В сочинском контексте спектакль театра Derevo выглядел как летающая тарелка, приземлившаяся на картофельные грядки.
В Сочи завершился фестиваль «Текстура-Олимп». Объявленный список финалистов заставляет призадуматься
Речь, подчеркнем, идет не просто о фестивале «Текстура», традиционно проходящем в Перми, а о фествиале «Текстура-Олимп». Специально для него были коллективы, которые будут представлять русскую культуру во время зимней Олимпиады 2014 года.Культурная Олимпиада, которая по требованию Международного Олимпийского комитета (МОК) должна сопровождать Олимпиаду спортивную, — это такая выставка достижений национального искусства.
Читать!
Правда, хедлайнером смотра стал хорошо известный питерско-дрезденский театр Derevo. Но он уже давно существует в стороне от нашего танцевального мейнстрима. Зато Гран-при конкурса взяла не замеченная широкой театральной общественностью молодежная хип-хоп-опера «Копы в огне» (заметим в скобках, что спектакль сделан талантливо, и то, что он не был замечен, — в первую очередь проблема самой общественности).
Хулиганский сплав рэпа, комиксов и полицейского боевика, который придумал известный хип-хопер Супер Санья (в миру — кандидат экономических наук Александр Легчаков), по мнению жюри (в него вошли Ингеборга Дапкунайте, Вениамин Смехов, поэт Андрей Родионов, драматург Владимир Забалуев, искусствовед Николай Палажченко и спортсменка Олеся Владыкина), стал той самой точкой, где могут встретиться современный театр и спортивная аудитория, априори более молодая и энергичная, чем аудитория театральная. И это решение, надо сказать, вполне вписывается в политику оргкомитета Культурной Олимпиады, который всем театральным жанрам явно предпочитает концерт.
Подходящий к концу 2011 год был объявлен Олимпийским Годом театра (2010-й был Годом кино, 2012-й будет посвящен музыке, а 2013-й — музеям). Но из 800 мероприятий, прошедших за это время, собственно театральных событий в Сочи почти не случалось. Было все, что угодно: фестиваль Юрия Башмета, выступления Валерия Гергиева и Кубанского казачьего хора, гала-концерт звезд балета, смотр театров кукол Причерноморья и фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия», «Театр экологической моды» и еще сотни подобных мероприятий по всей России. В общем, шоу во всех его видах. Я внимательно пролистала весь список мероприятий, но драматического театра как такового в нем почти не нашла.
Так что самым громким и значимым событием года театра стал именно фестиваль «Текстура». И на него легла вся ответственность за отбор коллективов-участников Культурной Олимпиады 2014 года. При этом худсовету фестиваля нужно было учесть множество факторов и условий, порою взаимоисключающих. Как фестиваль театра и кино о современности, «Текстура» искала спектакли, отражающие сегодняшний день, актуальные по форме и содержанию. Таких немало в Москве и Петербурге, но по требованию Олимпийского оргкомитета нужно было охватить разные федеральные округа. А найти «прогрессивное» искусство где-нибудь в Ставрополье — задача, сами понимаете, нетривиальная. Кроме того, олимпийское движение, ратующее за здоровый образ жизни и мир во всем мире, исключает использование ненормативной лексики. Следовательно, зона поисков в области современной драматургии сужалась до предела. А еще нужно было учесть вкусы не искушенной авангардом сочинской публики, не далее как в сентябре ошикавшей радикальную акцию фестиваля «Территория» под названием «Полнолуние». И при всем при этом Эдуард Бояков не забывал своей цели открыть новые имена и дать хорошую стартовую площадку молодым.
В результате афиша «Текстуры», сформированная из 120 заявок, представляла собой весьма странную картину для смотра с точки зрения театроведа, но зато вполне логичную для сочинского контекста: политический триллер Gagarin way из Волгограда, симпатичный «Калека с Инишмана» пермского театра «У моста» (1-я премия), студийная работа учеников Николая Коляды «Луна и трансформер» из Екатеринбурга (2-я премия), обаятельные московские «Бабушки» театра «Практика» (приз зрительских симпатий) и вышеупомянутые «Копы в огне» (Гран-при).
Отдельного упоминания жюри удостоился трехдневный мастер-класс Антона Адасинского, который он проводил с местными сочинскими ребятами, и программа читок, на которой студенты Культпросвет-училища знакомились с современной драматургией под руководством Бориса Павловича и делали вербатим про жителей города Сочи. Похоже, образовательная и просветительская миссия заботила организаторов феста куда больше, чем представительская. Ведь в полумиллионном городе Сочи нет свего репертуарного театра, хотя есть гигантское театральное здание, именуемое Зимним. В него-то чаще всего и приезжают с чесом махровые антрепризы, да и те, говорят, не набирают полных залов. И какое распрекрасное искусство ни привози в эти холодные стены, оно не пустит там корней, пока не будет подготовлена благоприятная почва и у города не будет своей театральной жизни.
Справедливости ради надо сказать, что все мероприятия «Текстуры» шли при полных залах. И не только камерные постановки на 300 мест, но и на спектаклях большой формы огромный зал Зимнего был переполнен.
Памятуя о, мягко говоря, неприветливом приеме перформанса Филиппа Григорьяна «Полнолуние», организаторы «Текстуры» больше всего тревожились за «Мефисто Вальс» театра Derevo: как местная публика примет этот тоже непростой для восприятия и требующий определенной подготовки спектакль? Но медитативное, ритуальное действо Антона Адасинского, исследующее инфернальное начало в человеке, видимо, захватило зрителей на каком-то подсознательном, энергетическом уровне. (Интересно, что Адасинский выпустил свой спектакль практически одновременно со съемками фильма Сокурова «Фауст», в котором он сыграл роль Мефистофеля: по его собственным уверениям, два эти события не имеют друг к другу никакого отношения).
Актер быстро установил контакт с залом, выйдя на сцену как свой парень — в желтых штанах и шапочке. Подергавшись немного под типичную сочинскую попсу, льющуюся из старенького катушечного магнитофона, он очень скоро, как котят, с головой окунул публику в месиво пластических образов и метафор, лишь местами давая ухватиться за более-менее устойчивые и понятные картины: огородное пугало среди поля подсолнечников, вороны с гнездами на спине и маленькие следы, ведущие наверх, в небо. По большому счету, Адасинский здесь не придумал ничего нового и остался верен стилистике, найденной еще лет десять назад. Но в местном контексте его грамотно выстроенный и безупречно исполненный спектакль выглядел просто революционно — примерно как летающая тарелка, приземлившаяся на картофельные грядки. Было очевидно, что «Мефисто Вальс» на голову или две выше остальных участников фестиваля, так что жюри даже решило не включать его в конкурс, хотя организаторы уверяют, что не представляют себе программу 2014 года без Антона Адасинского.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451809
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343413
- 3. Норильск. Май 1268740
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897710
- 5. Закоротило 822171
- 6. Не может прожить без ирисок 782643
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759408
- 8. Коблы и малолетки 741000
- 9. Затворник. Но пятипалый 471585
- 10. ЖП и крепостное право 407972
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403225
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370595