Ничего страшнее актерской стаи, оставшейся без режиссера-помещика старой формации, я, по правде говоря, сегодня не знаю.
События в Театре на Таганке, на взгляд МАРИНЫ ДАВЫДОВОЙ, стали самым убедительным свидетельством краха феодальной системы нашего театра
Не успели артисты Театра им. Маяковского, свергнувшие Сергея Арцибашева, обрести нового театрального начальника в лице (бывает же в жизни счастье) Миндаугаса Карбаускиса, а доблестная труппа Театра им. Станиславского во главе с «человеком-амфибией» Владимиром Кореневым «сожрать»Читать!
Попытаемся разобрать по порядку симптомы и причины заболевания.
Нынешняя театральная система, как и государственная система, в которой она возникла, была глубоко авторитарной. В ней режиссеры, допущенные чиновниками к управлению театрами, привыкли чувствовать себя Карабасами Барабасами, имеющими у себя в подчинении деревянных человечков (артистов, монтировщиков, костюмеров и пр.), которых, если что не так, можно и в растопку пустить. Конечно, с народными СССР и даже заслуженными РСФСР у Карабасов был особый разговор, но представить себе диалог Георгия Товстоногова, Андрея Гончарова или Валентина Плучека с лидером какого-нибудь профсоюза осветителей так же сложно, как Иегову, вступившего в диалог с агарянами.
К самодурству крупных режиссеров принято было относиться снисходительно (а зато спектакли хорошие ставят!). К их барственным замашкам — тем паче. Ситуация, в которой выдающийся худрук театра, приезжая куда-нибудь на гастроли, требует себе вип-обслуживание, до сих пор является у нас чуть ли не нормой. Порой он вообще живет в другой (не той, что все остальные) гостинице, о местоположении которой известно лишь особо приближенным гражданам. Такое недопустимое в цивилизованной стране социальное расслоение служителей прекрасного, конечно же, есть пережиток советского феодализма. Ибо сформировавшаяся при социализме наша театральная система по сути своей является именно феодальной. Мои прибалтийские (то есть давно уже тронутые тлетворным западным влиянием) друзья, помню, потешались над советской табелью о рангах, согласно которой худруку полагалось лететь на гастроли чуть ли не в специально зафрахтованном самолете, народному артисту ехать, скажем, в СВ, заслуженному — в купе, просто артисту — в плацкартном вагоне, а машинистам сцены, видимо, вообще идти пешком с котомкой за плечами.
Самое печальное в этой ситуации театрального феодализма даже не то, что режиссер-помещик относится к артистам и прочим работникам театра как к дворовой челяди, а то, что работники театра сами к себе, увы, так до сих пор относятся. Только дворовые люди, а не свободные граждане будут писать челобитные (излюбленный жанр наших театральных работников) на высочайшее имя с жалобами на плохого худрука. Живо представляю себе, скажем, артистов польского «Театра Народовы», пишущих письмо мэру Варшавы.
Только люди с сознанием крепостных крестьян будут не год и не два, а много лет кряду терпеть унижения, о которых они теперь дружно рассказывают, и все-таки не двигаться с места. Вероятно, Юрий Любимов и впрямь бывал порой груб и несправедлив. Но кто мешает не мучиться с Любимовым (или с несопоставимым с ним по масштабу дарования Галибиным), а поискать счастья на стороне. В конце концов, в Москве чуть ли не двести театров. И я не верю, что талантливый человек окажется не нужен ни одному из них. А если не нужен, то не стоит ли, в самом деле, ему сменить профессию. Но нет… Как русских крестьян, русских артистов отличает привязанность к «земельному наделу» и общинное сознание. Они (не все, но подавляющее большинство) привыкли воспринимать себя не как самостоятельные творческие единицы, а как часть некоей стаи.
Надо бы при этом понимать, что в новые времена феодальная система оказалась тронута диковатым капитализмом. Привязанные к «земельному наделу» лицедеи ринулись «немножечко шить» на стороне, стараясь при этом сохранить свой «надел». Ситуация, когда штатный работник театра заявляет главному режиссеру, что на репетицию прийти не сможет, ибо у него съемки, стала нынче привычным делом. Никогда еще русский театральный артист не разменивал себя до такой степени на халтуру — сериальную, рекламную, на киношку третьего сорта. В системе советского феодализма он хотя бы верой и правдой служил Мельпомене. Теперь неизменно служит еще и Мамоне.
