МАРИНА ДАВЫДОВА о разнице между холопскими замашками и свободным волеизъявлением свободных людей
Надоело писать о политике. Но от нее не спрячешься, не скроешься, она тебя настигнет. Вот и теперь в связи с поддержкой медийными лицами Того,Читать!
Правильный ответ, как известно, сложнее всего дать на неправильно поставленный вопрос. То, что человек вообще и художник в частности имеет полное право думать что ему заблагорассудится и шагать с передовыми рядами не в ногу, вроде бы самоочевидно. Чего тут и копья ломать! Но в том-то и дело, что разговор о свободе мнений и пристрастий в данном случае совершенно неуместен. Ведь понять, что на самом деле думают Миронов, Табаков, Калягин, Коляда, Валерий Гергиев или Валерий Фокин, из их конкретных предвыборных поступков решительно невозможно. То есть каждый из них что-то, разумеется, думает. Каждый наверняка имеет свои политические предпочтения, может быть, сходные, а может, и несходные с предпочтениями другого агитатора, штабиста и доверенного лица ВВП. Но все это — совершенно параллельная реальность. Получившие же столь широкий резонанс поступки — в данном случае не более чем часть давно сложившегося социального ритуала, для исполнения которого совершенно не нужен какой-то оголтелый шантаж со стороны Кремля.
Довольно обратить взоры в минувшие нулевые, и мы увидим, что жанр публичного признания в любви властям предержащим цветет в отчизне лет эдак десять. Причем по сравнению с тем, как во время разнообразных церемоний и торжественных открытий новых сцен и филиалов театральные деятели благодарили власть в лице Ю.М. Лужкова, нынешние предвыборные ролики и интервью «за Путина» выглядят едва ли не публичным хамством в адрес кандидата. Лужкова любили взасос, без экивоков и эвфемизмов, от чистого сердца простыми словами. В годы советского застоя даже самые сервильные худруки и главрежи выбирали менее цветистые выражения для (пардон за каламбур) выражения благодарности партии и правительству, чем те, что в тучные годы высоких цен на нефть стали выбирать наши мэтры для выражения любви к лучшему другу всех членов СТД.
Да ладно Лужков! Как курили фимиам распорядителям бюджетных средств с менее высоких этажей властной муниципальной иерархии — это, я вам доложу, тоже сказки Шахерезады. Помню, во время одной из церемоний режиссер, которого в Москве почитают подлинным воплощением интеллигентности, стал произносить в адрес Людмилы Швецовой речь в совершенно державинском духе. Казалось, он вот-вот без тени иронии начнет декламировать: «Богоподобная царевна / Киргиз-Кайсацкия орды! / Которой мудрость несравненна…».
«Вы, Людмила Ивановна, душа нашего театра», — прочувствованно закончил эту речь служитель Мельпомены.
Положа руку на сердце, мне даже в искренние симпатии театральных деятелей к ныряющему за амфорами подполковнику КГБ проще поверить, чем в столь горячие чувства к ничем не примечательной чиновнице. Так что, в сущности, наши мэтры не сделали сейчас ничего такого, чего они не делали прежде, причем в куда более извращенных формах. Просто теперь содеянное вышло из узкоцеховых кулуаров на широкие просторы общественной жизни, да к тому же в момент наивысшей точки ее кипения и бурления. Вышло и естественным образом вошло с этой жизнью в жестокий клинч.
Патерналистская система в Европе стала постепенно сходить на нет примерно с конца XVIII века. В русской культуре она оказалась более живучей. В ее рамках так или иначе существовали Ломоносов, Сумароков, Жуковский, Карамзин, Пушкин, Некрасов с его «Современником»… Но и уже во времена того же Некрасова издержки системы оказались предметом широкого и беспощадного публичного обсуждения, а уж откровенные славословия в адрес властей и вовсе стали почитаться чем-то малопочтенным. Но российское театральное сообщество так погрязло в тенетах патернализма в советские времена и так вольготно обустроилось в нем в последующие годы, что даже возвращение к стандартам пореформенного времени (не говоря уж о сегодняшних общеевропейских стандартах взаимоотношения художников и власти) кажется ему непосильной задачей. Сервильность стала в театре нормой жизни, главным правилом игры, которые никакая Болотная отменить не может.
Несложно заметить, что все возмущение пропутинскими агитаторами, весь радикализм (никогда не подавать им больше руки) и совсем уж абсурдные выкрики (мы вообще больше не пойдем в их театры и на их концерты) в самой минимальной степени затронули ту среду, в которой вращаются театральные ньюсмейкеры. Для нее как раз было характерно не возмущение, а сдобренная христианской риторикой сладкоречивая терпимость:
NN столько сделал для нашего искусства — кто мы такие, чтобы его (ее) осуждать?
