На майские праздники Москву оккупируют люди с куклами, шарманками и ходулями. Они должны перевернуть наши представления о детском досуге
© Предоставлено фестивалем «БУТОН»
Сцена из спектакля «Кораблик» театра «Будильник»
Еще совсем недавно детский театр у нас был какой-то страшной резервацией, местом безвременья, куда загнать человека могла лишь плохая карма. Родители отбывали здесь тяжкую повинность, приобщая детей «к искусству», и напрочь отбивали у них вкус к театру. А актеры откровенно халтурили — помните анекдот про «елочки»? Ну вот.
Но лед тронулся. В последнее время все больше молодых, амбициозных и креативных людей стали заниматься детским досугом. Ведь те, кто ходит в «Жан-Жак», на «Винзавод» и в «35 мм», не поведут своих детей в безликие государственные учреждения —
в музей с пыльными витринами или на музыкальный спектакль с безголосыми артистами. И они, засучив рукава, сами создают подходящую среду для своих отпрысков — открывают семейные клубы, развивающие центры, детские студии и кафе. Появился спрос и на качественный детский театр. Наш главный передовик и мастер театральных старт-апов Эдуард Бояков устраивает фестиваль «Большая перемена», который вот уже три года проходит в сибирской столице актуального искусства — в Перми. Российский молодежный театр, давно оккупированный взрослым зрителем, выпускает очень удачную серию спектаклей в рамках проекта «Молодые режиссеры — детям», получившего в прошлом году спецприз жюри «Золотой маски». Ну а в этом году главную театральную премию страны впервые получил спектакль для детей — «Счастье» Александринского театра в постановке авангардиста Андрея Могучего. «Мне не хотелось, чтобы детский театр был искусством второго сорта, — сказал он после церемонии корреспонденту OPENSPACE.RU. — Я хотел сделать полноценный спектакль прежде всего для своих детей, поговорить с ними о каких-то важных, серьезных вещах. И мое желание совпало с репертуарной политикой Валерия Фокина, который не пожалел для нас ресурсов. Это очень дорогая и трудоемкая постановка, колоссальная работа всех цехов. В тот год, когда мы делали “Счастье”, на большой сцене больше ничего не выпускалось».
© Предоставлено фестивалем «БУТОН»
Сцена из спектакля «У ковчега в восемь» театра «Будильник»
Но чтобы сделать хороший детский спектакль, не обязательно обладать ресурсами императорской сцены. В последнее время в Москве стали появляться небольшие летучие театрики, работающие практически на коленке и дающие представления в клубах, арт-центрах и музеях. Их спектакли изобретательны по форме, современны по сценическому языку и, как правило, нравятся взрослым не меньше, чем детям. Помимо хрестоматийных сказок здесь ставят новую детскую драматургию и незатертую хорошую прозу. Но, пожалуй, их главное родовое качество — подкупающая рукотворность, выгодно отличающая эти камерные театры от пластмассовой масс-культуры. На этих спектаклях чувствуешь себя как дома, в компании друзей и единомышленников.
Читать текст полностью
Собрать их вместе на фестивале «БУТОН», что расшифровывается как «Бывают Удивительные Театры О Нас», придумал еще один новаторский театр — Театр вкуса, чьи удивительные спектакли похожи на кулинарные шоу. За неделю майских праздников фестиваль покажет 30 спектаклей, демонстрирующих весь спектр современного детского театра. И ради этого события, ей богу, стоит остаться в Москве.
Так, на фестивале можно будет увидеть отличный спектакль «Лафкадио», который играют в «Мастерской» очень редко. Два симпатичных американца, небезызвестные Один Байрон и Казимир Лиске, знакомят зрителей с творчеством своего земляка Шела Сильверстайна. Постановка Светланы Ивановой сделана в жанре «сторителлинга» или «стэндап камеди». С помощью большого листа бумаги и одного капризного носка, то и дело перебивая друг друга, артисты рассказывают притчу про льва, который забыл свою звериную сущность и стал человеком. И хотя спектакль адресован детям, взрослые от него тоже без ума. «Час двадцать полного счастья» — самый распространенный зрительский отзыв.
