Тут бы радоваться явно возросшему многообразию театральной жизни и количеству громких событий. Но нет.

Оцените материал

Просмотров: 11236

Время перемен

Николай Берман · 07/09/2011
Революция в русском театре уже случилась, мы ее просто не заметили, считает НИКОЛАЙ БЕРМАН

©  Глеб Солнцев

 

 

Недавний выпускник театроведческого факультета РАТИ (ГИТИС) считает, что минувший сезон был переломным в новейшей истории российского театра. Надеемся, что его статья станет началом широкой дискуссии на эту тему.


У нас все очень любят говорить о кризисе искусства вообще и театрального искусства в особенности. Если собрать в один необъятный том все, что писали в России о театре, сложится впечатление, что он из века в век продолжает неуклонное падение в черную дыру без надежды оттуда выбраться. Сколько раз, оглядываясь назад, мы понимали, что те или иные «падения» были на самом деле моментами истинного взлета сцены. Не пора ли и сейчас отбросить самобичевание и признать — мы наблюдаем невероятно важный этап в развитии русского театра, переломный период, когда непростой процесс поиска нового языка наконец привел к ощутимому результату.

Список премьер сезона десятилетней давности сейчас выглядит так: два-три спектакля, не канувшие сразу же в Лету, чуть побольше режиссерских имен, а главное — доходящая до абсурда хаотичность в выборе репертуара: ставящиеся «для галочки» классические пьесы, череда безвестных драм непонятного происхождения, редкие и робкие эксперименты, почти ни одного современного автора. За последние годы русский театр в значительной степени вернул себе ясность задач, чувство стиля и созвучности сегодняшнему дню. Он вновь обретает общественный темперамент, силу масштабного и осмысленного высказывания.

В прошедшем сезоне едва ли не каждый из ведущих российских режиссеров среднего поколения выпустил премьеры, открывшие новые грани и в его творчестве, и в нашем театральном процессе как таковом.

Поставленные Кириллом Серебренниковым «Околоноля», «Отморозки» и «Золотой петушок» дают сложную и многослойную картину российской действительности последних двадцати лет и во многом подытоживают смысл всего сделанного режиссером в театре и кино начиная с «Пластилина» (его первого московского спектакля). При всех жанровых и стилевых различиях действие этих спектаклей происходит в одной среде — в России, словно взрезанной поперек бензопилой, вчистую разворованной, безыдейной, кружащейся в смертельной пляске на руинах своего прошлого. Герои всех трех спектаклей так или иначе оказываются в плену власти, из которого невозможно вырваться. Политическая непримиримость (кто бы ни написал «Околоноля», прогосударственным спектакль никак не назовешь) и прямая злободневность сочетаются в них с постмодернистской игрой смыслами и цитатами, и одновременно они исполнены болью за сегодняшнего человека, напрочь утратившего моральные и жизненные ориентиры и объекты веры. Вслед за болью рождается тусклый призрак надежды: в финале «Околоноля» не до конца утративший совесть злодей и убийца Егор гибнет, а на него из мириад отверстий в стенах и потолке падает свет. В финале «Отморозков» поют «Красно-желтые дни» Цоя, с рефреном «А мне приснилось: миром правит любовь». Речь тут, конечно же, не о пресловутом свете в конце тоннеля, а о том, что страдания не проходят зря и что каждый должен почувствовать ответственность за себя и за общество.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • ledevilprobably· 2011-09-07 15:17:24
    Сезон на редкость прекрасный, чего уж там. И привозные (как "Танец Дели", херманисовские латыши, Кастеллуччи) попадались шикарные.
    А противостоять будут. В Богомолове узреют реинкарнацию новодрамовской чернухи (впрочем, сам Константин излишне ретив в своих многочисленных публичных высказываниях и будто бы напрашивается), в Серебренникове - конъюнктурность и китч, в Вырыпаеве - словоблудие донельзя банальных истин.
    .. И только Карбаускис продолжает оставаться бесспорным явлением =)

  • aleksey_kiselyov· 2011-09-08 20:49:54
    бутусов - чемпион
  • predsedatel1· 2011-09-09 12:34:02
    Если судить по телевизионным опусам Бермана - у нас и до этого в театре все было зашибись. Лучшее - враг хорошего!

    Какие еще революции????! Швыдкой, Худяков (нач. департамента по культуре г.Москвы), Швецова, Табаков, Калягин! Все рулят!!!!

    А табаковским выкормышам Богомолову, Серебренникову и Карбаускусу всегда давали,дают и будут давать. Публика - дура, а Берман напишет что нужно и про Лепса.
Читать все комментарии ›
Все новости ›