Пусть тот, кто без греха, первым кинет в него (нее) камень.
За его плечами актеры и цеха, он (она) не для себя старается.
И, наконец, самый неопровержимый довод:
А может, он (она) просто любит Путина!
Видеть разницу между холопскими замашками и свободной волей и мыслеизъявлением свободных людей в театральной среде не принято. В этой среде даже теми, кто сам ходит на митинги с белой ленточкой в петлице, попытка публичного возмущения «коллаборационистами» зачастую воспринимается как моветон. А то и вовсе как самопиар за счет известных медийных лиц.
Впрочем, дело тут не в одних лишь живучих патерналистских традициях и конкретных агитаторах за Путина. Они лишь надводная часть айсберга. Дело еще и в том, что большая часть театрального люда и в самом деле не хочет перемен. Для нее Путин знак того, что все останется, как прежде. Если Путину есть альтернатива, значит, и мне она найдется, с тревогой думает обладатель крупного театрального надела. Если Путину и его команде не в пожизненное пользование отдана Россия, значит, и мне мой театр, который я строил, реконструировал, обустраивал, отдан не в пожизненное владение. Несправедливость, однако!
Как только с правительственных и президентских высот идея равенства перед законом, ротации и честной конкуренции спускается на уровень твоей собственной жизни, она сразу утрачивает свое обаяние.
Глядя на наш театральный мир, начинаешь ясно понимать, что дело, в конце концов, не в том, за Путина ты или против. Дело в том, насколько ты готов жить в новом (на поверку не таком уж дивном) мире верховенства законодательных норм над личными связями с Петром Петровичем и личной благодарностью ему за то, что он, сердешный, тебе, а не Семен Семенычу отвалил бюджетных денег на строительство филиала. Ведь истинная альтернатива Путину — это не просто какой-то конкретный дядя. Это именно способность общества (каждого отдельного его члена!) экстраполировать на свой цех и на себя лично все те ценности, за которые мы ратуем на Болотной — Сахарова. И если принять за аксиому, что российский театр в большей степени, чем любой другой вид искусства, повторяет в миниатюре само устройство российского общества, следует с горечью признать, что людей, готовых жить не в Киргиз-Кайсацкой орде, а в мире западных ценностей, у нас ничтожно мало. Гораздо меньше, чем тех, кто справедливо ругает нехорошую власть.
КомментарииВсего:46
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451795
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343405
- 3. Норильск. Май 1268733
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897707
- 5. Закоротило 822167
- 6. Не может прожить без ирисок 782610
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759360
- 8. Коблы и малолетки 740987
- 9. Затворник. Но пятипалый 471576
- 10. ЖП и крепостное право 407968
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403219
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370590
__________________
Звучит красиво. Но на выборах президента напротив одного из имен придется ставить галку. И там имени "выбираю способность общества экстраполировать ценности, за которые ратует Болотная", увы, нет.
И правильно
Для страны, где живут и выступают (на сайте о культуре, в том числе) такие подобия (западных) человеков, как всякие tridi, novoevremya и прочие (и это люди, которые умеют писать!), будущий президент - слишком хороший вариант.
И таких людей довольно много, и им просто жаль тратить время на чепуху.
Марина, займитесь своим делом, пишите рецензии!
А Вы еще знаете какие-нибудь другие слова, Марина?
А зачем брать в расчет этих людей? Почему живые должны в сегодняшних обстоятельствах брать в расчет тех, кто "как-то не очень" жив? И особенно этим последним не следует раздавать живым повеления - чьим делом заниматься, что писать, а чего не писать. Тем более, что Марина Давыдова к ним не нанималась и не холопилась, надо полагать.
Ваши единомышленники-революционеры уничтожали великую российскую культуру. Взамен ваших обновлений мы получили сегодня - макаревичей и юр музыкантов. Но вам и этого мало? Чего же вы ещё хотите, чтобы в России и русского духа не осталось?)
Вся ваша статья - очень длинная и водянисто-витиевато изложена.
Народ вам наш не нравится? Непонятен он вам? Подозреваете, что те, кто поддержал Путина - крепостные патерналисты?)))
/Патерналистская система в Европе стала постепенно сходить на нет примерно с конца XVIII века./
- Ой-ли), а Наполеон, а Гитлер, а де Голь - это ли не патернализм в Европе? И если обстоятельства немного изменятся - там снова возникнет отец нации или сверхнации.
