Изгнание студии Вениамина Фильштинского из Театра на Васильевском дает недвусмысленный ответ на этот вопрос
Имя Вениамина Фильштинского, педагога, режиссера и теоретика актерского мастерства, широко известно в театральном мире. Среди его выпускников всенародно известные Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин. Поступить в мастерскую Фильштинского в петербургской Академии театрального искусства считается особой удачей: «фильшты» (так называют учеников мастера) и в институте, и при приеме в труппы после выпуска на особом счету.Читать!
— Вениамин Михайлович, в чем была ваша задумка?
— Мы рассчитывали, что получится новый театр. Да, именно под крышей Театра на Васильевском острове, под таким своеобразным отеческим надзором его директора Владимира Дмитриевича Словохотова, которому мы были очень благодарны за приглашение. Он же ведь сам нас пригласил. Мы вложили в это дело энергию, энтузиазм. Ребята проделали большую работу: восстановили и приспособили к новым сценическим условиям (довольно нестандартным) семь учебных спектаклей, а за август подготовили еще две новые постановки. Привели в порядок небольшую, но вполне симпатичную малую сцену — покрасили ее, почистили, содержательно оформили фойе, сделали плакаты, художественные композиции, посвященные нашим постановкам. И успели сыграть для зрителей более трех десятков спектаклей. Я просил у Владимира Дмитриевича дать год на этот эксперимент.
— Были какие-то трения, конфликты с руководством Театра на Васильевском?
— До последнего времени не было. Мы не отказывались от условий Театра на Васильевском, которые были предварительно оговорены. Были готовы ездить на гастроли в область. Мы не отказывались поставить детский спектакль. Стали формировать репертуар нового сезона, стали подбирать молодых режиссеров для постановок. Возникла кандидатура молодого главного режиссера Дмитрия Егорова. Репертуар нового сезона мы начали обсуждать втроем: Словохотов, Егоров и я. Правда, Владимир Дмитриевич Словохотов сказал, что вопрос о назначении главного режиссера откладывается до момента, когда Дмитрий Егоров закончит свой первый спектакль в «Этюд-театре». Тем временем мы продолжали поиск новых пьес для нашего репертуара: в частности, выбрали пьесу Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой», которую должна была ставить Екатерина Гороховская. Предварительная договоренность со Словохотовым была достигнута: пьеса им была прочитана (как были прежде прочитаны и одобрены «Наташины мечты» той же Пулинович, которые ставил Дмитрий Егоров), и Владимир Дмитриевич сказал, что пьеса ему нравится.
— То, что вы рассказываете, звучит вполне идиллически.
— Это исходные обстоятельства, а дальше события развивались непредсказуемо. Владимир Дмитриевич посмотрел спектакль «Наташины мечты» на неудачном, как говорят, прогоне, 28 августа. Спектакль, даже отличный, может идти по-разному, не всегда идет удачно, это важный театральный нюанс. Но дело даже не в этом. Меня в это время не было в городе, и я-то спектакль не успел посмотреть. Но смел надеяться, что решения по спектаклю будут приняты только после моего просмотра и будут согласованы со мною (сейчас уже посмотрел спектакль и скажу вам, что это интересная, очень живая штука). Но Владимир Дмитриевич не стал дожидаться этого, не провел принятого на выпуске премьер-обсуждения, даже сам не обсудил спектакль с его режиссером-постановщиком. Он просто, не ставя меня в известность, принял волюнтаристское решение — закрыть «Наташины мечты». И опять же без согласования со мной, с ребятами, Словохотовым совершенно неожиданно в «Этюд-театр» был назначен другой главный режиссер — Алексей Утеганов. Кроме того, выяснилось, что согласно решению Владимира Дмитриевича актеры «Этюд-театра» будут слиты в одну труппу с артистами бывшего областного ТЮЗа — возрастными, совсем другого творческого опыта, другой актерской школы. Этот шаг мне представляется неприемлемым; кроме того, он был предпринят без какой-либо предварительной договоренности со мною и даже без предварительного уведомления ребят.
— И как отреагировали ваши ученики?
— Ребята вынуждены были напомнить о договоренностях, заявили, что хотят работать под моим руководством и руководством людей, чьи кандидатуры будут одобрены мной. Мои ученики, в свою очередь, отказались подписывать предложенные им Словохотовым контракты, растворяться в труппе Театра на Васильевском, лишаться своей творческой автономии и возможности реализации нашей художественной программы. Теперь ребята хотят сохранить наш «Этюд-театр». Если бы председатель Комитета по культуре города Антон Николаевич Губанков или представители арт-бизнеса, каких-то творческих объединений могли нам помочь выстоять, выжить, мы были бы очень благодарны. А то, что произошло, конечно, случай вопиющей бесхозяйственности, крайне странного, неуважительного отношения к молодой театральной генерации. В результате эксперимент, обещавший интересный результат, был оборван в момент, когда всё, казалось, уже готово к продуктивной творческой работе.
