Оцените материал

Просмотров: 10573

Польский театр в Москве: «Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы

Марина Давыдова · 27/12/2010

Имена:  Кристиан Люпа

Кристиан Люпа

С 1963 по 1969 год учился в Художественной академии в Кракове, затем — на режиссерском факультете Государственной высшей школы кинематографии в Лодзи. С 1973 по 1977 год изучал театральную режиссуру в Высшей государственной школе в Кракове. После окончания сотрудничал с Театром имени Циприана Норвида в городе Еленя-Гура, где с группой молодых артистов создал своеобразную театральную лабораторию, занимаясь поисками нового театрального языка и сценических приемов. В это же время ставил спектакли в «Старом театре» в Кракове, который с 1984 года стал его основным местом работы. Часто является не только режиссером, но также сценографом и автором инсценировок.

В Польше, на родине Ежи Гротовского и Тадеуша Кантора, сформировались две традиции и были проложены два магистральных пути современного театра — как неустанного жизнестроительства и как места очень личностного высказывания режиссера. Люпа, казалось бы, бесконечно далек от того и другого, однако на самом же деле он наследник обеих традиций. В отличие от Гротовского он равнодушен к паратеатральным опытам, в которых процесс важнее результата, и любит ставить многочасовые и многофигурные спектакли. В отличие от Кантора, предпочитавшего бессюжетные путешествия по пространству своей памяти, он очень любит воплощать на сцене многостраничные философские романы — «Мечтатели» Р. Музиля (1988), «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского (1990), «Этюды из “Человека без свойств”» по роману Р. Музиля (1990), «Мальте» Р.- М. Рильке (1991), «Калькверк» Т. Бернхарда (1992), «Лунатики, Эш, или Анархия» Г. Броха (1995).

Этот режиссер неизбежно должен был появиться именно в Польше, где театр впервые в истории стал не просто искусством интерпретации некоего текста, но местом глубоких духовных поисков и свободного режиссерского сочинительства. «Меня интересуют пограничные области между литературой и театром: неполного театра и перетекающей в театр литературы… Я не хочу до конца делать из литературы драму. В романе открытия на тему диалога не сводятся только к самому диалогу. Они проявляются в сосуществовании диалога и определенного лирического контекста, тихого шепота, простирающегося над ситуацией. Я делаю театр, который заражен литературой и не может целиком от нее освободиться. И одновременно является чем-то совершенно другим, может быть, даже противоположным театру слова», — говорит Люпа в одном из интервью.

Последние годы он работает над циклом спектаклей, посвященных выдающимся личностям ХХ века. Этот смешной, немного похожий на Паганеля интеллектуал и мудрец, в сущности, не ломает никаких устоев и никого не эпатирует. Он просто легко и самозабвенно сочиняет свои спектакли. Но точно можно сказать, что таких, как он, одновременно глубоких и свободных режиссеров, в нашем театре нет. Не только в поколении самого Люпы. Вообще нет.

О спектакле «Персона. Мэрилин» читайте здесь



Польский театр в Москве:
«Теорема» Гжегожа Яжины
«(А)поллония» Кшиштофа Варликовского

Все новости ›