Только в отличие от русского патернализма - западный всегда был и будет колониальным по своей природе: порабощение народов и их ограбление. Чем сейчас и занимаются в странах "арабской весны", т.е. бандитизмом под видом революционных обновлений.
...Ломоносов, Сумароков, Жуковский, Карамзин, Пушкин, Некрасов с его «Современником»… - это для вас "патерналисты", для вас это ругательное слово?).
В этот список забыли внести Достоевского, Толстого, да практически весь цвет русской культуры, включая наших недавних современников Шолохова, Шукшина.
Успокойтесь, принимайте всё как есть: запад останется западом, а восток - востоком, но не в географическом смысле, а в духовном. Первые будут постоянно убегать от Бога, а вторые своей кровью - искупать их грехи и давать им шанс ОСТАВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ.
Для евразийской страны должно быть чтото посередине.
Могу предложить два не оригинальных ответа.
Запад - ценность индивида выше ценности рода (толпы), есть Закон.
Восток - высшая ценность - род, индивид лишь часть рода. Есть справедливость, которую каждый род понимает по-своему.
Не стоит считать, что что-то "лучше". Каждому - свое.
И бесполезно, поэтому, восточному человеку доказывать преимущества Запада. И наоборот.
В России во времена перемен под непременным лозунгом западных ценностей приходит к власти и серьезно усиливается "Орда".
Усиливается клановость, родо-племенные связи, следовательно, коррупция, вольное отношение к закону и прочее.
Судя по всему, Россия обречена на раскол.
И власть орды.
А "западники" будут покидать орду, как это было, есть и будет.
А ордынцам и здесь хорошо. И на Западе, и на Востоке они (со своими родо-племенными ценностями, связями и отсутствием индивидуальности в любых проявлениях) они не нужны. Любо сгодятся в виде дешевой рабочей силы.
Так что и далее будут существовать они в своей орде/своей ордой. Благо, имя им - легион.
Извольте.
Вот мои самостоятельные мысли.
В сети устроена война, одних ничтожеств на службе у "батюшки-царя" с другими ничтожествам, которым ужасно хочется почувствовать свою значимость. И те и другие - не отличаются ни умение слушать, ни умением внятно выражать свои мысли. И те и другие занимаются самореализацией.
Очень хорошо и удобно будучи "свободным" художником заниматься обсуждением и рассуждениями, как было бы хорошо, если бы искусство было независимо от власти. Не было, не есть и не будет независимым.
P.S.: Грамоте обучиться не мешало бы, а уж затем "справедливо ругать власть".
//А ордынцам и здесь хорошо. И на Западе, и на Востоке они (со своими родо-племенными ценностями, связями и отсутствием индивидуальности в любых проявлениях) они не нужны. Любо сгодятся в виде дешевой рабочей силы.
Так что и далее будут существовать они в своей орде/своей ордой. Благо, имя им - легион.//
Пушкин, Достоевский, Толстой... - "имя им легион"?
Может вы грибков галлюциногенных откушали?)
Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
(Мк.5:8)
Так это на Болотной заправляют матершинники и атеисты...ордынцы,т.е. НЕЧИСТАЯ СИЛА, БЕСЫ)
А те, которых вы называете ордынцами - это христиане, мусульмане, иудеи и другие нормальные люди, живущие испокон веков в России и считающие ее своей родиной и обожающие ценности ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ!
Орда - это внешнее нашествие с целью разрушения государства-конкурента.
И внутреннее нашествие, через пятую колонну - служащее ИНОСТРАННЫМ ПОСОЛЬСТВАМ.
Вот и сегодня эта орда, по команде фас - травит Путина, как самого талантливого и преданного воина, отвоёвывающего, укрепляющего и охраняющего суверенитет России.
Сегодня информ-орда оболванивает неопытных людей посредством лжи в интернете и сгоняет их на "мирные тусовки".
Одна из таких "мирных шествий" закончилась "КРОВАВЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ" в 1905 году. Кто тогда стрелял по жандармам - снайперы (как сегодня по полицейским в арабских странах) или боевые спец-отряды, ряженные под рабочих - узнаем после открытия архивов зарубежных спецслужб.
Вот эта орда провокаторов и сеет сегодня смуту в России, создавая через интернет-размножение видимость протестного народоизъявления))
Признаками ордынцев является - РУСОФОБСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.
И находясь в этой мирорвозренческой парадигме - Марина Давыдова хочет чему-то научить и цивилизовать русский народ, помочь русским варварам быть людьми цивилизованными.
