Гастроли петербургского МДТ, триумфально прошедшие в Москве, вызвали у придирчивых представителей ЖЖ-сообщества строгую и неоднозначную оценку
БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИАвтор: boris_minaev
«Додин решил перевести старика нашего Шекспира на язык нового русского менталитета. Эротический подтекст пьесы — сделать эротическим текстом. Если я правильно подсчитал, один из юношей по ходу действия трижды показывает зрителю на свое причинное место, чтобы зритель лучше понял, о чем, собственно, идет речь в данном отрывке. Все раздеты. Все извиваются. Все обозначают страсть. Все исступленно желают друг друга. Все принимают позы. Все изображают томление. И так два с половиной часа.
Больше никто не делает ничего.
Более тяжелого и антиэротического зрелища я не видел в своей жизни никогда. В этом смысле «Театр Европы» переплюнул даже тупую немецкую порнографию, когда хочется скорей выключить телевизор».
Автор: Слава
«Чем «Бесплодные усилия любви» по-настоящему удивляют (неприятно), так это попыткой разбавить всю эту физически невыносимую «утонченность» самыми дешевыми приколами из репертуара антрепризных комедий. В любой из них считается за правило хорошего тона обязательно обыгрывать глагол «дать», даже если он употребляется в функции модального, как знаменательный — и приходящая на эти спектакли публика раз за разом веселится. Вроде бы подобные фишки недостойны мэтра Додина — однако же он к ним прибегает ничтоже сумняшеся, намекая, что условные шекспировские аристократки могут «дать», и не только поцелуйчик какой-нибудь там».
Автор: Prince Nocturne
«У Додина высококлассные актеры. Молодежь (даже пресловутая Лиза Боярская) хороша, но восхищает не столько игрой, сколько пластикой — некоторые моменты поражали с чисто акробатической точки зрения, и за ребят становилось просто страшно. Зато старая гвардия, вроде Александра Завьялова и Игоря Иванова, — это просто боги.
Режиссура же вызывает у меня желание перевоплотиться в Льва Толстого и неуклюже и брюзгливо ерничать по поводу того, что в наше извращенное время режиссер, чтобы оставаться оригинальным, вынужден подвешивать актеров к потолку вниз головой для прочтения монологов о любви. Это очень стильно, очень умно, но такой театр порождает во мне стихийный протест. Хочется идти к Ермоловой и в качестве противоядия смотреть «Марию Стюарт» в исполнении важных и дородных народных артистов СССР. И сценография Боровского в виде колонн на фоне простого черного задника тоже навевает тоску (не говоря уж о том, что нечто подобное мы видели в прошлогодней «Пиковой даме» Фокина). Когда ж к нам вернутся простые и банальные, реалистичные декорации и реквизит?..»
ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ
Автор: Лев Семёркин
«В спектакле МДТ режиссер мастерски подчеркнул достоинства пьесы и постарался максимально скрыть ее недостатки.
Первая часть сыграна молодыми актерами, вчерашними студентами, живо, душевно, трогательно — так, как могут и должны играть студенты.
И режиссура здесь не только «педагогическая», здесь не «режиссура умирающая в актерах», первая часть именно «поставлена».
Во-первых, история любви сразу взята в скобки, как «воспоминание» (герой появляется из зала — дяденька в очках, в зимнем пальто и в шапке, и только потом он молодеет, превращается в самого себя 20 лет назад).
А, во-вторых, сцены сыграны именно как воспоминания, эпизоды не отделены друг от друга, а наплывают друг на друга, без разрывов во времени/месте.
При постановке следующих частей театральный интерес подогревается тем, что актерам дана возможность сыграть возраст, но в этот раз не сработало. Актеры доигрывают. Она не очень убедительна в роли «звезды», харизмы не хватает. А он уже сыграл все «возрастные изменения» во время первого выхода и теперь разжевывает, решает задачу с уже известным ответом.