***
В дополнение к словам Вениамина Фильштинского молодые артисты «Этюд-театра» наперебой рассказывают о потрясении, которое испытали, когда вернулись из отпуска, — фразеология начальников Театра на Васильевском изменилась до неузнаваемости:
«Прежде Словохотов сравнивал наш коллектив с “Современником”, говорил, что в театр пришло новое дыхание. Речь шла о том, что у Фильштинского прекрасная школа, что его учеников объединяют особые идеалы. Провозглашалось, что на первых порах мы не будем смешиваться с труппой Театра на Васильевском. Но после нашего летнего отпуска Владимир Дмитриевич вдруг резко изменил формулировки. “Почему вы считаете, что мы берем вас коллективом? Я вас рассматриваю каждого в отдельности как уникальную личность”, — вдруг заявил он. Кроме того, Словохотов сказал: “Вы сами должны жаждать — когда же, наконец, нас перемешают с опытными актерами!”»
Но главные неожиданности ждали артистов «Этюд-театра» на предсезонном сборе. Представленный главным режиссером областного ТЮЗа Алексей Утеганов начал, путаясь в ударениях и запинаясь, читать их фамилии в качестве своих подопечных, а затем сообщил, что собирается поставить с ними сказку «Щелкунчик», мюзикл «Волосы» и «пару комедий для показа в области».
Одновременно Словохотов уговаривал артистов «не следовать за стаей», а поговорить с ним в кабинете индивидуально и подписать контракты. Никто из «Этюд-театра» не внял вкрадчивому совету. Артисты вывезли из Театра на Васильевском «этюдовские» декорации, которые любезно приютил на своей площадке директор проекта «Открытая сцена» Амир Мустакимов.
Педагог мастерской Фильштинского Лариса Грачева, комментируя сложившуюся ситуацию OPENSPACE.RU, просила сделать акцент на следующем: «Это не театральные интриги, не раздоры, не грязное белье. Юные идеалисты столкнулись с грустной правдой нашей театральной жизни. Главное, чего я боюсь, чтобы это не вызвало у них разочарования в театре вообще». Режиссер Дмитрий Егоров, молодой, но уже опытный мастер, автор 15 постановок в столицах и провинции, неоднократный участник программы «Маска-плюс» и лауреат премии «Триумф», рассказал, что принял предложение Фильштинского стать главным режиссером «Этюд-театра», «потому что Вениамина Михайловича очень уважаю и доверие с его стороны для меня было невероятно радостно». Не копеечная зарплата была важна для Егорова, а «творческая свобода», которая, однако, оказалась иллюзорной. Дмитрий Егоров неприятно поражен беспрецедентным закрытием его спектакля «Наташины мечты» без обсуждения и объяснения причин. К слову, спектакль этот делался на голом энтузиазме, театр выделил на постановку лишь 15 тысяч рублей.
Владимир Словохотов разговаривать с нами отказался, сказав, что садится в самолет, но успел сообщить, что пресс-служба театра «обладает полной информацией». Пресс-атташе Театра на Васильевском Карина Венгерова озвучила OPENSPACE.RU официальную позицию дирекции: «К сожалению, “Этюд-театр” прекратил свое существование в стенах Театра на Васильевском. Произошел конфликт из-за того, собственно, что руководство Театра на Васильевском предложило перенести премьеру спектакля «Наташины мечты» на конец месяца… Кроме того, я держу в руках неприемлемый документ (этот текст, любезно присланный нам сотрудниками Театра на Васильевском — актеры «Этюд-театра» подтвердили его подлинность, — размещен в приложении к нашему материалу; читатели могут оценить его сами. — OS), подготовленный «Этюд-театром», согласно которому руководство Театра на Васильевском не может никаким образом диктовать «Этюд-театру» репертуарную политику, а всю художественную и репертуарную политику осуществляет Вениамин Михайлович Фильштинский. Руководство Театра на Васильевском всех актеров «Этюд-театра» приглашало подать документы на оформление контракта, но они отказались. Такая печальная ситуация». Первый заместитель председателя областного Комитета по культуре, которому подчиняется Театр на Васильевском, Зоя Желдина рассказала OPENSPACE.RU, что видела один из спектаклей «Этюд-театра» и высоко оценила мастерство и энтузиазм молодых артистов. Зоя Желдина была удивлена, узнав, что «Этюд-театр» покинул стены Театра на Васильевском. После секундной паузы чиновница заявила: «Мы предоставляем руководителям учреждений культуры широкое поле самостоятельной деятельности. Если Словохотов не поставил нас в известность о происшедшем, значит, он сам контролирует ситуацию и готов нести за нее ответственность».
В распоряжении OPENSPACE.RU оказалась аудиозапись выступления Владимира Словохотова перед артистами «Этюд-театра» — того самого, которое состоялось, когда он отказался принять написанный ими текст соглашения. Проследить единую нить сказанного Словохотовым непросто. Владимир Дмитриевич то начинает утверждать, что никаких договоренностей об автономии «Этюд-театра» ни с Фильштинским, ни с Грачевой у него никогда не было, то сообщает, что переменил свое отношение к предмету, после того как Фильштинский позвал преподавать на курс бывшего главного режиссера Театра на Васильевском Анджея Бубеня. Он со мной не посоветовался, и я с ним не буду советоваться — к этому сводится мысль Владимира Дмитриевича. Словохотов также объясняет артистам, что его консультации с Фильштинским были бы противозаконны, так как Фильштинский работает в Театральной академии, а не в его театре, «а у нас бюджетное учреждение». Владимир Дмитриевич говорит артистам, что Фильштинский «сделал их разменной монетой», а также заложниками амбиций неких «прыщавых юнцов». Он заявляет, что запретил («только я здесь имею право запрещать») спектакль Дмитрия Егорова «Наташины мечты», так как «это бездарная режиссура». Словохотов заявляет артистам в лицо, что спектакли их учителя Фильштинского не соответствуют той высокой творческой планке, к которой привык Владимир Дмитриевич. Существенную часть времени директор Театра на Васильевском тратит, распекая молодых артистов за, как он выразился, «преступление»: четверо из них не явились на эту внеплановую встречу, которую Словохотов почему-то называет сбором труппы (напомним, контракты с артистами подписаны не были, поэтому в труппу Словохотова они так и не вошли). Еще он зачем-то жалуется студийцам на Анджея Бубеня, который хотел получить часть суммы Госпремии за спектакль «Даниэль Штайн, переводчик», но не получил: «ведь он гражданин Польши». Понять из аудиозаписи, намеренно ли Владимир Словохотов придает своей речи столь экстравагантный характер или говорит искренне, затруднительно.
