Изгнание студии Вениамина Фильштинского из Театра на Васильевском дает недвусмысленный ответ на этот вопрос
Имена:
Вениамин Фильштинский · Владимир Словохотов
© Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС
Вениамин Фильштинский
Имя Вениамина Фильштинского, педагога, режиссера и теоретика актерского мастерства, широко известно в театральном мире. Среди его выпускников всенародно известные Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин. Поступить в мастерскую Фильштинского в петербургской Академии театрального искусства считается особой удачей: «фильшты» (так называют учеников мастера) и в институте, и при приеме в труппы после выпуска на особом счету.
Вениамин Михайлович — в прошлом соратник и помощник знаменитого Зиновия Корогодского — приверженец студийной системы. Неудивительно, что мастера давно не оставляет идея о создании на базе одного из своих курсов театра, в котором его ученики-единомышленники могли бы работать совместно под общим художественным руководством учителя — развивать базовые принципы мастерской, ее теоретические и практические наработки. В свое время такой студией мог стать Театр на Крюковом канале, увы, быстро прекративший свое существование — не по творческим, а по финансово-организационным причинам. Но сейчас не «лихие девяностые» — путь, превращающий успешные курсы в театры, давно проторен. В Москве работают Мастерская Петра Фоменко, Студия Сергея Женовача, в Петербурге — театры Льва Эренбурга, Григория Козлова и Льва Стукалова. Этой весной СМИ рапортовали об открытии «Этюд-театра» — студийного коллектива учеников Фильштинского на базе петербургского Театра на Васильевском. Верилось в благоприятный симбиоз крупного театрального стационара и молодой труппы под руководством маститого учителя. Однако прекраснодушные иллюзии быстро развеялись: «Этюд-театр» покинул Театр на Васильевском. О том, что именно послужило причиной этого решения, рассказал в интервью OPENSPACE.RU сам ВЕНИАМИН ФИЛЬШТИНСКИЙ.
— Вениамин Михайлович, в чем была ваша задумка?— Мы рассчитывали, что получится новый театр. Да, именно под крышей Театра на Васильевском острове, под таким своеобразным отеческим надзором его директора Владимира Дмитриевича Словохотова, которому мы были очень благодарны за приглашение. Он же ведь сам нас пригласил. Мы вложили в это дело энергию, энтузиазм. Ребята проделали большую работу: восстановили и приспособили к новым сценическим условиям (довольно нестандартным) семь учебных спектаклей, а за август подготовили еще две новые постановки. Привели в порядок небольшую, но вполне симпатичную малую сцену — покрасили ее, почистили, содержательно оформили фойе, сделали плакаты, художественные композиции, посвященные нашим постановкам. И успели сыграть для зрителей более трех десятков спектаклей. Я просил у Владимира Дмитриевича дать год на этот эксперимент.
— Были какие-то трения, конфликты с руководством Театра на Васильевском?— До последнего времени не было. Мы не отказывались от условий Театра на Васильевском, которые были предварительно оговорены. Были готовы ездить на гастроли в область. Мы не отказывались поставить детский спектакль. Стали формировать репертуар нового сезона, стали подбирать молодых режиссеров для постановок. Возникла кандидатура молодого главного режиссера Дмитрия Егорова. Репертуар нового сезона мы начали обсуждать втроем: Словохотов, Егоров и я. Правда, Владимир Дмитриевич Словохотов сказал, что вопрос о назначении главного режиссера откладывается до момента, когда Дмитрий Егоров закончит свой первый спектакль в «Этюд-театре». Тем временем мы продолжали поиск новых пьес для нашего репертуара: в частности, выбрали пьесу Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой», которую должна была ставить Екатерина Гороховская. Предварительная договоренность со Словохотовым была достигнута: пьеса им была прочитана (как были прежде прочитаны и одобрены «Наташины мечты» той же Пулинович, которые ставил Дмитрий Егоров), и Владимир Дмитриевич сказал, что пьеса ему нравится.
Читать текст полностью
— То, что вы рассказываете, звучит вполне идиллически.
