободы, который по обе стороны рампы нельзя приобрести одним махом. Его надо возделывать долго и упорно, как пресловутую траву на пресловутом английском газоне.
Автор – профессор Российской академии театрального искусства
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452331
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343677
- 3. Норильск. Май 1270204
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897993
- 5. Закоротило 822653
- 6. Не может прожить без ирисок 785401
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762507
- 8. Коблы и малолетки 742194
- 9. Затворник. Но пятипалый 473966
- 10. ЖП и крепостное право 408359
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404775
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371852