Понятно другое. Вероятно, Владимир Словохотов не преступил юридических границ, но этические границы им оставлены далеко позади. Как можно в присутствии вчерашних студентов столь уничижительно отзываться об их педагоге, пожилом и уважаемом? Какие творческие заслуги дают Словохотову право публично использовать эпитет «бездарность» в отношении известного и талантливого режиссера Дмитрия Егорова? Что это за разговоры с молодыми артистами о каких-то неведомых им мелочных счетах и дрязгах? Словохотов — не частный лавочник, он работает в государственном учреждении.
Не хотелось бы думать, что эта ситуация была заранее запрограммирована руководством Театра на Васильевском. Не хотелось бы предполагать, что выпускников известной мастерской намеренно поманили, распаляя обещаниями, дабы они отказались от приглашений других театров и покинули труппы, в которых уже начали работу на студенческой скамье. Не хотелось бы фантазировать, будто при помощи этой хитрости Владимир Словохотов попытался провести «целевой набор» выпускников в труппу областного ТЮЗа под руководством малоизвестного режиссера Утеганова. Хотя понятно, что укомплектовать эту труппу хорошими артистами непросто: здесь и впрямь нужны энтузиасты (особенно с учетом зарплат, на которые готовы были подписаться «фильшты» в надежде получить свой автономный театр: от 7 до 10 тысяч рублей). Не верится в циничный план: подождать до начала сезона, когда набор в другие труппы прекратится, и поставить актеров перед фактом: вы теперь наши крепостные, деваться некуда, особенно иногородним, которых в «Этюд-театре» немало.
Если же отмести напрашивающиеся страшные предположения, придется признать, что директор Театра на Васильевском Владимир Словохотов страдает крайней непоследовательностью, недопустимой для руководителя госучреждения. Зачем трубить в фанфары о создании «Этюд-театра» на твоей площадке, если не утрясены и не оговорены все тонкости взаимодействия? Если у тебя в театре все так благополучно, что нет надобности в посторонней помощи, почему несколько лет пустует Малая сцена? Почему ее ремонтируют не прекрасный директор со товарищи, а «прыщавые юнцы»? В результате сентябрьские показы на Малой сцене отменены, билеты на целый месяц не продаются… Эти вопросы встают в стройный ряд других вопросов, связанных с деятельностью Владимира Словохотова последних лет. Беспардонное изгнание театра «АХЕ» с площадки Театра на Васильевском под предлогом пожароопасности; чехарда в литературной части; разрыв отношений с режиссером Анджеем Бубенем, принесшим театру всероссийскую известность и любовь публики; совсем таинственная история с присоединением к Театру на Васильевском безвестного областного ТЮЗа, прежде базировавшегося в Гатчине, и последовавшей за тем фактической ликвидацией оного (оттуда и свободные ставки, на которые звали «фильштов»). Возможно, с юридической точки зрения тут всё и безупречно, но, несмотря на это, нынешней репутации Владимира Словохотова не позавидуешь.
Читать!
Приложение. «Неприемлемый документ»
СОГЛАШЕНИЕ
1. «ЭТЮД-ТЕАТР. Выпускники Мастерской Фильштинского» (в дальнейшем — «ЭТЮД-ТЕАТР») существует как творческое подразделение Театра на Васильевском.
2. «ЭТЮД-ТЕАТР» осуществляет свою деятельность под творческим руководством Вениамина Михайловича Фильштинского и общим руководством Владимира Дмитриевича Словохотова.
3. В.М. Филыптинский руководит художественной жизнью «ЭТЮД-ТЕАТРа». Репертуарная политика, приглашение режиссёров, поиск молодого главного режиссёра, назначение на роли осуществляется В.М. Фильштинским при согласовании с В.Д. Словохотовым.
4. Труппа «ЭТЮД-ТЕАТРа Выпускников Мастерской Фильштинского» состоит из выпускников мастерской Фильштинского.
5. Решения о привлечении к спектаклям других актёров или об участии актёров «ЭТЮД-ТЕАТРа» в спектаклях Театра на Васильевском принимаются В.М. Фильштинским при согласовании с В.Д.Словохотовым.
6. «ЭТЮД-ТЕАТР» готов в равной мере разделить с Театром на Васильевским все обязательства по выполнению плана по областным спектаклям и обязуется к Новому году найти материал, режиссёра и выпустить детский спектакль.
7. Устав «ЭТЮД-ТЕАТРА» вносится в Устав Театра на Васильевском. Актёры «ЭТЮД-ТЕАТРА» обязуются выполнять этот общий Устав.
