«Над кем смеемся? Над собой смеемся!» – так могли бы сказать «фоменки».

Оцените материал

Просмотров: 41376

«Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»

Глеб Ситковский · 16/04/2012
В спектакле «фоменок» протагонист не Максудов, как бы остроумно он ни был сыгран Кириллом Пироговым, а сама «Мастерская Петра Фоменко»

Имена:  Петр Фоменко

©  Алёна Бессер / Предоставлено «Мастерской Петра Фоменко»

Сцена из спектакля  «Театральный роман»

Сцена из спектакля «Театральный роман»

Прежде чем говорить о «Театральном романе», надо зафиксировать важный момент: это спектакль не Петра Фоменко. И не дебютировавшего в режиссуре Кирилла Пирогова, хотя именно он-то полтора года назад и начал самостоятельную работу над булгаковской книгой. Ученик начал, мэтр закончил, оба значатся на афише соавторами, но по сути перед нами повествование от первого лица множественного числа. Считайте, что это авторское высказывание не режиссера, а целого театра. Автопортрет, что ли. «Над кем смеемся? Над собой смеемся!» — так могли бы сказать «фоменки».

«Театральный роман» — это история о себе, о лучшем театре Москвы. Когда-то драматургу Михаилу Булгакову тоже посчастливилось попасть за кулисы лучшего театра Москвы: Художественный принял к постановке «Дни Турбиных», что и дало автору повод написать восхитительно-желчную и смешную книжку, в которой Станиславский превратился в руководителя Независимого театра Ивана Васильевича, а Немирович — в Аристарха Платоновича.

©  Алёна Бессер / Предоставлено «Мастерской Петра Фоменко»

Сцена из спектакля  «Театральный роман»

Сцена из спектакля «Театральный роман»

Портреты обоих классиков русского театра в спектакле «фоменок» чуть ли не мироточат. На светлый лик Немировича-Данченко крестится его секретарь Поликсена Торопецкая (Галина Тюнина), в то время как противоположный угол сцены отдан адептам иного, не менее могущественного культа — под портретом Станиславского восседает торжественная Августа Менажраки, сыгранная Мадлен Джабраиловой. Два отменных женских шаржа, выполненных удивительно весело, легко и точно. И еще один шарж им под стать — сам Иван Васильевич в лихом и бурлескном исполнении Максима Литовченко. Загримировали его так, что не узнать — не человек, а ожившая восковая фигура.

Говоря об этом спектакле, то и дело хочется употребить слова «портрет», «шарж», «зарисовка». Мы все волей театра словно бы перенесены в то самое портретное фойе, по которому ошеломленного Максудова (Кирилл Пирогов) протаскивал актер Независимого театра Бомбардов (Никита Тюнин). Помните? Там изображения ныне здравствующих основоположников театра легко уживались с покойными Мольером и императором Нероном. Ну а в этом спектакле живая заслуженная артистка РФ Г. Тюнина отличным образом соседствует с давно почившим народным артистом СССР К.С. Станиславским.

По сути, «Театральный роман» — это спектакль о том, как легко в любом театре мира живое превращается в неживое. Одна из лучших сцен припасена для финала: Максудов встречается с основоположниками Независимого театра во главе с самим Иваном Васильевичем, деликатно вкушающим мороженое из креманки. Это комическое групповое свидание оканчивается тем, что все жрецы Мельпомены вдруг превращаются в подобия восковых фигур. Ткнешь легонько — и упадут со стульев, нелепо растопырив руки и ноги.

©  Лариса Герасимчук / Предоставлено «Мастерской Петра Фоменко»

Сцена из спектакля  «Театральный роман»

Сцена из спектакля «Театральный роман»

«Записки покойника» — таково второе название «Театрального романа», данное ему автором. Булгаков-то, конечно, имел в виду Сергея Леонтьевича Максудова, от лица которого ведется в романе повествование. Но в спектакле «фоменок» протагонист — все-таки не Максудов, как бы остроумно он ни был сыгран Кириллом Пироговым. Главный герой — это сама «Мастерская П. Фоменко».

Спектакль «Театральный роман» появился на свет через 24 года после того, как Петр Фоменко набрал курс в ГИТИСе, которому и суждено впоследствии было стать театром. Лучшим театром Москвы. А к какому времени относятся события, описанные Булгаковым в его неоконченном романе? К 1925-му. То есть действие происходит через 27 лет после основания Художественного театра. «Фоменки» увидели в судьбе «художественников», переживающих свой кризис, собственное зеркальное отражение. Этим спектаклем они, по сути, с тревогой спрашивают зрителей: «Ребята, а мы еще не завосковели? Как вам кажется?»

Ну что им ответить на это? Сказать, что они самые лучшие, обаятельные, смешные, талантливые, и прервать цепь эпитетов лишь тогда, когда их начнет вычеркивать рука редактора. Сказать: да, ребята, вы создали отменные сценические зарисовки. Но зарисовкам вашим, будем честны, так и суждено остаться лишь обаятельными зарисовками. А «Театральный роман» — может быть, и не лучший ваш спектакль, но чертовски важный. Хотя бы потому, что позволяет театру слегка остановить свой бег и взглянуть на себя со стороны.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • tridi· 2012-04-22 20:01:40
    Петр Фоменко - это Станиславский сегодня, но тлько Чехова-драматурга не открыл. Вообще никакого нового выдающегося драматурга не отыскал. Жизнь прожита впустую.
  • sir-charlie· 2012-04-23 16:47:33
    > ... впустую

    1. Да-да, абсолютно чудовищный режиссер. И чудовищный театр. В пристойном театре актеры долны ненавидеть режиссера, а он им платить презрением. В пристойном театре и на с цене, и за должна изливаться ненависть и желчь. А здесь? Нет же(( Ведь просто кошмар!))

