Новый мхатовский блокбастер годится для детей, не любящих читать, и тоскующих по любви девиц
Любимый роман оттепельной интеллигенции, впервые изданный в 1966-м, но не выходивший широким тиражом до перестройки, булгаковский «Мастер и Маргарита» разделил участь многих модных новинок, которые сначала доступны избранным, а потом, спускаясь в массы, вдруг кажутся совершеннейшей пошлостью. Разные слои нашего населения полюбили «Мастера» за разное. Интеллектуалы — за едко-ироничный, феерически отточенный слог, доставляющий при чтении почти чувственное наслаждение, тоскующие по любви девицы — за лав-стори с хоть и странным, но хеппи-эндом, дети — за фантастические приключения.Читать!
Венгерский режиссер Янош Сас, более известный у нас своими киноработами (его «Мальчики Витман» получили приз на XX ММКФ), по-видимому, шел схожим путем, используя все, что наработано в МХТ, «Табакерке», да и вообще в театре за последнее время.
Трудно сказать, сколько раз мы видели такой металлический занавес, как в нынешней мхатовской премьере, — правда, теперь над ним горит неоновое «М». В глубине сцены, под сводами огромного туннеля, появляется Мастер (Анатолий Белый), с грохотом тянущий за собой железную кровать. Своим зловещим динамизмом этот пролог напоминает «Околоноля» Кирилла Серебренникова.
Анатолий Белый вновь играет вариацию на тему русского интеллигента. Только в « Околоноля» его интеллигент заделался бандитом, Мастер же — альтер эго самого Булгакова. Даже груда книг, которую свалил в правом углу авансцены художник Николай Симонов, кажется цитатой — в «Околоноля» зритель попадал в игровое пространство, попирая ногами сотни книжных корешков. Из того же спектакля перекочевали в «Мастера» инфернальные шуты, на сей раз составившие свиту Воланда: Федор Лавров — Бегемот, Игнатий Акрачков — Азазелло. На маленьком пространстве оба актера творили что-то феерически глумливое, большая сцена поубавила их пыл. В меру эксцентричны Михаил Трухин (Коровьев) и Гелла (Мария Зорина). Воланда же Дмитрий Назаров играет по всем правилам психологического театра: подробно, взвешенно и доходчиво. Временами, правда, подпускает в речь одесский акцент, что сначала вызывает большое недоумение. Но потом вспоминаешь известную мысль Достоевского: черт — это воплощенная пошлость.
Как водится, режиссер переносит действие в наши дни. Большая его часть происходит в метро: над сценой висят мониторы, похожие на камеры слежения; холщовый задник превращается в большой экран, на который проецируются турникеты, будка дежурного, изображение Маргариты (Наташа Швец), с отрешенным лицом едущей вниз по бесконечному эскалатору.
Художница Мари Бенедек одела Воланда и Понтия Пилата в костюмы функционеров.
Толпа статистов в тех же костюмах, помещенная в вагон метро, который угрожающе движется из глубины к авансцене, изображает то призраков на балу сатаны, то современный спецназ — тогда к костюмам добавляются каски. Временами по тем же рельсам, рискуя повторить судьбу Карениной, вышагивает Маргарита — в черном пальто с кровавым подбоем.
Осовременивая роман, Янош Сас изъял из него смачные эпизоды о нравах советских писателей и зарисовки из жизни булгаковской Москвы. Бал сатаны вышел каким-то торопливым. А знаменитое шоу с разоблачением, когда отрывают голову Бенгальскому, сорят фальшивыми червонцами (с колосников МХТ летят купюры с надписью «пять тысяч рублей») и переодевают дамочек в подло исчезающие потом платья, заставило тосковать по спектаклю Любимова, где в игру включался весь зрительный зал.
Позвольте, спросит меня раздосадованный читатель, что же тогда остается в памяти?
Остаются поэтично сыгранные любовные сцены (правда, в погоне за естественностью актеры иногда забывают про дикцию, так что из зала им кричат «не слышно») и сцены допроса у Понтия Пилата. Иешуа очень просто и тактично сыгран Игорем Хрипуновым. Мониторы транслируют его изможденное лицо с фингалом и кровоподтеками, и, по счастью, оно ничем не напоминает канонический лик. Николай Чиндяйкин так точно играет трусость, а потом отчаяние Пилата, осознавшего, кого он предал, что его неизбывная тоска вдруг — впервые за спектакль — переливается в зал. Но самое неожиданное случается после, когда Воланд показывает Маргарите свой «живой» глобус с мигающими на месте кровопролитий лампочками, а в это время мониторы транслируют кадры сегодняшней хроники: разгон демонстрации,
Читать!
Собственно, больше о «Мастере и Маргарите» сказать нечего. Спектакль вышел внятный, динамичный и нескучный. На него можно вести подрастающих детей (тех, что наотрез отказываются читать), тоскующих по любви девиц, а также жен и мужей, предпочитающих качественные развлечения. И если принять как аксиому, что театр вторичен (по отношению к литературе) и примитивен (по своей природе), то мхатовскую премьеру можно назвать победой.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Интересно, хоть кто-нибудь из современных светил режиссуры, кто-нибудь из великих гениев театра и кино прочитает все таки этот многострадальный роман так, как надо?
-
Градский сумел
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452177
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343635
- 3. Норильск. Май 1269854
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897937
- 5. Закоротило 822527
- 6. Не может прожить без ирисок 784394
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761614
- 8. Коблы и малолетки 741919
- 9. Затворник. Но пятипалый 473137
- 10. ЖП и крепостное право 408255
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404343
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371534