КомментарииВсего:33
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452021
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343512
- 3. Норильск. Май 1269122
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897815
- 5. Закоротило 822337
- 6. Не может прожить без ирисок 783379
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760190
- 8. Коблы и малолетки 741423
- 9. Затворник. Но пятипалый 472412
- 10. ЖП и крепостное право 408078
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403679
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370994
вот в сущности и "яблоко раздора")))
Актеров в стране достаточно, актеры этой мастерской ничем не лучше прочих, и их согласие на зарплату в 7-10 тысяч рублей)))) Да она во всех театрах такая за исключением федеральных. Жертва невероятная с их стороны согласится на такой маленький оклад)
А эта PR-акция в защиту "униженных и оскорбленных" уже порядком надоела!
Весь август мы репетировали на Малой сцене Театра на Васильевском два спектакля – я репетировал «Наташины мечты», а Семен Серзин – «Потудань». Я Семену и «потуданцам» чуть-чуть помогал советом, вопросы какие-то задавал. Для «Наташиных мечт» Театр на Васильевском купил бытовой линолеум и выделил 9 тысяч рублей на костюмы (большую часть костюмов актрисы приносили сами). Ни по одному договору не было выплачено ни копейки, в том числе и драматургу (Владимира Дмитриевича почему-то крайне возмущало то, что Слава Пулинович требует гонорар за пьесу – это при том, что Слава пошла «Этюд-театру» навстречу и значительно снизила сумму этого гонорара), премьера и так висела на грани срыва. Что касается «Потудани», то она вообще была выпущена на личные средства участников этого спектакля (Театр на Васильевском помог только костюмами из «неидущего» репертуара) . 6 актрис из «Мечт» и 4 актера из «Потудани» работали весь август на одном энтузиазме, заведомо зная, что денег за август они не получат – театр был в отпуске. Да, нам очень помогли на выпуске осветители и звукари филиала театра на Васильевском. Очень помогали зам.директора Сережа Прикладовский и литчасть. Администраторы разрешали по списку приводить людей на сдачу. Да и в целом мы как-то никого особо не беспокоили.
Спрашивается – ради чего люди соглашаются и готовы выпускать спектакли и работать в таких финансово унизительных условиях (И я сейчас не про зарплату говорю, а про те средства, которые театр выделял на создание спектаклей)?Ради денег? Нет. За два спектакля, сделанные в августе, никто из нас не получил ни копейки. В материальной заинтересованности нас упрекнуть нельзя. Ради славы? Да какая слава в зале на 60 мест? Ради чего, спрашивается, 19 человек остаются на работе за 10 с чем-то тысяч рублей, заранее зная, что придется выполнять выездной план по области? Ради чего я даю отбой на постановки в театрах по стране (в том числе и в Москве)? Ради славы, что ли? Ради звания главного режиссера? Увольте, я до этого уже четыре раза отказывался от подобных предложений. Ради чего, например, замечательная актриса Катя Тарасова, не смотря на уговоры педагогов остаться, уходит из МДТ – Театра Европы? Ради чего итальянка Саша Джунтини еще на год остается жить в Росиии?
Конечно, ради Театра. Какого театра? Живого театра. Театра, которому учил «фильштов» Вениамин Михайлович. Театра, которому учил меня мой Мастер. «Этюд-театра». Какого театра – еще неизвестно – спектакли в репертуаре разные, но были мысли о какой-то художественной программе, о каких-то малобюджетных, но интересных проектах. Мы с Вениамином Михайловичем придумывали какие-то, как нам казалось, интересные названия, общались с режиссерами, предлагали эти варианты Словоохотову. И я, правда, в этой истории только потому, что меня в эту историю позвал лично Вениамин Михайлович – для меня – абсолютный авторитет в области театральной педагогики.
И с тем, что «фильшты» ничем не лучше остальных актеров – простите, не соглашусь. Это сильнейшая Мастерская нашей Академии. Люди выходят из нее готовыми драматическими актерами высокого уровня. С вполне оправданными художественными амбициями. И реализуются они лучше всего в серьезных драматических спектаклях. Которые, собственно говоря, мы с Вениамином Михайловичем и планировали. Или кто-то считает, что выездные сказки по пионерским лагерям – это хороший творческий опыт для «фильштов», которые еще весной триумфально играли в Москве на «Маске Плюс» свой документальный спектакль «Адин»?
Так вот. После месяца август этих людей, актеров, штучный товар пятилетней выдержки, собирают 2-го сентября, знакомят с несколькими коллегами из областного ТЮЗа, и говорят: «Вот ваши коллеги, вы теперь работаете вместе». Представляют главного режиссера филиала Театра на Васильевском Алексея Утеганова. Он объявляет планы коллектива на сезон (см.выше). Как по-вашему, могли отнестись к этому люди, которые в Академии играли Чехова, Шекспира, Пушкина, Блока, много работали с современной драматургией, находились в постоянном творческом поиске? Почему их не предупредили еще весной, о том, кто ими реально будет руководить, и что они реально будут играть?
«Фильшты» на той встрече с Утегановым не капризничали и не грубили. Парни молчали. Девчонки вставали и со слезами на глазах говорили, что они о другом театре мечтали, что они не лучше и не хуже ТЮЗян, просто они мечтали работать в своем коллективе. В итоге принимается решение никаких дальнейших переговоров без Фильштинского не вести. Театр на Васильевском в этот день закрывает «Этюд-театру» один из двух публичных прогонов «Потудани» и отменяет продажу «Наташиных мечт». А нас с Вениамином Михайловичем фактически отстраняют от возможности принимать какие-либо решения, связанные с работой «Этюд-театра».
