Ежегодный фест современного танца набрал такие обороты, что одного города ему мало — он теперь, как крупный футбольный чемпионат, делит важные «матчи» между двумя площадками. То есть понятно, что
это пока не первенство мира, но также ясно, что из междусобойчика игры внутрироссийской фестиваль вырвался и возвращаться в него не собирается. Почему Кострома? Потому что, во-первых, там есть подходящий «стадион» — специально для контемпорари оборудованная площадка «Станция», и, во-вторых (хотя это уже принцип скорее «Евровидения», чем футбола), хозяева этой площадки, труппа «Диалог Данс», стали героями прошлого сезона, взяв «Золотую маску» за свою одноактовку «Мирлифлор».
Punto di fuga. Труппа «Диалог данс» и компания «Zerogrammi»
Следующий спектакль той же труппы, Punto di fuga, также выдвинут на главную театральную премию страны, но насколько он впечатлит жюри, мы узнаем, естественно, только весной. Вынести же свой собственный вердикт можно прямо на этом фесте — «Точка схода» (так переводят авторы название спектакля с итальянского) открывает московскую программу фестиваля. Итальянский язык неслучаен, Punto di fuga является копродукцией костромичей и туринской компании Zerogrammi. Собственно, на сцене присутствуют четыре человека — основатели и лидеры «Диалог Данс» Иван Естегнеев и Евгений Кулагин работают вместе со Стефано Мацоттой и Эмануэлем Шаннамеа, которые и являются компанией Zerogrammi. При создании спектакля вся четверка постановщиков говорила о трагедии Сенеки «Фиест», а после премьеры говорить перестала — как мне кажется, потому, что интонация Punto di fuga не имеет ничего общего с кровавой историей Атридов. Да, это история борьбы за пространство (четыре парня выдвигаются из четырех углов и стараются отхватить себе кусочек сцены побольше), но в отличие от сурового драматурга хореографы вливают в текст изрядную долю юмора.
Punto di fuga
1 декабря, 2 декабря, 20:00. Москва, «Винзавод», Цех белого
4 декабря, 19:00. Кострома, арт-площадка «Станция»
«Диалог Данс» и Zerogrammi. Punto di fuga
Занятно, что туринская пара решила продолжить тему (после того как в совместном спектакле вроде бы «все умерли»), и на «Цех» привозят «вторую серию», Pasto a due. Это уже чисто итальянская работа, костромичи в ней не участвуют.
Zerogrammi. Pasto a due
10 декабря, 11 декабря, 18:00. Москва, «Актовый зал»
8 декабря, 19:00. Кострома, арт-площадка «Станция»
Zerogrammi. Pasto a due
Завершающийся Год Италии в России приносит фестивалю участие еще двух трупп с Апеннинского полуострова — флорентийскую компанию Виргилио Сиени (со спектаклем «Печальные тропики») и римскую Santasangre (с одноактовкой «Шесть градусов». Оба спектакля сопровождаются серьезным философским предисловием (в программке, не на сцене, слава богу). Флорентийцы поминают Клода Леви-Стросса (собственно, одноименная книга этнографа и подвигла их к созданию спектакля), римляне говорят о глобальном потеплении — на шесть градусов поднялась за последние сто лет температура на Земле. Но сочинения и тех и других можно смотреть, даже будучи вовсе не в курсе, кто такой Леви-Стросс, — в них замечательны движение и «картинка».
«Печальные тропики» — размытые силуэты; то дрожание воздуха, что бывает лишь утром в тропическом лесу (честно говоря, я не представляю, как в нашем отечестве воспроизведут всю эту сложнейшую световую партитуру, но будем верить в «Цех»). В текст вплетены вариации на тему боевой раскраски местных индейцев, медитативный ритм захватывает и не отпускает, и к моменту появления людей с птичьими головами ты уже полностью чувствуешь себя на другой планете, где жизнь движется более правильным путем (на Пандоре, может быть?). А в «Шести градусах» вариации на тему воды и зарождения жизни на планете (которая, понятно, может исчезнуть при значительном повышении температуры), и «картинка» переливается видеоэффектами, гигантская капля колышется, как круглый дом. И в том и в другом спектакле люди — лишь одна из частей большого целого, что непривычно для отечественного контемпорари. Мы привыкли, что все на сцене сосредоточено на человеке — декорации и спецэффекты могут быть, а могут и не быть. И дело тут не только и даже не столько в бедности — просто посыл другой: наш народ ставит спектакли о противостоянии человека окружающему миру, эти две приезжающие компании — о вписанности в этот мир.