— Это исходные обстоятельства, а дальше события развивались непредсказуемо. Владимир Дмитриевич посмотрел спектакль «Наташины мечты» на неудачном, как говорят, прогоне, 28 августа. Спектакль, даже отличный, может идти по-разному, не всегда идет удачно, это важный театральный нюанс. Но дело даже не в этом. Меня в это время не было в городе, и я-то спектакль не успел посмотреть. Но смел надеяться, что решения по спектаклю будут приняты только после моего просмотра и будут согласованы со мною (сейчас уже посмотрел спектакль и скажу вам, что это интересная, очень живая штука). Но Владимир Дмитриевич не стал дожидаться этого, не провел принятого на выпуске премьер-обсуждения, даже сам не обсудил спектакль с его режиссером-постановщиком. Он просто, не ставя меня в известность, принял волюнтаристское решение — закрыть «Наташины мечты». И опять же без согласования со мной, с ребятами, Словохотовым совершенно неожиданно в «Этюд-театр» был назначен другой главный режиссер — Алексей Утеганов. Кроме того, выяснилось, что согласно решению Владимира Дмитриевича актеры «Этюд-театра» будут слиты в одну труппу с артистами бывшего областного ТЮЗа — возрастными, совсем другого творческого опыта, другой актерской школы. Этот шаг мне представляется неприемлемым; кроме того, он был предпринят без какой-либо предварительной договоренности со мною и даже без предварительного уведомления ребят.
— И как отреагировали ваши ученики?
— Ребята вынуждены были напомнить о договоренностях, заявили, что хотят работать под моим руководством и руководством людей, чьи кандидатуры будут одобрены мной. Мои ученики, в свою очередь, отказались подписывать предложенные им Словохотовым контракты, растворяться в труппе Театра на Васильевском, лишаться своей творческой автономии и возможности реализации нашей художественной программы. Теперь ребята хотят сохранить наш «Этюд-театр». Если бы председатель Комитета по культуре города Антон Николаевич Губанков или представители арт-бизнеса, каких-то творческих объединений могли нам помочь выстоять, выжить, мы были бы очень благодарны. А то, что произошло, конечно, случай вопиющей бесхозяйственности, крайне странного, неуважительного отношения к молодой театральной генерации. В результате эксперимент, обещавший интересный результат, был оборван в момент, когда всё, казалось, уже готово к продуктивной творческой работе.
***
В дополнение к словам Вениамина Фильштинского молодые артисты «Этюд-театра» наперебой рассказывают о потрясении, которое испытали, когда вернулись из отпуска, — фразеология начальников Театра на Васильевском изменилась до неузнаваемости:
«Прежде Словохотов сравнивал наш коллектив с “Современником”, говорил, что в театр пришло новое дыхание. Речь шла о том, что у Фильштинского прекрасная школа, что его учеников объединяют особые идеалы. Провозглашалось, что на первых порах мы не будем смешиваться с труппой Театра на Васильевском. Но после нашего летнего отпуска Владимир Дмитриевич вдруг резко изменил формулировки. “Почему вы считаете, что мы берем вас коллективом? Я вас рассматриваю каждого в отдельности как уникальную личность”, — вдруг заявил он. Кроме того, Словохотов сказал: “Вы сами должны жаждать — когда же, наконец, нас перемешают с опытными актерами!”»
Но главные неожиданности ждали артистов «Этюд-театра» на предсезонном сборе. Представленный главным режиссером областного ТЮЗа Алексей Утеганов начал, путаясь в ударениях и запинаясь, читать их фамилии в качестве своих подопечных, а затем сообщил, что собирается поставить с ними сказку «Щелкунчик», мюзикл «Волосы» и «пару комедий для показа в области».
Одновременно Словохотов уговаривал артистов «не следовать за стаей», а поговорить с ним в кабинете индивидуально и подписать контракты. Никто из «Этюд-театра» не внял вкрадчивому совету. Артисты вывезли из Театра на Васильевском «этюдовские» декорации, которые любезно приютил на своей площадке директор проекта «Открытая сцена» Амир Мустакимов.
Педагог мастерской Фильштинского Лариса Грачева, комментируя сложившуюся ситуацию OPENSPACE.RU, просила сделать акцент на следующем: «Это не театральные интриги, не раздоры, не грязное белье. Юные идеалисты столкнулись с грустной правдой нашей театральной жизни. Главное, чего я боюсь, чтобы это не вызвало у них разочарования в театре вообще». Режиссер Дмитрий Егоров, молодой, но уже опытный мастер, автор 15 постановок в столицах и провинции, неоднократный участник программы «Маска-плюс» и лауреат премии «Триумф», рассказал, что принял предложение Фильштинского стать главным режиссером «Этюд-театра», «потому что Вениамина Михайловича очень уважаю и доверие с его стороны для меня было невероятно радостно». Не копеечная зарплата была важна для Егорова, а «творческая свобода», которая, однако, оказалась иллюзорной. Дмитрий Егоров неприятно поражен беспрецедентным закрытием его спектакля «Наташины мечты» без обсуждения и объяснения причин. К слову, спектакль этот делался на голом энтузиазме, театр выделил на постановку лишь 15 тысяч рублей.