То есть: в начале сезона происходит полная силовая смена художественного руководства коллектива и попытка соединить этот коллектив с труппой областного ТЮЗа. Почему – непонятно. Видимо, Словоохотов не очень понимал, что отдельным творческим коллективом «фильшты» принесут Театру на Васильевском гораздо больше пользы.
Ребята потребовали у руководства театра (на встречах присутствовали сам Словоохотов, новый главный режиссер Театра на Васильевском Владимир Туманов (он все время молчал), директор филиала Театра на Васильевском Алексей Аммосов), чтобы Театр на Васильевском вернул руководство их коллективом Фильштинскому, и подобное существование «Этюд-театра» было каким-либо образом зафиксировано в уставе Театра на Васильевском. Требования руководством приняты не были, и тогда все 19 человек ушли.
Я позволю себе никак не комментировать поведение руководства Театра на Васильевском. Об одном только скажу. Я работал под руководством многих художественных руководителей и главных режиссеров. Но ни один из них никогда не закрыл бы спектакль единовластным решением. А доверять личному мнению Владимира Дмитриевича я, простите, никак не могу. Он в этом смысле для меня – совершенно не авторитетный человек. И то, что озвучила Карина Венгерова Андрею Пронину – неправда. Про перенос премьеры речи не шло. Напротив, на общем сборе Словоохотов заявил: «Этого спектакля не будет. Я не принимаю этот спектакль». Звучали эти слова, и тому много свидетелей. Не мне судить свой спектакль. Он, может быть, далек от совершенства (особенно, если учесть, что Словоохотов смотрел самый первый прогон на зрителя). Но в зрителя, который его смотрел, он попадает – и это я могу сказать точно.
Когда мы сидели с ребятами после последнего разговора со Словоохотовым, и они были поставлены перед выбором – идти подписывать договора, или уходить в неизвестность, то, чтобы быть объективными, написали две модели жизни коллектива – плюсы и минусы. Первая модель жизни – в Театре на Васильевском. Вторая – неизвестно где. В первой модели было очень много плюсов: зарплата, репточка, соцпакет и т.д. Штук десять плюсов. И штук десять минусов. Во второй модели плюса было всего три – «творческая свобода», «этика» и «ясность». Но было очень много минусов. Штук пятнадцать. И то, что ребята выбрали эти три плюса и ушли в неизвестность, лично у меня вызывает чувство глубокого уважения. Я бы на их месте поступил точно так же.
И речь в данной ситуации не сколько о Словоохотове (Бог ему судья – все этические и человеческие нормы, на мой взгляд, были им действительно нарушены), сколько о дальнейшем выживании этого коллектива. И речь не о том, главный я у них режиссер, или не главный. Просто очень хочется, чтобы люди, которые с этими актерами работают, понимали систему координат, в которой эти актеры были воспитаны.
Пока что ситуация очень не радостная. С одной стороны, добрых людей вокруг действительно много. Нам сразу же предложили помощь Милена Авимская («Режиссерская лаборатория «ON. Театр») и Амир Мустакимов («Открытая сцена») – какие-то спектакли «Этюд-театра» будут играться у них. С другой стороны, основная часть репертуара «фильштов» была адаптирована под Малую сцену Театра на Васильевском, и сейчас эти спектакли играть негде – ни «Открытая сцена», ни «ON.Театр» для этого не подходят. Театра, который мог бы дать площадку, чтобы эти спектакли играть – тоже нет. Так же, как негде теперь сыграть премьеру «Потудани». Какое-то время, конечно, коллектив продержится на голом энтузиазме (не смотря на полное отсутствие финансирования, режиссеры Евгения Сафонова и Екатерина Гороховская все-таки готовы начать репетировать), но, как понимаете, надолго этого энтузиазма не хватит (две трети «фильштов» - иногородние). Мы с ребятами договорились, что попробуем просуществовать год. Дальше посмотрим. Все очень сложно.
И это нифига не PR-акция, вот честно. И сам Вениамин Михайлович очень просил всех не раздувать из этой ситуации скандала. Мы, правда, сейчас думаем о другом - как выжить. Правда – это. Все остальное – не особо важно.
удачи вам, Дмитрий. держитесь
Вся эта ситуация бесспорно вызывает грусть, а каждый конфликт предполагает, что обе стороны в чем-то неправы...
Есть объективные проблемы - аренда площадки, время для репетиций, реквизит и декорации, а также оплата тех персонала. Это немало, но это и не помеха, уверяю вас! Мало ли в театре-док сделано спектаклей без денег. Никто не умер от голода)
Спасибо Дмитрию за подробный ответ. Он, действительно, помог лучше понять ситуацию, в которой оказались выпускники курса Фильштинского.
То, что случилось с ними, конечно, не радует. Замечательно, что есть люди, которые готовы работать за идею, НО и очень большое НО: идея, увы, не накормит и крышу над головой не предоставит.
Сейчас театру "Этюд" нужно найти профессионального продюсера, готового взяться за решение всех административных вопросов. Вы не хотели поднимать шум, но он поднялся. Причем, весьма сильный. Постарайтесь не упустить момент и на этой волне занять свое место на театральной карте города. Кто то верит вам, кто то верит Театру на Васильевском, но всем будет интересно посмотреть ваши спектакли.