И ничего страшнее актерской стаи, оставшейся без режиссера-помещика, я, по правде говоря, сегодня не знаю. С Любимовым артисты «Таганки» в последние годы стоили, по разным оценкам, три копейки, десять копеек, много рублей. Но они чего-то стоили! Без него они не стоят вообще ничего. То есть по отдельности — не знаю, там ведь есть талантливые люди. Но вместе взятым, им грош цена. Собственно, цену эту наглядно демонстрирует ушедший в свое время в раскол театр «Содружество артистов Таганки», давно забытый пишущей братией, да и вообще давно всеми забытый. И самое страшное, что можно сейчас вообразить, это превращение нынешней «Таганки» в придаток «Содружества», их эстетическое, а то, не ровен час, и юридическое слияние. Призвание на царство Валерия Золотухина или еще какого-то любимовского артиста-корифея. Вместо «Таганки», в которой все же теплилась какая-то жизнь, мы получим очередную театральную гробницу. А вместо труппы — очередной смердящий труп.
Александр Галибин во время сбора труппы Московского драматического театра имени К.С. Станиславского 9 сентября 2008 года
Феодальная система потихоньку рушится, но механизмы, позволяющие проводить своевременную санацию полуразложившихся коллективов, так и не выработаны. Дело же, в конце концов, не в репертуарной или нерепертуарной системах, а в том, что и та и другая системы в цивилизованной стране предполагают бесконечное обновление, вечную ротацию. Там нет пожизненно сидящих в своих креслах худруков и пожизненно служащих в одном и том же театре артистов, которые могут лет десять подряд вообще не выходить на родную сцену. Вы скажете: а как же Любимов? Он тоже подлежит ротации? Но помилуйте. Любимов — это абсолютное исключение из правила. Уникум. Исключения, известно, для чего существуют. А правила должны быть жесткими. Они должны предполагать:
1) избавление театров от балласта;
2) в некоторых случаях — вообще расформирование коллектива (только что в Москве проходили прощальные гастроли труппы Мерса Каннингема, после которых она будет именно расформирована);
3) внятные критерии оценки деятельности того или иного худрука;
4) прозрачность назначений (почему в Театр Станиславского был в свое время назначен Галибин, сказать сложно, но почему теперь Валерий Белякович — и вовсе невозможно).
Читать!
Все это не отменяет конфликты или обиды, театр — живое дело. Но это позволяет хоть как-то оптимизировать театральный процесс и предотвратить превращение наших театров в запущенные поместья, в которых взбунтовавшаяся дворня придирчиво подыскивает себе подходящего Карабаса Барабаса.
КомментарииВсего:19
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451850
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343442
- 3. Норильск. Май 1268793
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897724
- 5. Закоротило 822188
- 6. Не может прожить без ирисок 782680
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759505
- 8. Коблы и малолетки 741052
- 9. Затворник. Но пятипалый 471667
- 10. ЖП и крепостное право 407983
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403274
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370672
Именно карабасы-барабасы и деревянные человечки. Первые постепенно теряют и опыт, и былую хватку, им некому передать свой опыт, ибо вокруг пустота (что, возможно, и заставляет их сохранять эту самую феодальную власть до самого конца). Вторые, собственно и составляющие пустоту, искренне уверены в том, что здесь и сейчас власть должна достаться именно им... и каждому из них в отдельности.
Вакуум, одним словом.
Not with a bang, but a whimper...
Дело в том, что прежнее отношение к театру (от академических коллективов до любительских, клубных) предполагало обязательную чрезвычайную жертвенность. От человека "на театре" требовали (не просили, а требовали) беззаветной самоотдачи - и не во имя подчинения худруку-карабасу, а во имя Служения. И ведь отдавались, без "турусов и колес", "полной гибелью всерьез" отдавались. Было в этом что-то от секты - особенно в труппах, подобных таганской. Не карабас ими командовал, а гуру.
Любимов оттого так возмущается, что кончилось это время, ушло безвозвратно. И хорошо, что кончилось. Сектантство все-таки вещь нездоровая, какими бы красивыми словами его не прикрывали.