Оцените материал

Просмотров: 17439

Спектакли Льва Додина в блогосфере

Вания Каракасиян · 27/11/2008
Гастроли петербургского МДТ, триумфально прошедшие в Москве, вызвали у придирчивых представителей ЖЖ-сообщества строгую и неоднозначную оценку

Имена:  Лев Додин

©  ИТАР-ТАСС

 Лев Додин

Лев Додин

БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ

Автор: boris_minaev


«Додин решил перевести старика нашего Шекспира на язык нового русского менталитета. Эротический подтекст пьесы — сделать эротическим текстом. Если я правильно подсчитал, один из юношей по ходу действия трижды показывает зрителю на свое причинное место, чтобы зритель лучше понял, о чем, собственно, идет речь в данном отрывке. Все раздеты. Все извиваются. Все обозначают страсть. Все исступленно желают друг друга. Все принимают позы. Все изображают томление. И так два с половиной часа.
Больше никто не делает ничего.

Более тяжелого и антиэротического зрелища я не видел в своей жизни никогда. В этом смысле «Театр Европы» переплюнул даже тупую немецкую порнографию, когда хочется скорей выключить телевизор».

©  МДТ

 Сцена из спектакля «Бесплодные усилия любви»

Сцена из спектакля «Бесплодные усилия любви»

Автор: Слава


«Чем «Бесплодные усилия любви» по-настоящему удивляют (неприятно), так это попыткой разбавить всю эту физически невыносимую «утонченность» самыми дешевыми приколами из репертуара антрепризных комедий. В любой из них считается за правило хорошего тона обязательно обыгрывать глагол «дать», даже если он употребляется в функции модального, как знаменательный — и приходящая на эти спектакли публика раз за разом веселится. Вроде бы подобные фишки недостойны мэтра Додина — однако же он к ним прибегает ничтоже сумняшеся, намекая, что условные шекспировские аристократки могут «дать», и не только поцелуйчик какой-нибудь там».

Автор: Prince Nocturne


«У Додина высококлассные актеры. Молодежь (даже пресловутая Лиза Боярская) хороша, но восхищает не столько игрой, сколько пластикой — некоторые моменты поражали с чисто акробатической точки зрения, и за ребят становилось просто страшно. Зато старая гвардия, вроде Александра Завьялова и Игоря Иванова, — это просто боги.
Режиссура же вызывает у меня желание перевоплотиться в Льва Толстого и неуклюже и брюзгливо ерничать по поводу того, что в наше извращенное время режиссер, чтобы оставаться оригинальным, вынужден подвешивать актеров к потолку вниз головой для прочтения монологов о любви. Это очень стильно, очень умно, но такой театр порождает во мне стихийный протест. Хочется идти к Ермоловой и в качестве противоядия смотреть «Марию Стюарт» в исполнении важных и дородных народных артистов СССР. И сценография Боровского в виде колонн на фоне простого черного задника тоже навевает тоску (не говоря уж о том, что нечто подобное мы видели в прошлогодней «Пиковой даме» Фокина). Когда ж к нам вернутся простые и банальные, реалистичные декорации и реквизит?..»

©  Виктор Васильев / Интерпресс

 Сцена из спектакля «Бесплодные усилия любви»

Сцена из спектакля «Бесплодные усилия любви»



ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ

Автор: Лев Семёркин


«В спектакле МДТ режиссер мастерски подчеркнул достоинства пьесы и постарался максимально скрыть ее недостатки.
Первая часть сыграна молодыми актерами, вчерашними студентами, живо, душевно, трогательно — так, как могут и должны играть студенты.
И режиссура здесь не только «педагогическая», здесь не «режиссура умирающая в актерах», первая часть именно «поставлена».
Во-первых, история любви сразу взята в скобки, как «воспоминание» (герой появляется из зала — дяденька в очках, в зимнем пальто и в шапке, и только потом он молодеет, превращается в самого себя 20 лет назад).
А, во-вторых, сцены сыграны именно как воспоминания, эпизоды не отделены друг от друга, а наплывают друг на друга, без разрывов во времени/месте.