Удачи!
Артист выходящий из театральной академии, и попадая в гос.театр, априори становится "крепостным артистом".
"крепостной артист" получая 10 тысяч обязан играть в плохих ли, хороших ли постановках, где привнести творческую нить мастера своего курса, то есть свою театральную школу, чаще всего является моветоном, так как игра других артистов, зачастую забывших свою школу, и играющих "на одной ноге", это не устраивает. И не потому что артист плохой, а потому что "заслуженный".
Далее, "крепостной артист" обязан участвовать в жизни театра, где выездные спектакли, также прописаны в обязанностях артиста, между прочим.
Не будем забывать про спектакли откуда пора выводить старых артистов и вводить новых, то есть выпускников Академии, вчерашних студентов, мол, пусть нашу школу впитают, а то академия ведь испортила такой яркий типаж каким-то поиском, сомнениями, ролевыми тетрадями.
И, конечно же, каплю лирики,
чтобы прокормить семью "крепостной артист"снимается в говносериалах.
Это с одной стороны не хорошо, но и с другой не плохо, учитывая опыт последних (последние 10 лет)театральных и киносериальных "произведений" и уж простите, диктатуру пожизненных худ.руководителей.
Это всё ладно, ладночки, ладушеньки.
Но давайте на секунду представим, что прошло 20 лет и труппа из 19 вышеупомянутых артистов, с вышеупомянутым режиссером, ну давайте для солидности, и с вышеупомянутым мастером, находят помещение, открывают СВОЙ театр, добиваются поддержки города (какие-нибудь бюджетные программы для развития молодых театров, субсидии и прочие копейки) с упоением отдаются поискам, переживаниям, сомнениям, работают чаще, а скорее постоянно, с современной драматургией, с презрением относится к сериальным телепродуктам и в кино снимаются только по большому художественному замыслу, вдруг решила взять на службу ещё 10 артистов и пригласила на постановку молодого режиссера, который поставил спектакль, в котором черным по белому написано "у меня другие поиски, переживания, сомнения и я моложе, а значит (вспоминаем про максимализм) круче*.
Какова будет судьба 10 артистов и режиссера?
Жаль еще больше новый курс ВМФ который с еще большей упертостью будет зомбировать будущих актереров что он есть ВЫСШАЯ ИНСТАНЦИЯ в их творечской жизни...
прочитав статьи высказыванья и посмотрев спектакли (да пусть не все -Подудань не удалось увидеть) дело не в таетре на Васильевском и не в Слохотове ...
На тот ультиматум который выставили ребята (сами они его составить вряд ли бы умудрились не будь за их спинами "умных дяденек")
любой театр не принял бы эти условия...
но ведь "дяденькам" наплевать на ребят один уже признаный метр в татральной педагогике(и это никто не оспаривает) другому мамаша поможет.. а что с ребятами? вопрос остается открытым.. кто мешал этюду работать в театре и параллельно заниматься своими проектами?... а так .....эх....
Прямо КГБ. Записи делаю, как актеры Таганки. Помните - таким сладким вкрадчевым голосом у Ю.П. про бабки спрашивали и диктофон в потной ручке за спиной держали.
Полный правовой инфантилиЗЬМ. Договоры не подписывают - так учредитесь, блин. Сделайте устав. Проработайте договоры. Наймите монтеров, сами монтируйте, дайте заявку в комитет - там добрые дяди дадут на спектакль, только надо отчитаться правильно, у нас нах Москау с этим строго. (наймите бухгалтера) и пр,, и пр. Фильштинский умница, но он не СТРОИТЕЛЬ ТЕАТРА. Он - педагог. Разница. А идея с Егоровым вообще ниже плинтуса. Театра у них не будет. И не надо выть про город. Надо делать и пробивать. И не лизать ж... Комитетам. Делом доказывать. Повторю - хватит замалчивать - Табаков жестко закрыл "Звезду" Фильштинского с Пореченковым и Хабенским, если опубликовать подробности - новый театральный роман будет готов. И - молчок. Не слышно ни одной трещотки. А уж сюжет чмок-чмок. Так что хватит пиариться. Просто - "ПОПАЛ ПОД ЛОШАДЬ!" Просто история наравне с Римской комедией Товстоногова.
Всё, пойду на качелях покачаюсь.
Любезный Автор, какое право Вы имеете осуждать кого-либо? Насмотрелись НТВ и мните себя великим журналистом? Вы этой статьей просто злобу извергаете? Или у Вас какая-то цель есть?
И про то, что "...нынешней репутации Владимира Словохотова не позавидуешь." Вы совершенно серьезно так думаете? Вы всерьез полагаете, что все это важно кому-либо кроме нескольких человек? Но слово "зависть" Вы не зря упомянули ;)
Поверьте,если о нас никто не знал в Питере,то это не значит,что спектакли бездарные и актёры ужасные.Я сам окончил режиссуру драмы,а до этого училище при Капелле им.М.И.Глинки.Я это к тому,что не только моё образование мне помогает разобраться в качестве того или иного произведения,а и то,что являюсь коренным Петербуржцем в четвёртом поколении и даже одно это способствует воспитанию вкуса независимо от полученных знаний.Так вот я считаю,что наши спектакли-это очень не плохие представители ЭТОГО ЖАНРА на нашей театральной сцене.