«Печальные тропики»
8 декабря, 9 декабря, 20:00. Москва, «Винзавод», Цех белого
6 декабря, 19:00. Кострома, Костромской драматический театр им. Островского
«Шесть градусов»
10 декабря, 11 декабря, 20:00. Москва, «Винзавод», Цех белого
Компания Виргилио Сиени. «Печальные тропики»
Вторая важная программа в афише «Цеха» польская, и вот тут нам ситуация более знакома: пустые пространства, сражающиеся с ними одинокие люди. Если судить по приезжающим гастролерам, современный танец в Польше сосредоточен на исследовательских задачах и порой немилосерден к обычному, непродвинутому зрителю. Понятно, что соло Александры Борыс «Потерянная в деталях» поразит даже рабочего вагоноремонтного завода: выпускница роттердамской танцакадемии демонстрирует замечательное качество движения; это ровно тот случай, когда танцовщица может задать своему телу любые задачи — и они будут выполнены. Ее танец, более всего похожий на серию пластических выкриков, пожалуй, самая сильная вещь в программе. Одноактовку же Марыси Стоклосы «Правое полушарие» лучше смотреть подготовленному зрителю — тому, кто не будет слишком поражен сценой, в которой масштабная дама поползет по сцене по-пластунски, а на ней сверху притулится девушка поменьше. Еще две работы расположены посередине «шкалы доступности»: не спровоцируют «человека из леса», но и вряд ли возьмут в плен: и в «Топинамбуре», и в «Мы счастливчики» танцующий народ взаимодействует с видео, но выглядит это скорее любопытным академическим упражнением.
Мы счастливчики. Компания «Harakiri Farmers» и Анна Бржезинска
«Правое полушарие»
2 декабря, 20:00. Москва, «Актовый зал»
«Топинамбур»
3 декабря, 16:00. Москва, «Актовый зал»
«Мы счастливчики»
4 декабря, 16:00. Москва, «Актовый зал»
«Потерянная в деталях»
4 декабря, 16:00. Москва, «Актовый зал»
Александра Борыс. «Потерянная в деталях»
Татьяна Баганова. «Свадебка»
В столице отечественный контемпорари представлен работами Татьяны Багановой и московско-челябинского Liquid theatre, в Костроме же программа более обширна. Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев (петербургские люди с классическим балетным образованием, начавшие сочинять довольно продвинутый контемпорари) представят одноактовку «Через лес»; екатеринбургский театр «Окоем» — небольшой спектакль «Эситюн экзистепа» (Александр Гурвич, работавший как танцовщик и с Багановой, и с Ольгой Пона, специально оговаривает уважение к классическому балету, но его сочинение все же в родстве именно с работами Пона). Кировский проект «Миграция» в работе «Без дна» ближе скорее к перформансу, чем к танцу, а соло Александра Андрияшкина «Я попробую» — занятный вариант stand up comedy в применении к танцу. Татьяна Баганова восстановила в репертуаре своего театра «Провинциальные танцы» легендарную «Свадебку», получившую «Золотую маску» в первый же год, как была введена эта номинация (спектакль не раз приезжал в Москву, но нет сомнений, что Цех белого на «Винзаводе» публика будет брать штурмом), и поставила в Штатах для American Dance Festival одноактовку Sepia. На «Цехе» будет ее российская премьера — и взглянуть на то, во что превратился в багановском танце роман Кобо Абэ «Женщина в песках», очень любопытно. А Liquid theatre в Subito forte обещает скрестить греческий эпос (историю Одиссея) и советское искусство. Тут уж точно скучно не будет.
Subito forte
2 декабря, 22:30; 3 декабря и 4 декабря, 16:00. Москва, «Актовый зал»
«Свадебка». Sepia
3 декабря, 4 декабря, 20:00. Москва, «Винзавод», Цех белого
7 декабря, 19:00. Кострома, Костромской драматический театр им. Островского