Пьеса Александра Вампилова так увлекла мастера постмодернистских пародий Константина Богомолова, что он решил не придумывать для нее никакой концепции
На сцене «Табакерки» — провинциальный социалистический уют конца шестидесятых. Справа — гостиная, она же кухня, с лакированным сервантом, желтым абажуром и электроплиткой с вечно бурлящей на ней кастрюлей. Слева — лестничная клетка с подоконником, на котором курят, сплевывая из окна во двор, или, прицелившись, метят на целый пролет вверх (можно только удивляться, как Ларисе Ломакиной удалось вписать все это в пространство маленькой сцены «Табакерки»). В прологе над этим знакомым мирком плывет уютный, еще не старческий, а вполне обаятельный голос Брежнева, отвечающего на вопросы французского корреспондента. «Бываю ли я в театре? Иностранные делегации надо водить в Большой театр — поэтому десять раз в году я смотрю «Лебединое озеро»... Внуков двое: старшему 14, младшему 10. Самые лучшие внуки — мои, так ведь все говорят?..»Если вы думаете, что режиссер решил поглумиться над «бровеносцем», то ошибаетесь. Лихой насмешник и мастер постмодернистских пародий — взять хотя бы его «Отцов и детей», где Базаров стал неформалом в растянутом свитере, «отцы» — обитателями советских номенклатурных дач, а русские крестьяне — ряжеными из ансамбля Моисеева, — Богомолов в «Старшем сыне» добровольно отказался от ернического намерения «вбросить» действие пьесы Вампилова в чужую эпоху. В подъезде дома, где живут Сарафановы, красуется афиша «Я шагаю по Москве» (на то она и провинция, чтобы время останавливалось), запись Брежнева сменяется чтением прозы писателей-деревенщиков, затем бравурной «Avanti Popula» и «Белла, чао». А лейтмотивом метаний героя, осознавшего, что циничный розыгрыш перевернул всю его жизнь, становится трагическая музыка Майкла Наймана.
Слегка размытое время и вполне узнаваемое пространство советского «многокамерного» жилья служит лишь фоном для создания характеров. Пожилой несчастливый мечтатель Сарафанов (Сергей Сосновский) возвращается домой крадучись — дома он врет, что служит в оркестре, а сам давно уже играет на танцах и похоронах. Уставшая от его вранья дочь (Яна Сексте) ставит перед ним тарелку и уходит спать. Сын-подросток (Андрей Фомин) собирается бежать из дому, оттого что влюблен в гулящую соседку (Светлана Колпакова). Сам Сарафанов, едва дети уходят, достает из тайника водку и льет в борщ. А где-то там, на верхней площадке, бродит странного вида сосед (Алексей Усольцев), не от хорошей, видно, жизни коротающий время на лестнице…
Если быт ушедшего времени Богомолов воссоздает с усердием историка, то ключевое для пьесы преображение «старшего сына» Бусыгина он исследует с завороженностью биолога. Решив выместить на незнакомом старике свой комплекс безотцовщины (так играет эту роль Чурсин), Бусыгин сам попал в сети — испытал жгучее сыновнее чувство к непутевому, надоевшему собственным детям Сарафанову. Чурсин блестяще отыгрывает все перемены своего героя. Его острые, угловатые, взрывные движения становятся все более мягкими и нерешительными, взгляд — менее колючим, но более беспокойным. Трудно забыть и помертвевшие глаза Сарафанова—Сосновского, когда, загнанный детьми в угол, он признается: «Великого музыканта из меня не получилось». Или реплику Бусыгина «Папа, я тебе не сын!». Юрий Чурсин произносит ее так быстро и с размаху, как кидаются в омут.
У Богомолова вообще все хорошо играют. Однако у каждого в этом спектакле есть моменты странной несделанности — будто художник оставил на картине белые пятна, чтобы немного затуманить смысл своего высказывания. Будто он убоялся сыпавшихся на него прежде упреков в лобовой концепции его постмодернистских экзерсисов и решил отказаться от концепций вообще. В итоге от увлекательно сыгранного спектакля остается ощущение, словно, рассматривая старое семейное фото, ты вдруг обнаруживаешь, что оно на самом деле коллаж.
Другие материалы раздела:
Фестиваль «ЦЕХ» открылся мультимедийным перформансом из Португалии, 12.12.2008
Вания Киракасиян. Премьеры Херманиса и Вырыпаева в блогосфере, 11.12.2008
«Тартюф» в парижском «Одеоне», 05.12.2008
Ссылки
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452089
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343556
- 3. Норильск. Май 1269499
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897878
- 5. Закоротило 822418
- 6. Не может прожить без ирисок 783952
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760845
- 8. Коблы и малолетки 741692
- 9. Затворник. Но пятипалый 472775
- 10. ЖП и крепостное право 408162
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403981
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371268