Владимир Словохотов разговаривать с нами отказался, сказав, что садится в самолет, но успел сообщить, что пресс-служба театра «обладает полной информацией». Пресс-атташе Театра на Васильевском Карина Венгерова озвучила OPENSPACE.RU официальную позицию дирекции: «К сожалению, “Этюд-театр” прекратил свое существование в стенах Театра на Васильевском. Произошел конфликт из-за того, собственно, что руководство Театра на Васильевском предложило перенести премьеру спектакля «Наташины мечты» на конец месяца… Кроме того, я держу в руках неприемлемый документ (этот текст, любезно присланный нам сотрудниками Театра на Васильевском — актеры «Этюд-театра» подтвердили его подлинность, — размещен в приложении к нашему материалу; читатели могут оценить его сами. — OS), подготовленный «Этюд-театром», согласно которому руководство Театра на Васильевском не может никаким образом диктовать «Этюд-театру» репертуарную политику, а всю художественную и репертуарную политику осуществляет Вениамин Михайлович Фильштинский. Руководство Театра на Васильевском всех актеров «Этюд-театра» приглашало подать документы на оформление контракта, но они отказались. Такая печальная ситуация». Первый заместитель председателя областного Комитета по культуре, которому подчиняется Театр на Васильевском, Зоя Желдина рассказала OPENSPACE.RU, что видела один из спектаклей «Этюд-театра» и высоко оценила мастерство и энтузиазм молодых артистов. Зоя Желдина была удивлена, узнав, что «Этюд-театр» покинул стены Театра на Васильевском. После секундной паузы чиновница заявила: «Мы предоставляем руководителям учреждений культуры широкое поле самостоятельной деятельности. Если Словохотов не поставил нас в известность о происшедшем, значит, он сам контролирует ситуацию и готов нести за нее ответственность».
В распоряжении OPENSPACE.RU оказалась аудиозапись выступления Владимира Словохотова перед артистами «Этюд-театра» — того самого, которое состоялось, когда он отказался принять написанный ими текст соглашения. Проследить единую нить сказанного Словохотовым непросто. Владимир Дмитриевич то начинает утверждать, что никаких договоренностей об автономии «Этюд-театра» ни с Фильштинским, ни с Грачевой у него никогда не было, то сообщает, что переменил свое отношение к предмету, после того как Фильштинский позвал преподавать на курс бывшего главного режиссера Театра на Васильевском Анджея Бубеня. Он со мной не посоветовался, и я с ним не буду советоваться — к этому сводится мысль Владимира Дмитриевича. Словохотов также объясняет артистам, что его консультации с Фильштинским были бы противозаконны, так как Фильштинский работает в Театральной академии, а не в его театре, «а у нас бюджетное учреждение». Владимир Дмитриевич говорит артистам, что Фильштинский «сделал их разменной монетой», а также заложниками амбиций неких «прыщавых юнцов». Он заявляет, что запретил («только я здесь имею право запрещать») спектакль Дмитрия Егорова «Наташины мечты», так как «это бездарная режиссура». Словохотов заявляет артистам в лицо, что спектакли их учителя Фильштинского не соответствуют той высокой творческой планке, к которой привык Владимир Дмитриевич. Существенную часть времени директор Театра на Васильевском тратит, распекая молодых артистов за, как он выразился, «преступление»: четверо из них не явились на эту внеплановую встречу, которую Словохотов почему-то называет сбором труппы (напомним, контракты с артистами подписаны не были, поэтому в труппу Словохотова они так и не вошли). Еще он зачем-то жалуется студийцам на Анджея Бубеня, который хотел получить часть суммы Госпремии за спектакль «Даниэль Штайн, переводчик», но не получил: «ведь он гражданин Польши». Понять из аудиозаписи, намеренно ли Владимир Словохотов придает своей речи столь экстравагантный характер или говорит искренне, затруднительно.
Понятно другое. Вероятно, Владимир Словохотов не преступил юридических границ, но этические границы им оставлены далеко позади. Как можно в присутствии вчерашних студентов столь уничижительно отзываться об их педагоге, пожилом и уважаемом? Какие творческие заслуги дают Словохотову право публично использовать эпитет «бездарность» в отношении известного и талантливого режиссера Дмитрия Егорова? Что это за разговоры с молодыми артистами о каких-то неведомых им мелочных счетах и дрязгах? Словохотов — не частный лавочник, он работает в государственном учреждении.
