Главным событием фестиваля, прошедшего на сей раз в Казани, стал спектакль знаменитого британского хореографа «Вертикальная дорога»
Британский хореограф бенгальского происхождения Акрам Хан никогда не пренебрегал возможностью изложить концепцию своих спектаклей в пресс-релизах и прочих сопутствующих материалах. То ли благодаря этой настойчивой концептуализации, то ли благодаря успешному сотрудничеству с Сильви Гиллем («Sacred Monster», 2006 год) и Джульет Бинош («in-i», 2008 год) Акрам Хан стал заметной фигурой на контемпорари-сцене, и гастрольный график его труппы теперь исключительно плотный.Читать!
Следует отметить, что для Акрама Хана, профессионально танцевавшего катак (разновидность индийского танца, построенная на линейном нарративе), сюжетная канва все же остается чрезвычайно важной и в самых абстрактных хореографических замыслах. Первоначально Акрам Хан задумывал рассказать историю про ангела, однако в процессе реализации проекта (полуторагодовых исследований и путешествий, в которых Акрам Хан познакомился с двумя танцовщиками спектакля) идея стала более глобальной и, что характерно, умело использовала интернациональный состав труппы. По сути «Вертикальная дорога» преодолевает конфессионные различия танцовщиков и предлагает сосредоточиться на том универсальном усилии (достижении Бога), которое объединяет всех независимо от вероисповедания (сам Акрам Хан, к слову, мусульманин).
При этом «Вертикальная дорога», очень благосколонно принятая британской критикой — спектакль получил сразу несколько престижных наград и номинаций, — это не танц-театр (Акрам Хан отказывается от вербальной составляющей, которую активно использовал в прежних спектаклях) и не физический театр. Это хореография как таковая, строящаяся на обильном заимствовании — техники боевых искусств, традиционных восточных танцев, буто и контемпорари. Поставленная на сухую музыку Нитина Соуни, она насыщена и крайне выразительна, почти брутальна; танцовщики демонстрируют высочайший класс исполнения.
Фрагмент спектакля «Вертикальная дорога»
Первые сцены погружают нас в полумрак пограничного пространства, отделенного от главного персонажа фронтально подсвеченной полупрозрачной пленкой, которую Салах Эль Броги тревожно исследует, чтобы в следующий момент порвать, соединившись с другими танцовщиками в воинственное каре. Замерев на насколько мгновений с опущенными вниз головами, пустынные воины внезапно начинают стремительный танец под мерный бит, поднимая объемными костюмами облака белого праха, летающего в холодном свете. Танец, соединяющий бесхитростную прямолинейность и техническую сложность, задает тональность дальнейшему хореографическому развитию, холодноватому, но крайне эффектному.
Партия Эль Броги в «Вертикальной дороге» строится как серия встреч, дуэтов, трио с семью другими танцовщиками, представляющими то ли воспоминания главного героя, то ли его прежние чувства, то ли его чаяния и надежды по пути к Богу. Эпизоды, в которых танцует Эль Броги, различны по настроению и смыслу, однако все они сохраняют визуальный ряд и эстетизм первых сцен.
Изредка Акраму Хану оказывается не чужд и профанный мир (мелодраматический эпизод, в котором Эль Броги теряет девушку). Но в целом он жестко следует заявленной концепции, то делая в спектакле краткие остановки как бы для молитвы, то включая в него простирание рук к небу или суфийское кружение как прямой путь к Богу. Заканчивается спектакль оставленным на сцене одиноким танцовщиком: Эль Броги и остальные исполнители скрываются за задником, и зритель пребывает в неведении, спасен ли оставшийся или изгнан.
Трейлер спектакля «Вертикальная дорога»
Танец — искусство предельно плотское, конкретное. А конструкцию путешествия и самопознания Эль Броги порой впору сравнить с произведениями абстрактного (нефигуративного) искусства. Может, поэтому спектакль Акрама Хана при всей своей визуальной виртуозности все же иногда проседает под тяжестью концепта.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438054
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338319
- 3. Норильск. Май 1268257
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822012
- 6. Не может прожить без ирисок 781560
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758013
- 8. Коблы и малолетки 740643
- 9. Затворник. Но пятипалый 470744
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402750
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370242
- 12. Винтаж на Болотной 343072