НО РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ ПО БЕЗНРАВСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ.
НЕ МОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ РОСТОВЩИЦЕСТВОМ - ДУША ОТВЕРГАЕТ НАЖИВУ.
НЕ ПРЕЛЬЩАЕТСЯ КРИТЕРИЯМИ "НОВОЕ" ИЛИ "УМНОЕ", ЕСЛИ В ЭТОМ НЕТ СЕРДЦА И ЛЮБВИ.
Марина, скорее наоборот, именно мы - ДАЖЕ СВЕРХЦИВИЛИЗОВАНЫ))), поэтому можем относиться с апофигизмом ко всему, что всё-равно когда-нибудь сгниёт).
И только ВЕЧНОЕ, БОЖИЕ - имеет для нас цену.
Но не для вас.
Вы постоянно будете ошибаться.
В вас заложена другая программа)
Прочитайте свой последний комментарий и попытайтесь понять, что Вы написали. Только без обращения к Марине Давыдовой.
Моей рукой водило вдохновение). А значит и обращение к Марине Давыдовой - на месте)
С чего вы взяли - разве евреи в России не патриоты России?
Правду, и ничего кроме!
а чтобы не быть голословным- ссылка на мой пост (в Тему ВВП) -
http://f5.ru/sufiaks/post/278411
Спасибо Вам от всей Души !
У меня галлюцинации или я услышал в этом месте закадровый хохот, как в дурном ситкоме?
Российский театр повторяет устройство российского общества! Офигеть!
С чего вдруг Вы заговорили о марксистской доктрине? Какое она имеет отношение к статье М. Давыдовой?
Ваше хаотичное сравнение художников 15-16 столетия и, почему-то, авторов 19-го с нынешним поколением так же не вполне понятно. Если согласиться с Вашей теорией деградации в искусстве, нужно признать, что Пушкин и Чехов, творившие спустя несколько столетий после Рембрандта — жалкие деграданты.
«Русская цивилизация» —это, простите, что? Очередное клише, из серии «русской души»? Сколько можно противопоставлять себя всему миру? Ваши лозунги еще как-то работали в рамках закрытой советской системы, как утешительная альтернатива лозунгам типа «народ и партия — едины!» Сейчас они — просто смешны!
Это в России-то «душа отвергает наживу»? Проснитесь!
По-моему, «русская цивилизация» по безнравственности давно переплюнула запад. Не говорю обо всех русских, только об общих тенденциях.
Очень жаль, если русских не прельщают «новое» и «умное», но я бы, на Вашем месте не рисковала бы делать подобные заявления от лица всего русского народа, это существенно нахальнее желания Марины Давыдовой помочь русским стать более цивилизованными, в чем я лично, не вижу ничего плохого.
Что касается деградации в искусстве, осмелюсь посоветовать вначале ознакомиться с тем, что происходит в мире современного искусства. Как художник, могу сказать, что такого полета мысли, такого размаха, таких смелых идей, как сейчас, не было ни в эпоху возрождения, ни во времена Малевича и Кандинского, которые осмелились сделать что-то новое и до сих пор подвергаются нападкам тех, кто не понимает, что искусство — это смелая попытка, это порыв, поиск, пусть и не всегда удачный, а не доведенное до предела техническое мастерство.
Что Вы называете «сегодняшними инсталляциями»? Как мне кажется, инсталляция инсталляции рознь, хотя, подозреваю, что и об этом у Вас очень поверхностное представление.
Граждане с мнением ,подобных <tridi>,тоже имеют место быть.Ведь восхвалять "главного" в нынешней ситуации может человек ничего не понимающий ни в экономике,ни в промышленности,ни в юриспруденции,при этом не умеющий анализировать события.И даже при таких его достоинствах,он обязательно должен быть "прикормленным". то есть быть удовлетворён чисто животными инстинктами.
Плохо,что таких становится больше.Ведь "главный" методично разрушал систему образования,на ключевых постах ставил баранов,в думу пихал недалёких,а сейчас прикармливает военных и полиц с целью подавлять свободомыслящ гражд
А те которые якобы "работают" и им некогда думать о том что творится с родной стране,просто подобны антилопам Гну в Селенгети, которых по одному поедают хищники (моя хата с краю)
//О чем Вы тут повествуете, tridi? Возможно Вашей рукой водило вдохновение, но здравый смысл и логика явно отказались ему помогать.//
- Вдохновение выше здравого смысла и логики)
Любой гений вам скажет, что tridi - прав)
//По-моему, «русская цивилизация» по безнравственности давно переплюнула запад. Не говорю обо всех русских, только об общих тенденциях.//
- Пожалуйста, приведите примеры)
//Если согласиться с Вашей теорией деградации в искусстве, нужно признать, что Пушкин и Чехов, творившие спустя несколько столетий после Рембрандта — жалкие деграданты.//
- Я то как-раз и утверждаю, что ТЕОРИЯ ПРОГРЕССА - не работает.