И вот здесь режиссер выводит на первый план сценографию. Некоторое проседание актерского дуэта он компенсирует более напряженным метафорическим планом».
Автор: Паляша
«Больше всего в этом спектакле мне понравилось как проверяли темноту. Это когда перед началом прогона они выключили везде свет и смотрели, не отсвечивает ли где. Вообще, проверка темноты забавный, даже мистический процесс.
Второй момент, который мне понравился, это когда падали декорации. Очень символично для спектакля про любовь. Любовь, кстати в спектакле не удалась. Зорина, по которому поставлен спектакль, не читала. Но есть подозрение, что книга намного лучше. Додину постановка не удалась».
ДОЛГОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В НОЧЬ
Автор: vonaufas
«…для усиления эффекта, он сделал первую половину усыпляюще-монотонной (и половина зала мирно спала, а другая кашляла), а вторую взрывной. Что ж, это в определенной степени сработало на общий эффект. Актеры мастеровитые, но в первой, монотонной половине порой звучали как вчерашние студенты, а во второй половине разыгрались, и сцена с лампочками получилась просто блистательной».
Автор: Слава
«…я подгреб точно к моменту, когда должно было закончиться первое действие, а заканчивался уже антракт, и в целом спектакль шел почти на полчаса меньше, чем днем ранее. Но так же уходили толпы, и так же (мне рассказали) у входа спекулянты предлагали билеты (в кассе их на этот спектакль вообще не продавали) по десять тысяч, а страждующие упрашивали продать хотя бы за шесть. Мне навстречу попались три критикессы и облагодетельствовали меня, как Макбета, своими приглашениями, так что я мог еще и выбирать, где сесть — обстоятельство немаловажное, если учесть, что сценографическое решение спектакля, представляющее собой зависающую на подиуме веранду, из первых рядов не позволяет увидеть практически ничего, кроме ног исполнителей. Впрочем, смотреть не на что.
[…]
Почему Додина считают великим режиссером? Почему его вообще считают режиссером — где режиссура в его спектаклях? На чем держится его авторитет и привлекательность МДТ для публики? На этих гастролях я видел десятки, если не сотни разочарованных зрителей — как правило, они пришли на Додина в первый (и, видимо, в последний) раз, купившись на окружающую его имя мифологию, а еще на агрессивную рекламу, которая навязывала публике Додина, как не навязывают ни гигиенические прокладки, ни шоколадные батончики (при том что прокладки — вещь более нужная, а батончики — более приятная). Уходя в антрактах, а то и не дожидаясь антракта (с «Бесплодных усилий любви» бежали толпы!), они говорили примерно одно и то же: у нас были серьезные ожидания, и эти ожидания оказались обмануты…»
В цитатах сохранено авторское написание.
Еще по теме:
Ольга Рогинская. Гастроли Льва Додина в Москве, 25.11.2008
Последние материалы рубрики:
Римас Туминас терпит фиаско в блогосфере, 19.11.2008
Блогеры обсуждают немецких гастролеров, 31.10.2008
По мнению некоторых блогеров, Райкин хочет стать Стрелером, 18.09.2008
Ссылки
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
а где же "Жизнь и смерть"? Боярская просто блистала и отсвечивала.
-
ээ.. то есть Жизнь и судьба!
-
Своим прочтением Бесплодных усилий Лев Абрамрвич еще раз хотел подчеркнуть, что никакой любви в нашей жизни нет и не было. Одни усилия и те бесплодные. Но это его частное мнение прилично для обычной беседы и пошло выглядит на сцене. Потому что любовь даже в самом банальном ее понимании как взаимозависимости всез и вся, есть была и будет. Простим Льву Абрамовичу его промах. Трудно жить без любви.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452083
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343552
- 3. Норильск. Май 1269456
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897874
- 5. Закоротило 822409
- 6. Не может прожить без ирисок 783867
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760812
- 8. Коблы и малолетки 741675
- 9. Затворник. Но пятипалый 472718
- 10. ЖП и крепостное право 408160
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403956
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371241