© Предоставлено фестивалем «БУТОН»
Сцена из спектакля «Волшебное зеркало» теневого театра «Ученый медведь»
А вот спектакль «Кораблик» театра «Будильник» рассчитан на самых маленьких зрителей — от 2-х лет, с которыми у нас обычно предпочитают не связываться. Это сорокаминутное представление без слов сделано при помощи подручных средств: полосатый половичок тут изображает море, а белые тарелки — ледяные торосы. Обычные окружающие ребенка предметы вдруг оживают и включаются в игру, которую можно продолжить и дома. В общем, хороший стимулятор фантазии для детей и особенно их ленивых родителей.
Театр из Белоруссии «Картонка», который приедет на «БУТОН» сразу после участия в «Большой перемене», делает спектакли в стилистике домашнего бумажного театра, который был невероятно популярен в XIX веке, а потом незаслуженно забыт и заменен плазменными панелями и игровыми приставками. В спектакле «Был бы у меня дракон» по мотивам сказок Дональда Биссета действие происходит прямо на столе, в двух шагах от зрителя, и все волшебные метаморфозы, которые обычный картон претерпевает в руках белорусских мастеров, можно рассмотреть во всех подробностях.
Еще одно популярное направление, детский теневой театр, успешно возделывают выходцы из знаменитой «Тени» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Их сын Арсений вместе с женой Ольгой Зейгер организовал студию «Домашний театр», где ставит спектакли вместе с детьми.
© Предоставлено фестивалем «БУТОН»
Сцена из спектакля «Был бы у меня дракон» театра «Картонка»
А ученики Эпельбаума Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов, получившие «Золотую маску» за свой «Эпос о Лиликании» и поставившие в «Практике» интерактивную «Сказку, которая не была написана», создали собственный театр «Трикстер». Их необычный спектакль «Фермер и великанша» — это теневая шотландская сказка, спрятанная в небольшой коробочке вроде шарманки, которую носит на шее кудрявый и жизнерадостный актер Руслан Вольфсон. После спектакля дети могут заглянуть внутрь и посмотреть, как все это устроено.
А вот фольклорно-теневой театр «Ученый медведь» не только показывает волшебные спектакли по русским сказкам и легендам, где вживую звучат старинные музыкальные инструменты — гусли, жалейка, колесная лира, но и проводит мастер-классы, на которых дети за полтора часа сами делают теневых кукол, разучивают роли и демонстрируют готовый спектакль счастливым и гордым родителям.
Интерактивность — вообще один из главных трендов современного детского театра. Поэтому на фестивале будет много мастерских: пластилиновых, актерских, кулинарных, где детей научат делать чудеса своими руками. Больше всего ажиотажа обычно вызывают мастер-классы песочной анимации. Такие развлечения творческий центр 7bioz устроит в антракте между своими «Сказками на песке», рассчитанными на разный возраст: для малышей — «Дюймовочка», для детей постарше — «Русалочка», для взрослых — «Маленький принц» в сопровождении этно-группы МААТА.
© Предоставлено фестивалем «БУТОН»
Денис Клопов и Klopov orchestra
Коснулись детского театра и традиции французского нового цирка. В этом жанре, например, работает Денис Клопов, автор музыкального шоу «Фантастическая симфония», которым откроется фестиваль. Актер играет незадачливого дирижера, дрессирующего свой строптивый оркестр. Он дирижирует бровями, играет на {-tsr-}винных бокалах, лазерных струнах и обыкновенной пиле. А выступления гимнастов и жонглеров в его представлении превращаются в эксцентрические или ностальгические номера.
А начнется «БУТОН» в лучших традициях европейских смотров — с уличного праздника около ЦДХ, где можно будет вместе с детьми окунуться в атмосферу карнавала и познакомиться со всеми участниками фестиваля.
Фестиваль будет проходить с 6 по 13 мая на площадках ЦДХ, «Шардама», «Мастерской», Театра вкуса и клуба «Дерево сказок». Полная афиша и информация о билетах на сайте фестиваля.