Всё произошло очень неожиданно.Нам вдруг где-то ближе к лету 2010 года сказали,что нас закрывают.Мы просто обалдели.Столько спектаклей не играет никто.Зачем же закрывать комитету такой кусок пирога?Никогда ни о чём не просили.Старались малыми средствами ставить новые спектакли,ну конечно комитет нам обязан был давать хоть что-то,ведь мы были государственной структурой.И вдруг...Мы узнаём,что всех артистов(и секретариат)))переводят в театр на Васильевском и предоставляют Малую сцену ту,что на Малом проспекте В.О.Ух ты.Ну,думаем отлично.Появится свой стационар,хоть и маленький,но в ПИТЕРЕ! УРА!Сентябрь(после отпуска)2010 года и мы уже на Малой сцене на собрании с самим СЛОВОХОТОВЫМ.Правда сразу бросилось в глаза,что он уж очень распинал С.А.Рытова и хвалил себя,ну да ладно думаем,просто старается понравиться.Как он нам сочуствовал,что мы попали в ТЮЗ и потеряли 7 лет жизни.Теперь всё будет по-другому.Правда опять не понятно стало почему он все наши спектакли сразу забраковал,сказав,что это полное...и на это смотреть нельзя.Ну,думаю у него свой театр,свои подходы и лезть в чужой монастырь не нужно.Но мы как профессиональные артисты можем всё сыграть,нам только дай.Вот радость-то.Наконец не только в комедиях поиграем.И представил он нам на том собрании(2010 год,сентябрь)худ.рука нового нашего коллектива Утеганова А.(честно говоря к своему стыду даже отчества не знаю).И стали мы ждать...
Прошло более трёх месяцев.В общем декабрь уж наступил))) и вдруг мы увидели худ.рука.О,думаем,ах вот он какой(просто с первой встречи и не запомнили в лицо даже).Надо было подчистить новогоднюю сказку "Как спасали Новый год".Мы играли её до этого ещё во "Встречах" лет...В общем она была поставлена в 1994 году Муравьёвым.Фонограмма конечно была настолько заезжена(писалась ещё на бабинный магнитофон "Орбита" мой,между прочим)))),что мне(а у меня своя музыкальная студия и почти во всех спектаклях ТЮЗа музыка,аранжировки,стихи и зачастую даже исполнение мои) пришлось по просьбе А.Утеганова просто сделать всю музыку заново,сделать аражировки,наложить голоса,свести всё вместе и т.д.За всё за это мне пообещали 8 тысяч!(в последствии дали только 5((( и то с налогом))).О как.Ладно,думаю уж сделаю,раз первая в своём роде работа с театром на Васильевском.Режиссёр А.Утеганов начал восстанавливать спектакль,который мы и так каждый новый год и в хвост и в гриву.Зачем?Просто видно получил указание хоть что-то с нами поделать)))Смешно.Ну ладно.Я играл деда Мороза и первое,что я услышал от режиссёра,к которому в общем-то относился нормально,ведь я его не знаю и привык изначально уважать людей,деду Морозу в моём лице не надо называть Снегурочку внученькой.Я удивился,думал он шутит и спросил почему.А он на полном серьёзе мне сказал,что современные детишки думают,что она мне не внучка,а...ну в общем вот так.Смешно?А дальше было ещё интересней.Всего не хочу писать,но только после этих репетиций мы,люди уже в общем-то прошедшие тоже не мало и поработавшие за свою жизнь с разными режиссёрами собирались где-нибудь на воздухе в парке,как нормальные друзья и просто ржали над несуразностями этого режиссёра.Из зайца он хотел сделать просто ненориального истерика,хотя зачем?То,что он трусишка не делает его безумным параноиком.Все танцы и песни (танго,песня прилёта,финал и т.д.) он урезал,сказав,что это скучно.Это же детская сказка.Там должно быть побольше музыки и танцев.Я за свою жизнь написал для разных театров и коллективов около 10-ти полноценных мюзиклов,где музыка не прекращается (ну разве что на 1-2 минуты) и оформил около 40-ка спектаклей (детских конечно,о взрослых не говорим здесь),ну и конечно сколько всего этого просто сыграно и поставлено не сосчитать и поверьте мне могу понять сходу что надо для детского спектакля.Можно сказать это моя профессия))).А.Утеганов сразу сказал,что детскими спектаклями он не занимался.Так на фига тогда лезть?Есть те,кто в этом понимает! Он конечно не знает,т.к. его не было ни на одном спектакле "Как спасали новый год",но мы после всех репетиций просто всё вернули как было до него и играли в нормальном варианте.Дети были счастливы))).