©  Виктор Васильев / Интерпресс

 Сцена из спектакля «Варшавская мелодия»

Сцена из спектакля «Варшавская мелодия»

При постановке следующих частей театральный интерес подогревается тем, что актерам дана возможность сыграть возраст, но в этот раз не сработало. Актеры доигрывают. Она не очень убедительна в роли «звезды», харизмы не хватает. А он уже сыграл все «возрастные изменения» во время первого выхода и теперь разжевывает, решает задачу с уже известным ответом.
И вот здесь режиссер выводит на первый план сценографию. Некоторое проседание актерского дуэта он компенсирует более напряженным метафорическим планом».


Автор: Паляша


«Больше всего в этом спектакле мне понравилось как проверяли темноту. Это когда перед началом прогона они выключили везде свет и смотрели, не отсвечивает ли где. Вообще, проверка темноты забавный, даже мистический процесс.

Второй момент, который мне понравился, это когда падали декорации. Очень символично для спектакля про любовь. Любовь, кстати в спектакле не удалась. Зорина, по которому поставлен спектакль, не читала. Но есть подозрение, что книга намного лучше. Додину постановка не удалась».


ДОЛГОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В НОЧЬ

Автор: vonaufas


«…для усиления эффекта, он сделал первую половину усыпляюще-монотонной (и половина зала мирно спала, а другая кашляла), а вторую взрывной. Что ж, это в определенной степени сработало на общий эффект. Актеры мастеровитые, но в первой, монотонной половине порой звучали как вчерашние студенты, а во второй половине разыгрались, и сцена с лампочками получилась просто блистательной».

©  Виктор Васильев / Интерпресс

 Сцена из спектакля «Долгое путешествие в ночь»

Сцена из спектакля «Долгое путешествие в ночь»

Автор: Слава


«…я подгреб точно к моменту, когда должно было закончиться первое действие, а заканчивался уже антракт, и в целом спектакль шел почти на полчаса меньше, чем днем ранее. Но так же уходили толпы, и так же (мне рассказали) у входа спекулянты предлагали билеты (в кассе их на этот спектакль вообще не продавали) по десять тысяч, а страждующие упрашивали продать хотя бы за шесть. Мне навстречу попались три критикессы и облагодетельствовали меня, как Макбета, своими приглашениями, так что я мог еще и выбирать, где сесть — обстоятельство немаловажное, если учесть, что сценографическое решение спектакля, представляющее собой зависающую на подиуме веранду, из первых рядов не позволяет увидеть практически ничего, кроме ног исполнителей. Впрочем, смотреть не на что.

[…]

Почему Додина считают великим режиссером? Почему его вообще считают режиссером — где режиссура в его спектаклях? На чем держится его авторитет и привлекательность МДТ для публики? На этих гастролях я видел десятки, если не сотни разочарованных зрителей — как правило, они пришли на Додина в первый (и, видимо, в последний) раз, купившись на окружающую его имя мифологию, а еще на агрессивную рекламу, которая навязывала публике Додина, как не навязывают ни гигиенические прокладки, ни шоколадные батончики (при том что прокладки — вещь более нужная, а батончики — более приятная). Уходя в антрактах, а то и не дожидаясь антракта (с «Бесплодных усилий любви» бежали толпы!), они говорили примерно одно и то же: у нас были серьезные ожидания, и эти ожидания оказались обмануты…»

В цитатах сохранено авторское написание.


Еще по теме:
Ольга Рогинская. Гастроли Льва Додина в Москве, 25.11.2008

Последние материалы рубрики:
Римас Туминас терпит фиаско в блогосфере, 19.11.2008
Блогеры обсуждают немецких гастролеров, 31.10.2008
По мнению некоторых блогеров, Райкин хочет стать Стрелером, 18.09.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • papumaria· 2008-11-28 01:28:29
    а где же "Жизнь и смерть"? Боярская просто блистала и отсвечивала.
  • papumaria· 2008-11-28 11:42:32
    ээ.. то есть Жизнь и судьба!
  • Felippo· 2009-01-03 04:19:26
    Своим прочтением Бесплодных усилий Лев Абрамрвич еще раз хотел подчеркнуть, что никакой любви в нашей жизни нет и не было. Одни усилия и те бесплодные. Но это его частное мнение прилично для обычной беседы и пошло выглядит на сцене. Потому что любовь даже в самом банальном ее понимании как взаимозависимости всез и вся, есть была и будет. Простим Льву Абрамовичу его промах. Трудно жить без любви.
Все новости ›