А у Карла Маркса и Фридриха Энгельса на этом весь ИСТМАТ строится.
P.S.
И оставьте, пожалуйста, менторский стиль - он вас не украшает, наоборот он подчеркивает ваши пробелы в самообразовании.
Уверен, что Марина Давыдова понимает - о чём я говорил. Поэтому - не вступает в полемику.
У вас очень много ошибок в тексте)
Порядочному человеку было бы стыдно так отзываться о своих согржданах и противопоставлять их друг другу. Вероятно, Маркс с его классами-антагонистами усвоен намертво).
И интересно, где Маринина... простите, Марина Давыдова видела свободное волеизъявление свободных людей? Пожалуйста, назовите хоть одно свободное имя и одно волеизъявление. И все начнут смеяться)
альтернативы которому нет, она в очередной раз внесла сумятицу в немногочисленные ряды русских европейцев. //
- А не те ли внесли сумятицу, кто вдруг возжелал "мирных" и "белоснежных" революций со взятием Кремля). Не те, кто показывает уже несколько месяцев пример развязного, безбашенного поведения - с матершиной, безнравственным эпатажем, с ложью и подтасовками, с ёрничаньем - и всё это ради ЧЕСТНЫХ ВЫБОРОВ под патронажем иностранных посольств?
Нет, так не бывает - благие цели не достигаются дурными средствами.
А Владимиру Путину действительно сегодня альтернативы нет. Это признают его иностранные партнёры). Все его сегодня поздравляют с президентским избранием - и все такие радостные. А последним, верящим в Путина и его победу - поздравил Барак Обама.
Марина Давыдова, а чем плоха безальтернативность? Вот, например, Моцарт или Шекспир - они тоже безальтернативны. И английская королева на троне в течение 60-ти лет несменяема. Но британскоий народ вместе с гражданами Канады и Австралии почему-то не призывают к обновлению и к белоснежно-пушистой революции)
Марина Давыдова, а кто это такие - "немногочисленные ряды русских европейцев"?
Вот например, Пушкин, сочинивший "На холмах Грузии" - это русский европеец? А Лермонтов, автор "Тамары"? А Римский-Корсаков со своим шедевром "Шехаразада", а Бородин с "Половецкими плясками" или Рахманинов - с его восточной мелодикой?
А может быть, Вы имели ввиду Андрея Макаревича, Юру Шевчука, Диму Быкова и Мишу Ефремова? Или Чхартошвили, Улицкую, Шендеровича, Ганапольского, Венедиктова?
Это они - немногочисленные ряды русских европейцев?
Правильно, не пишите о политике, лучше прячьтесь от неё и бегите сломя голову - не останавливаясь у немногочисленных рядов упомянутых русских европейцев)
- Ответ: передовая часть общества - это относительное определение, а настоящий художник - абсолютное. Поэтому, настоящий художник - может думать и действовать, а передовая часть общества, не имея коллективного разума - может только действовать, наступая друг другу на ноги и ломая рёбра)
- Гениально!
- Перу нужно расписаться - и тогда потечёт мысль)
- Шаг в сторону для стимулирования и сосредоточения мысли)
- Ну вот, фантазия взыграла, рождая тучные стада эмоций и сравнений)
- Наконец-то, мысль обретена, но... ложная))
/Из афоризмов tridi/
Свободные люди могут быть подлецами и свободно проявлять свою подлость
/Из афоризмов tridi/
Клевета, оговор - известный приём)
Поддерживаю)
Только не следует стесняться хорошо говорить о Путине - по-сути вся эта волна информацилонного террора направлена против него.
- Нормальные люди могут tridi и не читать, остальные - обязаны)
Настоящая альтернатива Путину...
Рекламный банер время от времени появляется на полях OS, но не для того, чтобы прочитали Марину Давыдову. Нет, всё проще - достаточно, чтобы глаз видел три, вернее два "ключевых" слова: АЛЬТЕРНАТИВА ПУТИНУ. Вот такое вот простое "вдалбливание" или - зомбирование)
Марина Давыдова, вы в этом согласны участвовать?