В этой игре соблазнения нет безумства, есть лишь чистый расчет соблазнителя.

Оцените материал

Просмотров: 23692

Лепаж, Гиллем, «Эоннагата»

Антон Флеров · 15/06/2011
Самый ожидаемый спектакль Чеховского фестиваля обдал зрителя холодом и оказался похож на математическое уравнение

Имена:  Александр Маккуин · Рассел Малифант · Робер Лепаж · Сильви Гиллем

©  Eric Labbé / Предоставлено МТФ им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «Эоннагата»

Сцена из спектакля «Эоннагата»

Возникшая пару лет назад в лондонском Sadler's Wells, «Эоннагата» была создана блистательным созвездием — выдающийся режиссер Робер Лепаж, гениальная балерина Сильви Гиллем, британский хореограф и танцовщик Рассел Малифант, и фэшн-визионер Александр Маккуин. В четверке звезд лишь Рассел Малифант не является в Москве культовой фигурой, однако сиятельного блеска Сильви Гиллем, с которой он давно и очень успешно работает, хватило на них обоих.

Немало любителей балета и актуального драматического театра уже совершили паломничество в одно из тех мест, где показывалась «Эоннагата». Остальные знали от очевидцев, что в ее основе история про французского шпиона, принадлежавшего к тайной разведывательной сети Людовика XV. Перипетии дипломатической жизни шевалье д'Эона вряд ли увлекли бы создателей спектакля, если бы не пикантная неразбериха в вопросе о половой принадлежности: то ли le chevalier, то ли la chevalière. Известно, что в разных миссиях он выступал то как женщина, то как мужчина. После смерти д'Эона пол вроде как определили, правда, для этого понадобилась аутопсия. Но загадка все равно осталась, по крайней мере в мировой литературе и искусстве.

©  Eric Labbé / Предоставлено МТФ им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «Эоннагата»

Сцена из спектакля «Эоннагата»

«Эоннагата» (название спектакля отсылает еще и к слову «оннагата», обозначающему актера-мужчину, играющего женские роли в традиционном японском театре) не стала томить зрителя тайнами, связанными с половой принадлежностью главного героя. В первой же сцене под незатейливое па-де-бурре Сильви Гиллем нам изложили историю его жизни. Дальнейшее действие, выстроенное как дивертисмент, оказалось серией картин к рассказанной биографии, причем удвоение повествовательного ряда в каждой из сцен повторилось. Например, изложение платоновского мифа об андрогинах и их рассечении богами было тут же проиллюстрировано разрывающимися телами танцовщиков. Свое хореографическое повторение обрел и торг шевалье д'Эона с Пьером Бомарше, отправленным «новым» французским королем к засидевшемуся в Лондоне шпиону с целью забрать у него какие-то государственные бумаги. Пол шевалье д'Эона в «Эоннагате» вообще не важен, герой лишен таинственности и представлен просто до примитивности. Две ипостаси д'Эона соответствуют женскому и мужскому телу танцовщиков (хотя тело Сильви само по себе — и не будучи снабженным поролоновым отростком бандажа — могло бы дать идеальное представление об андрогинной притягательности героя). Шевалье в старости и вовсе лишен пола и представлен оплывшей фигурой Робера Лепажа.

Читать текст полностью
Все новости ›