    2. Как-то Господь позвал Товстоногова и спросил "А какого драматурга ты открыл?". Засмущался Товстоногов, залепетал "Эээ, ну, вот... Так я же не завлит, режиссер я", но понял что посрамлен. А Господь рек "Вот посмотри - Фунькин. И не режиссер он, нисколько. Хоть и пиесы ставит. Зато скольких пооткрывал"
  • tridi· 2012-04-23 22:27:49
    Насчёт Фунькина - сами придумали?)
    А ведь режиссер, любой, по сравнению с Шекспиром, т.е. с автором - как бы это помягче сказать, ну вы понимаете - мыльный пузырь, ноль без палочки)
    Вот и довели режиссеры современный театр до того, что авторы стали не нужны, т.е. до бездетности, до вырождения). Сегодня всесильные режиссеры могут извратить смысл пьес любого автора - с точностью до наоборот).
    Ну и что? В чём заслуга? Каждый может взять вазу и грохнуть её об пол, или вертеть ею во все стороны, но не каждый её может создать.
    Современный режиссер - это маленький наполеончик, который может делать любую чушь и признаваться великим, если сми работают на него.
    На "каготру великих режиссеров" сми работают давно, но, повторюсь, единственный критерий хорошего режиссёра - открытие нового великого автора. Это в дальнейшем и пойдёт в зачёт и останется в памяти благодарных потомков.
    Я всё сказал)))
  • tridi· 2012-04-23 22:37:07
    Во времена Шекспира - ждали, искали новые пьесы, боролись за авторов.
    А сегодня отдали на откуп завлитам, неудавшимся драматургам, которые мстят любому, кто принесёт в театр новую рукопись)
    Мне очень нравится настоящий РЕЖИССЕР - Николай Коляда, настоящий - потому-что занимается созданием нового театрального репертуара. Разыскивает настоящих авторов. Он и останется в истории. Была бы курочка - сварит и дурочка)
  • sir-charlie· 2012-04-24 11:52:16
    >> Как-то Господь позвал Товстоногова...
    > ... сами придумали?)

    Ну что Вы, как можно? Свидетелем был ))
  • olegzhuk7897· 2012-04-24 23:31:41
    Коляда "разыскивает настоящих авторов"? Он, может, и разыскивает. А назовите, кого он открыл кроме самого себя? Тем более, что в последнее время он занимается в основном перепахиванием вдоль и поперёк старой классики.
  • tridi· 2012-04-25 10:06:05
    Перепахиванием старой классики занимается всякий из великих художников.
    Это вообще признак гениальности.
    Например, один только Стравинский перепахал: полифонистов Ренессанса, Перголези, Баха, Генделя, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Шёнберга и пр., не говорю уже о русском фольклоре и американском джазе.
    И даже великий Бах перелопачивал: Вивальди, Альбинони, Букстехуде. А ещё писал французские и английские сюиты. Но главным образом, осваивал Библию.

    По-поводу, кого же открыл Коляда - спросите у драматурга, кажется, он бьётся как рыба об лёд, чтобы их популяризировать (вводит их в репертуар своего театра), но на OS, например, вряд ли этому будет уделяться внимание.
  • tridi· 2012-04-25 10:09:05
    //Ну что Вы, как можно? Свидетелем был ))//
    Рассказ очевидца), который был свидетелем, но при этом - никого не видел и ничего не знает)
  • tridi· 2012-04-25 10:18:43
    "Ах,ах, ах - какой гениальный Ф*!" -
    (А*,Б*,В*... - словом, весь иконостас имен в алфавитном порядке)
    - это (в сухом остатке) суть всего того, что пишется о режиссёрах))
  • olegzhuk7897· 2012-04-26 01:51:36
    Коляда в одном ряду с Бахом и Стравинским?!... Это интересно. Спасибо, не знали. Может, он плохо бьётся об лёд? А то что-то до сих пор не слышно о новых именах уровня Чехова, Булгакова, Вампилова, ну или хотя бы Арбузова, Рощина... Совокупляться с Шекспиром, Гоголем...- оно, конечно, надёжнее.
  • olegzhuk7897· 2012-04-26 03:02:15
    А вообще-то, в обсуждении, посвящённом фоменковскому спектаклю, столько места уделять Коляде - слишком большая честь для последнего.
    Tridi, отдаю должное Вашему умению морочить мозги.
  • pv· 2012-04-26 06:50:35
    *бать мозги триди горазд - это да

    Чехов, Булгаков, Вампилова... Володин, Арбузов, Рощин... где-то так
  • olegzhuk7897· 2012-04-26 21:19:01
    pv: да, конечно, Володина непростительно пропустил.
  • tridi· 2012-04-28 19:38:12
    olegzhuk7897, пройдёт 50-100 лет и кто вспомнит про великого реж. Ф*? - никто! А почему? да потому-что он не открывает миру ничего нового, а только компилирует себя с великими драматургами и музыкантами, весу себе прибавляет. А Коляда - выходит на уровень более высокий, сверяя свой камертон с великими: начался век творческого симбиоза различных поколений - и одноклеточные структуры преобразуются в многоклеточные. Их, творцов через поколения, соединяет - гений. Но не следует этот новый стратегический путь путать с паразитизмом - использованием энергии гениев в корыстно-эгоистических целях.
  • tridi· 2012-04-28 19:42:26
    Кому это я говорю))
Все новости ›