Не хотелось бы думать, что эта ситуация была заранее запрограммирована руководством Театра на Васильевском. Не хотелось бы предполагать, что выпускников известной мастерской намеренно поманили, распаляя обещаниями, дабы они отказались от приглашений других театров и покинули труппы, в которых уже начали работу на студенческой скамье. Не хотелось бы фантазировать, будто при помощи этой хитрости Владимир Словохотов попытался провести «целевой набор» выпускников в труппу областного ТЮЗа под руководством малоизвестного режиссера Утеганова. Хотя понятно, что укомплектовать эту труппу хорошими артистами непросто: здесь и впрямь нужны энтузиасты (особенно с учетом зарплат, на которые готовы были подписаться «фильшты» в надежде получить свой автономный театр: от 7 до 10 тысяч рублей). Не верится в циничный план: подождать до начала сезона, когда набор в другие труппы прекратится, и поставить актеров перед фактом: вы теперь наши крепостные, деваться некуда, особенно иногородним, которых в «Этюд-театре» немало.
Если же отмести напрашивающиеся страшные предположения, придется признать, что директор Театра на Васильевском Владимир Словохотов страдает крайней непоследовательностью, недопустимой для руководителя госучреждения. Зачем трубить в фанфары о создании «Этюд-театра» на твоей площадке, если не утрясены и не оговорены все тонкости взаимодействия? Если у тебя в театре все так благополучно, что нет надобности в посторонней помощи, почему несколько лет пустует Малая сцена? Почему ее ремонтируют не прекрасный директор со товарищи, а «прыщавые юнцы»? В результате сентябрьские показы на Малой сцене отменены, билеты на целый месяц не продаются… Эти вопросы встают в стройный ряд других вопросов, связанных с деятельностью Владимира Словохотова последних лет. Беспардонное изгнание театра «АХЕ» с площадки Театра на Васильевском под предлогом пожароопасности; чехарда в литературной части; разрыв отношений с режиссером Анджеем Бубенем, принесшим театру всероссийскую известность и любовь публики; совсем таинственная история с присоединением к Театру на Васильевском безвестного областного ТЮЗа, прежде базировавшегося в Гатчине, и последовавшей за тем фактической ликвидацией оного (оттуда и свободные ставки, на которые звали «фильштов»). Возможно, с юридической точки зрения тут всё и безупречно, но, несмотря на это, нынешней репутации Владимира Словохотова не позавидуешь.
{-tsr-}P.S.: Актеры «Этюд-театра», их художественный руководитель Вениамин Фильштинский и главный режиссер Дмитрий Егоров твердо решили сохранить свой студийный коллектив. Спектакль «Наташины мечты» был с большим успехом сыгран на площадке лаборатории «ON.Театр». У заместителя председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александра Платунова был с Дмитрием Егоровым долгий и подробный разговор, и чиновник пообещал оказать коллективу поддержку.
Приложение. «Неприемлемый документ»
СОГЛАШЕНИЕ
1. «ЭТЮД-ТЕАТР. Выпускники Мастерской Фильштинского» (в дальнейшем — «ЭТЮД-ТЕАТР») существует как творческое подразделение Театра на Васильевском.
2. «ЭТЮД-ТЕАТР» осуществляет свою деятельность под творческим руководством Вениамина Михайловича Фильштинского и общим руководством Владимира Дмитриевича Словохотова.
3. В.М. Филыптинский руководит художественной жизнью «ЭТЮД-ТЕАТРа». Репертуарная политика, приглашение режиссёров, поиск молодого главного режиссёра, назначение на роли осуществляется В.М. Фильштинским при согласовании с В.Д. Словохотовым.
4. Труппа «ЭТЮД-ТЕАТРа Выпускников Мастерской Фильштинского» состоит из выпускников мастерской Фильштинского.
5. Решения о привлечении к спектаклям других актёров или об участии актёров «ЭТЮД-ТЕАТРа» в спектаклях Театра на Васильевском принимаются В.М. Фильштинским при согласовании с В.Д.Словохотовым.
6. «ЭТЮД-ТЕАТР» готов в равной мере разделить с Театром на Васильевским все обязательства по выполнению плана по областным спектаклям и обязуется к Новому году найти материал, режиссёра и выпустить детский спектакль.
7. Устав «ЭТЮД-ТЕАТРА» вносится в Устав Театра на Васильевском. Актёры «ЭТЮД-ТЕАТРА» обязуются выполнять этот общий Устав.
вот в сущности и "яблоко раздора")))