Проходит ещё пол года.Об Утеганове А. снова все забывают.Его просто нет в коллективе.Нами вообще никто не занимается.Мы приходим на Малый пр. очень редко(всё больше по области со спектаклями разьезжаем) и вот уже с сентября не поставили ни одого спектакля,ни одного намёка на работу.А играем как никогда.Объездили всю область.Как вы думаете( надеюсь читают артисты),если ни разу начиная с сентября мы не получили ни одной премии,ни надбавки,только чистый оклад,а пашем на театр на Васильевском как папы Карло))).Так вот наши бухгалтеры подсчитали переработку(ну вы знаете что это такое)и меня они обрадовали,сказав,что я лично за период с апреля по июнь(3-и месяца) переработал НА 30-ТЬ ТЫСЯЧ!!!Мы для театра на Васильевском были курочкой Рябой.Ну и расчитывали,что нормальный худ.рук, понимая это не станет распускать коллектив,который его кормит.Но то,что с нами не ставились никакие новые спектакли нас как-то настораживало и мы попросили Словохотова о собрании.Не помню то ли в апреле,то ли в мае он к нам всё-таки(после долгих просьб)пришёл.Да,маленькое отступление,что б не возвращаться.Мы конечно просили и о встрече с Утегановым А. и не раз,но как нам сказали Словохотов приказал ему ни в коем случае не собирать коллектив,где он,Утеганов А. является худ.руком.))).О как.Поэтому мы и попросили самого Словохотова В.Д. к нам придти.И вот свершилось.На собрании только я задавал вопросы,видно только мне было интересно что же с нами будет дальше.Эх,если бы был диктофон как у ребят-Фильштинцев.Там многое можно было послушать и подчерпнуть)))Но главное:
1)Если я болею,то актёры за меня свечки в церкви ставят,что б я выздоровел.Вот как они меня любят.
2)Я за всё время работы в театре не уволил ни одного артиста.
Это главные тезисы всего выступления.Нам было сказано,что б каждый из нас сделал творческий показ Утеганову А.,что б он уже решил кто ему нужен,а кто нет!Я не понял.Мы ж не из института пришли.У нас куча спектаклей прошла именно на Малом проспекте на сцене,которая принадлежит театру на Васильевсом и мы играли под шапкой театра.Я только отыграл раз 25 "Леопольда",раз 20 "Спасайся кто может",раз 10 "Жирафу и Носорога" и конечно другие тоже детские(просто именно эти пришли на ум),ну и взрослые все переиграли там не по одному разу.А я во всех взрослых и роли у меня очень разные.Приходи и смотри худ.рук на своих артистов начиная с СЕНТЯБРЯ 2010 года!Это и есть мой показ.Или надо придти в ножки поклониться и поцеловать кое-куда,а отрывок из того же "Блэза" показать или из спектакля "Моя жена-лгунья"?Зачем устраивать такое людям,которые по 20-30 а то и 40 лет играют на сценах?Это МНЕ ДОЛЖЕН ПОКАЗАТЬСЯ УТЕГАНОВ А.,а я решу буду я у него артистом или нет.Я то уже после собрания для себя всё решил.Сразу понял,что Словохотов В.А. просто обещает очень много.Ещё в сентябре он ко мне подошёл лично сам и предложил на базе театра создать музыкальную студию.Я подумал,что он видимо обо мне наслышан,раз такое предлагает.У меня-то не плохая домашняя студия своя,собранная своими руками.20 лет собираю и конечно обновляю,ищу,постоянно работаю и общаюсь с кучей клиентов.Ни один не может обо мне плохо сказать.А приходят иногда не очень хорошие вокалисты и музыканты.Разве я кого-нибудь могу обидеть?!Работы много,по городу меня знают.Но после того разговора я о Словохотове В.Д. вообще ничего не слышал.Один раз в прямом эфире по телеку видел.А кто такой для меня Утеганов А.вообще понять не могу?Молодой человек,возомнивший себя властителем душ.Не показался с творческими предложениями никто ему,так вот он и не стал ни с кем работать.Я мол главный,я худ.рук.Просто одно могу сказать.Поступая так с людьми не забудь,что ты такой же со стороны другого.Смотришь в зеркало и думаешь ах какой я и какой-то не такой тот,другой,но тот тоже смотрит в зеркало...))).Истина только в отношении к людям.Только этот пласт жизни является не иллюзорным.Всё остальное твои иллюзии и амбиции.
В общем где-то ближе к лету появилась информация о том,что на наши ставки идут некие Фильштинцы(не обижайтесь ребята,речь не о вас.На вашем месте могли быть и другие).Странно,думаем мы.Зачем брать совершенно молодых,не объезженных ребят(и снова не в обиду),когда есть уже сплочённый нормальный коллектив со своими спектаклями и артисты могут играть всё,так как на сцене уже десятилетиями.Не понятно.Это про курицу,несущую золотые яйца.Нет,против Фильштинцев мы ничего не имеем и не имели.Может они и правда талантища!(Я не ёрничею нисколько и думаю,что когда-нибудь нас может судьба и свести).Но почему вместо нас?С какой стати?Мы что работать отказываемся?НЕТ.Наоборот собираем собрание и просим о работе.Сколько можно сидеть.Актёры играть хотят!..
31-го августа всю труппу УВОЛИЛИ одним махом.
А тут о Фильштинцах узнал.Дали сноску на эту статью.Молодец Словохотов В.Д.Он думает,что на нём мир сошёлся.Смешно смотреть на это.
Я бы и не написал всё это,но почитав о Фильштинцах понял,что они-то ни в чём не виноваты тоже.РЕБЯТА!ТЕАТР ЕСТЬ!Поверьте,у нас тоже был отличный,великолепный,талантливый,сплочённый коллектив.Почему был,он есть,ведь мы играем антрепризы и зарабатываем теперь в 10 раз больше,чем там))).НЕ РАЗОЧАРОВЫВАЙТЕСЬ В ТЕАТРЕ из-за некоторых мелких деятелей...Удачи вам в творчестве.
Р.S. Я читал выше,что произошедшее с ТЮЗом это отдельная тема для статьи.Так вот вам и материал.