Ни тебе погони, ни перестрелки, ни саспенса, ни монтажа аттракционов.

Оцените материал

Просмотров: 41901

Бергман, Люпа и их «Персоны»

Марина Давыдова · 06/04/2012
МАРИНА ДАВЫДОВА о том, что общего у Ингмара Бергмана с Кристианом Люпой, а у Мэрилин Монро с Симоной Вейль

Имена:  Ингмар Бергман · Кристиан Люпа · Мэрилин Монро · Симона Вейль

©  MGM

Кадр из фильма «Персона»

Кадр из фильма «Персона»

В театральной Москве появился новый культ — это культ семидесятилетного мэтра польского театра Кристиана Люпы. Тут можно было бы пуститься в рассуждения о том, как возникают культы в России, как режиссер, на изумительный спектакль которого «Калькверк» не так уж давно на питерском фестивале «Балтдом» невозможно было собрать даже один зрительный зал, вдруг на глазах превратился в икону. Это отдельный и интересный разговор. Но сейчас речь о другом, а именно о двух приехавших на «Золотую маску» спектаклях Люпы «Персона. Мэрилин» (о Мэрилин Монро) и «Персона. Тело Симоны» (о Симоне Вейль), вызвавших ажиотаж у московских театралов и спровоцировавших множество истолкований. Мы осмелимся предложить свою версию этих театральных событий (точнее — Событий) и в качестве главного свидетеля привлечем Ингмара Бергмана. Ведь у Люпы с ним так много общего.

До Бергмана было ясно, что кино, даже выдающееся и уж тем более культовое, — это все равно «киношка». Оно не может избежать увлекательной сюжетности. Ему надлежит поражать — монтажом, трюками, спецэффектами. Шведский режиссер с самого начала, уже в конце 40-х, перевернул все с ног на голову. Или поставил с головы на ноги. Он вытравил из кино «киношность» и резко повысил градус его интеллектуальности. Кто мог бы до него свести к абсолютному минимуму число действующих лиц и практически не выводить действие за пределы комнатных интерьеров, как в «Сценах из супружеской жизни», где большую часть фильма в кадре только двое — Марианна и Юхан? Ни тебе погони, ни перестрелки, ни саспенса, ни монтажа аттракционов…

©  MGM

Кадр из фильма «Персона»

Кадр из фильма «Персона»

Это новое качество бергмановского кино бросается в глаза не только при сравнении с предшественниками, но даже при сопоставлении с современниками. Достаточно посмотреть один за другим «воспоминательный» фильм шведского мастера «Земляничная поляна» и «воспоминательный» «Амаркорд» Феллини. Этот нарочитый перенос акцента с внешнего на внутреннее заставил некоторых интеллектуалов-синефилов утверждать, что фильмы шведского мастера — вообще не кино, а просто перенесенная на экран литература. Они по-своему правы. Для них кино — это все равно немного «киношка». После Бергмана мы узнали, что кино — это кино.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Кирилл Бамбуров· 2012-04-07 01:29:19
    Спасибо, Марина. Замечательный и нужный текст про грандиозные спектакли. Коротко, ясно и без шелухи a la сексуальная неудовлетворенность Симоны и архетип женственности Мерилин)
  • Maska· 2012-04-07 13:33:57
    Спасибо, очень интересный текст.
  • Aleks Tarn· 2012-04-07 15:10:01
    Марина, Вы просто украшение этого сайта.
Читать все комментарии ›
Все новости ›