В спектакле «фоменок» протагонист не Максудов, как бы остроумно он ни был сыгран Кириллом Пироговым, а сама «Мастерская Петра Фоменко»
Прежде чем говорить о «Театральном романе», надо зафиксировать важный момент: это спектакль не Петра Фоменко. И не дебютировавшего в режиссуре Кирилла Пирогова, хотя именно он-то полтора года назад и начал самостоятельную работу над булгаковской книгой. Ученик начал, мэтр закончил, оба значатся на афише соавторами, но по сути перед нами повествование от первого лица множественного числа.Читать!
«Театральный роман» — это история о себе, о лучшем театре Москвы. Когда-то драматургу Михаилу Булгакову тоже посчастливилось попасть за кулисы лучшего театра Москвы: Художественный принял к постановке «Дни Турбиных», что и дало автору повод написать восхитительно-желчную и смешную книжку, в которой Станиславский превратился в руководителя Независимого театра Ивана Васильевича, а Немирович — в Аристарха Платоновича.
Портреты обоих классиков русского театра в спектакле «фоменок» чуть ли не мироточат. На светлый лик Немировича-Данченко крестится его секретарь Поликсена Торопецкая (Галина Тюнина), в то время как противоположный угол сцены отдан адептам иного, не менее могущественного культа — под портретом Станиславского восседает торжественная Августа Менажраки, сыгранная Мадлен Джабраиловой. Два отменных женских шаржа, выполненных удивительно весело, легко и точно. И еще один шарж им под стать — сам Иван Васильевич в лихом и бурлескном исполнении Максима Литовченко. Загримировали его так, что не узнать — не человек, а ожившая восковая фигура.
Говоря об этом спектакле, то и дело хочется употребить слова «портрет», «шарж», «зарисовка». Мы все волей театра словно бы перенесены в то самое портретное фойе, по которому ошеломленного Максудова (Кирилл Пирогов) протаскивал актер Независимого театра Бомбардов (Никита Тюнин). Помните? Там изображения ныне здравствующих основоположников театра легко уживались с покойными Мольером и императором Нероном. Ну а в этом спектакле живая заслуженная артистка РФ Г. Тюнина отличным образом соседствует с давно почившим народным артистом СССР К.С. Станиславским.
По сути, «Театральный роман» — это спектакль о том, как легко в любом театре мира живое превращается в неживое. Одна из лучших сцен припасена для финала: Максудов встречается с основоположниками Независимого театра во главе с самим Иваном Васильевичем, деликатно вкушающим мороженое из креманки. Это комическое групповое свидание оканчивается тем, что все жрецы Мельпомены вдруг превращаются в подобия восковых фигур. Ткнешь легонько — и упадут со стульев, нелепо растопырив руки и ноги.
«Записки покойника» — таково второе название «Театрального романа», данное ему автором. Булгаков-то, конечно, имел в виду Сергея Леонтьевича Максудова, от лица которого ведется в романе повествование. Но в спектакле «фоменок» протагонист — все-таки не Максудов, как бы остроумно он ни был сыгран Кириллом Пироговым. Главный герой — это сама «Мастерская П. Фоменко».
Спектакль «Театральный роман» появился на свет через 24 года после того, как Петр Фоменко набрал курс в ГИТИСе, которому и суждено впоследствии было стать театром. Лучшим театром Москвы. А к какому времени относятся события, описанные Булгаковым в его неоконченном романе? К 1925-му. То есть действие происходит через 27 лет после основания Художественного театра. «Фоменки» увидели в судьбе «художественников», переживающих свой кризис, собственное зеркальное отражение. Этим спектаклем они, по сути, с тревогой спрашивают зрителей: «Ребята, а мы еще не завосковели? Как вам кажется?»
Ну что им ответить на это? Сказать, что они самые лучшие, обаятельные, смешные, талантливые, и прервать цепь эпитетов лишь тогда, когда их начнет вычеркивать рука редактора. Сказать: да, ребята, вы создали отменные сценические зарисовки. Но зарисовкам вашим, будем честны, так и суждено остаться лишь обаятельными зарисовками. А «Театральный роман» — может быть, и не лучший ваш спектакль, но чертовски важный. Хотя бы потому, что позволяет театру слегка остановить свой бег и взглянуть на себя со стороны.
КомментарииВсего:15
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452168
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343632
- 3. Норильск. Май 1269798
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897933
- 5. Закоротило 822510
- 6. Не может прожить без ирисок 784384
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761575
- 8. Коблы и малолетки 741908
- 9. Затворник. Но пятипалый 473118
- 10. ЖП и крепостное право 408253
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404292
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371480
1. Да-да, абсолютно чудовищный режиссер. И чудовищный театр. В пристойном театре актеры долны ненавидеть режиссера, а он им платить презрением. В пристойном театре и на с цене, и за должна изливаться ненависть и желчь. А здесь? Нет же(( Ведь просто кошмар!))
2. Как-то Господь позвал Товстоногова и спросил "А какого драматурга ты открыл?". Засмущался Товстоногов, залепетал "Эээ, ну, вот... Так я же не завлит, режиссер я", но понял что посрамлен. А Господь рек "Вот посмотри - Фунькин. И не режиссер он, нисколько. Хоть и пиесы ставит. Зато скольких пооткрывал"
А ведь режиссер, любой, по сравнению с Шекспиром, т.е. с автором - как бы это помягче сказать, ну вы понимаете - мыльный пузырь, ноль без палочки)
Вот и довели режиссеры современный театр до того, что авторы стали не нужны, т.е. до бездетности, до вырождения). Сегодня всесильные режиссеры могут извратить смысл пьес любого автора - с точностью до наоборот).
Ну и что? В чём заслуга? Каждый может взять вазу и грохнуть её об пол, или вертеть ею во все стороны, но не каждый её может создать.
Современный режиссер - это маленький наполеончик, который может делать любую чушь и признаваться великим, если сми работают на него.
На "каготру великих режиссеров" сми работают давно, но, повторюсь, единственный критерий хорошего режиссёра - открытие нового великого автора. Это в дальнейшем и пойдёт в зачёт и останется в памяти благодарных потомков.
Я всё сказал)))
А сегодня отдали на откуп завлитам, неудавшимся драматургам, которые мстят любому, кто принесёт в театр новую рукопись)
Мне очень нравится настоящий РЕЖИССЕР - Николай Коляда, настоящий - потому-что занимается созданием нового театрального репертуара. Разыскивает настоящих авторов. Он и останется в истории. Была бы курочка - сварит и дурочка)
> ... сами придумали?)
Ну что Вы, как можно? Свидетелем был ))
Это вообще признак гениальности.
Например, один только Стравинский перепахал: полифонистов Ренессанса, Перголези, Баха, Генделя, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шёнберга и пр., не говорю уже о русском фольклоре и американском джазе.
И даже великий Бах перелопачивал: Вивальди, Альбинони, Букстехуде. А ещё писал французские и английские сюиты. Но главным образом, осваивал Библию.
По-поводу, кого же открыл Коляда - спросите у драматурга, кажется, он бьётся как рыба об лёд, чтобы их популяризировать (вводит их в репертуар своего театра), но на OS, например, вряд ли этому будет уделяться внимание.
Рассказ очевидца), который был свидетелем, но при этом - никого не видел и ничего не знает)
(А*,Б*,В*... - словом, весь иконостас имен в алфавитном порядке)
- это (в сухом остатке) суть всего того, что пишется о режиссёрах))
Tridi, отдаю должное Вашему умению морочить мозги.
Чехов, Булгаков, Вампилова... Володин, Арбузов, Рощин... где-то так