Вы теперь наши крепостные, деваться некуда.

Оцените материал

Просмотров: 18669

Кто правит бал в российских театрах?

Андрей Пронин · 14/09/2011
Изгнание студии Вениамина Фильштинского из Театра на Васильевском дает недвусмысленный ответ на этот вопрос

Имена:  Вениамин Фильштинский · Владимир Словохотов

©  Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

Вениамин Фильштинский

Вениамин Фильштинский

Имя Вениамина Фильштинского, педагога, режиссера и теоретика актерского мастерства, широко известно в театральном мире. Среди его выпускников всенародно известные Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин. Поступить в мастерскую Фильштинского в петербургской Академии театрального искусства считается особой удачей: «фильшты» (так называют учеников мастера) и в институте, и при приеме в труппы после выпуска на особом счету.

Вениамин Михайлович — в прошлом соратник и помощник знаменитого Зиновия Корогодского — приверженец студийной системы. Неудивительно, что мастера давно не оставляет идея о создании на базе одного из своих курсов театра, в котором его ученики-единомышленники могли бы работать совместно под общим художественным руководством учителя — развивать базовые принципы мастерской, ее теоретические и практические наработки. В свое время такой студией мог стать Театр на Крюковом канале, увы, быстро прекративший свое существование — не по творческим, а по финансово-организационным причинам. Но сейчас не «лихие девяностые» — путь, превращающий успешные курсы в театры, давно проторен. В Москве работают Мастерская Петра Фоменко, Студия Сергея Женовача, в Петербурге — театры Льва Эренбурга, Григория Козлова и Льва Стукалова. Этой весной СМИ рапортовали об открытии «Этюд-театра» — студийного коллектива учеников Фильштинского на базе петербургского Театра на Васильевском. Верилось в благоприятный симбиоз крупного театрального стационара и молодой труппы под руководством маститого учителя. Однако прекраснодушные иллюзии быстро развеялись: «Этюд-театр» покинул Театр на Васильевском. О том, что именно послужило причиной этого решения, рассказал в интервью OPENSPACE.RU сам ВЕНИАМИН ФИЛЬШТИНСКИЙ.


— Вениамин Михайлович, в чем была ваша задумка?

— Мы рассчитывали, что получится новый театр. Да, именно под крышей Театра на Васильевском острове, под таким своеобразным отеческим надзором его директора Владимира Дмитриевича Словохотова, которому мы были очень благодарны за приглашение. Он же ведь сам нас пригласил. Мы вложили в это дело энергию, энтузиазм. Ребята проделали большую работу: восстановили и приспособили к новым сценическим условиям (довольно нестандартным) семь учебных спектаклей, а за август подготовили еще две новые постановки. Привели в порядок небольшую, но вполне симпатичную малую сцену — покрасили ее, почистили, содержательно оформили фойе, сделали плакаты, художественные композиции, посвященные нашим постановкам. И успели сыграть для зрителей более трех десятков спектаклей. Я просил у Владимира Дмитриевича дать год на этот эксперимент.

— Были какие-то трения, конфликты с руководством Театра на Васильевском?

— До последнего времени не было. Мы не отказывались от условий Театра на Васильевском, которые были предварительно оговорены. Были готовы ездить на гастроли в область. Мы не отказывались поставить детский спектакль. Стали формировать репертуар нового сезона, стали подбирать молодых режиссеров для постановок. Возникла кандидатура молодого главного режиссера Дмитрия Егорова. Репертуар нового сезона мы начали обсуждать втроем: Словохотов, Егоров и я. Правда, Владимир Дмитриевич Словохотов сказал, что вопрос о назначении главного режиссера откладывается до момента, когда Дмитрий Егоров закончит свой первый спектакль в «Этюд-театре». Тем временем мы продолжали поиск новых пьес для нашего репертуара: в частности, выбрали пьесу Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой», которую должна была ставить Екатерина Гороховская. Предварительная договоренность со Словохотовым была достигнута: пьеса им была прочитана (как были прежде прочитаны и одобрены «Наташины мечты» той же Пулинович, которые ставил Дмитрий Егоров), и Владимир Дмитриевич сказал, что пьеса ему нравится.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:33

  • pockemon· 2011-09-14 22:38:19
    Еще он зачем-то жалуется студийцам на Анджея Бубеня, который хотел получить часть суммы Госпремии за спектакль «Даниэль Штайн, переводчик», но не получил: «ведь он гражданин Польши»
    вот в сущности и "яблоко раздора")))
  • ot_kristiny· 2011-09-15 00:41:42
    смех и ужас.. только тон статьи советско-запретительный, под стать риторике словохотова. "малоизвестный" режиссер Утеганов и проч и проч
  • Andrey Pronin· 2011-09-15 00:55:34
    ну хоть советско-запретительный, хоть антисоветско-разрешительный, а известности Утеганову это никак не прибавит. В этом же ничего плохого, Кристина, далеко пойдет, известным будет
Читать все комментарии ›
Все новости ›