Ильич, Дзержинский, герои Розова и Вишневского, Микки-Маус и Чебурашка – зачем они все встретились в новом спектакле Дмитрия Крымова?
«Театр художников» совсем не успел надоесть зрителям, зато надоел Дмитрию Крымову. Он пытался плавно выйти в новую эстетику, как бы оглядываясь на старую («Смерть жирафа» и «Тарарабумбия»).Читать!
Избранные тексты — «Кремлевские куранты» Погодина, «Оптимистическая трагедия» Вишневского, «В поисках радости» Розова, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева — крепко связаны с главными театрами советской эпохи: Художественным, Камерным, «Современником», Таганкой.
Первое действие — три пародийных этюда на тему «Кремлевских курантов», которые когда-то пришлось ставить Немировичу. Кульминация полуправдивой и оттого не просто лживой, а изощренно лживой пьесы о голодном времени, о славных рабочих и новообращенной интеллигенции — встреча инженера Забелина с Ильичом. Старый ворчун вышел из кабинета Ленина, проникшись сочувствием к большевикам, и тотчас принялся за электрификацию. Венедикт Ерофеев приводит в своей «Маленькой Лениниане» цитату из вождя:
«Мобилизовать всех без изъятия инженеров, электротехников, всех кончивших физико-матем. факультеты и пр. Обязанность: в неделю не менее 2-х лекций. Обучить не менее 10-и (50-и) человек электричеству. Исполнить — премия. А не исполнить — тюрьма» (декабрь 1920).
Поначалу кажется, что Крымов только об этом и думает.
В крохотной сценической коробке, в стилизованной декорации с рисованным пейзажем за окнами Ленин и Дзержинский загоняют в угол запуганного толстяка Забелина. Оба в немыслимых сегодня на сцене портретных гримах (такие можно видеть у краснознаменных Лениных-аниматоров на Арбате). Действуют по наработанной схеме двух следователей: то инженера обхаживает благодушно посмеивающийся Ильич, то за дело берется железный Феликс в хирургических перчатках. В соседнем кресле умирает окровавленный коллега Забелина, эксперт Глаголин. Кажется, это бунт против «розовых соплей» — наподобие того, что учинил Епифанцев, сделав из невинной и бестолковой «АБВГДейки» триллер. Эти В.И. и Ф.Э. не преследуют никакой цели, кроме той, чтобы унизить «клиента», отомстить интеллигентишке. Как пацаны на районе.
Мало-помалу «Кремлевские куранты» превращаются в «Лысую певицу»: едва Забелин, уступив требованиям, просит карту России, он получает из рук Дзержинского карту Польши. Чуть позже Феликс Эдмундович запихивает «Польшу» назад в шкаф и приносит огромадную российскую карту. Рыхлое бумажное одеяло кутает сцену, как саван, укрыв с головой истерзанного Глаголина. Инженер мнется, мнется и, наконец, плачет в бессилии, вцепившись в край комканой карты: до того бесполезной кажется ему возня с этой громадой — тяжелой на подъем, живущей по законам какой-то своей физики. Россия — злая старуха, глухая, бестолковая, какую не переучишь, неподатливая, как путаная нитка.
Какое уж тут электричество.
Кроме карты, в отрывке «действуют» башмаки и прочие пожитки из узелка предыдущего инженера, не оправдавшего ожиданий Ильича. А еще плюшевые кошки: едва сердитая Крупская брезгливо бросила за окошко обласканного Феликсом кота, он тут же извлек откуда-то другого — так бесславно вылетают в форточку пригретые властью фавориты, чтобы уступить место преемникам. Концепция вроде бы налицо: расправа расплюевых, хапнувших власть, с интеллигентом. Мы уже согласились, успокоились, поняли. Мысленно повторили «деконструкция мифа» и вспомнили шумного «Лира» Богомолова — словом, составили мало-мальски понятие о происходящем. Но не тут-то было.
После музыкальной интермедии тапера Крымов запускает новый вариант темы. Монтировщики снимают подрамник: за ним все та же обстановка, все те же герои, только актер, игравший Дзержинского, стал Лениным, и наоборот. Пьесу играют частично в немецком переводе (во времена ГДР Погодина ставили даже в «Дойчес театр»), отчего Ленин кажется комическим доктором Фаустом новой эпохи пролетарского сверхчеловека. Хулиганство на том не кончилось — режиссер сочиняет третий отрывок, где Ленина и вовсе играет хрупкая Мария Смольникова. Она сотворила из вождя писклявого лилипута, затерявшегося в обширных креслах. Ленин уже не Фауст и даже не Расплюев — скорее Поприщин. Вокруг враждебный безумный мир: грозит дюжая жена (Александр Ануров, бывший до того Забелиным, нацепил парик и платье), неповоротливый Феликс-кентавр угрожает превратить кабинет в авгиевы конюшни, монтировщики театра и вовсе переворачивают все вверх дном.
После антракта (с бутербродами, естественно) режиссер продолжает лукавить. В васильевских «А зори здесь тихие» действуют пять черных кукловодов-мужчин и пять тряпичных белых кукол, скинувших перед баней цветные ситчики. По команде старшины черные люди остригают девичьи локоны и пакуют девушек в форму. Щелкают беспощадно ножницы, которыми в первом действии Ленин вырезал из газеты ажурную фабрику: старание перекроить действительность не менее бесплодно и наивно, чем новогодние «снежинки». Насильственный военный постриг сделал из женщины солдата. Лишь одна поначалу вздумала сопротивляться, ожила, заговорила звонким голосом — мы было привыкли к хриплым кукловодам, а среди кукол спрятали искусно загримированную живую девушку. Но и она скоро обвисла в мужских руках. Отряд построился…
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
По-моему, Ваши рассуждения Антон, намного интереснее спектакля. Вы и сами уж очень часто отвлекаетесь на "кресало" и "Флоренского"...(а Крымов здесь совершенно не при чем)))
-
По-моему, Ваши рассуждения Антон, намного интереснее спектакля. Вы и сами уж очень часто отвлекаетесь на "кресало" и "Флоренского"...(а Крымов здесь совершенно не при чем)))
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452089
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343556
- 3. Норильск. Май 1269499
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897878
- 5. Закоротило 822417
- 6. Не может прожить без ирисок 783951
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760845
- 8. Коблы и малолетки 741692
- 9. Затворник. Но пятипалый 472774
- 10. ЖП и крепостное право 408162
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403981
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371268