Кастеллуччи предлагает зрителю собственную дуалистическую концепцию, согласно которой в мире существуют лишь две силы – Говно и Любовь
Два очень разных европейских режиссера оказались едины в ответе на вопрос, из чего состоит человек
На Чеховском фестивале не провалились, но и не прогремели два спектакля, показанные почти одновременно - «Неподвижные пассажиры» Филиппа Жанти и «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего» Ромео Кастеллуччи. Ровно тот случай, когда, выходя из театра, принято, слегка скривившись, вымолвить: «Не лучший Жанти». Или: «Не самый лучший Кастеллуччи». Ну да, не лучший. «НеподвижныеЧитать!
Слово «дегуманизация» («обесчеловечивание») применительно к этим режиссерам тоже надо понимать буквально. Человек здесь — не венец мироздания, а нечто эфемерное. Был человек — и нет его. Как ни смешно, финал «Неподвижных пассажиров» почти точь-в-точь повторил заключительную сцену спектакля Кастеллуччи «Tragedia Endogonidia BR.#04 Brussel», который московская публика смотрела четыре года назад. В той постановке седобородый старик укладывался на кровать и прятался с головой под одеяло. Поначалу его тело отягощало ложе и создавало неприятную бугристость на покрывале, но постепенно бугор выравнивался, и поверхность становилась идеально гладкой.
У Жанти в «Неподвижных пассажирах» все почти то же самое, но вместо одеяла — оберточная бумага (сразу отбросим подозрения, что Филипп слямзил идею у Ромео или наоборот; конечно же, нет). Режиссер усеивает сцену аккуратно упакованными трупиками, которые хоть сейчас отправляй бандеролью по любому адресу, но потом (фокус-покус!) выясняется, что ценный груз-200 исчез из-под бумаги, а все актеры живехоньки. А из чего же тогда состоит человек? Неужто из полиэтиленовых мешков, картонных коробок, оберточной бумаги и прочего утильсырья, активно используемого в спектакле? Неужто все мы созданы из вещества того же, что наша упаковка?
Человек в спектаклях 73-летнего француза Филиппа Жанти — это произвольные и порой очень смешные комбинации из рук, ног и голов. Человек — это нечто, обернутое во что-то. А еще и пластмассовые пупсы разных размеров. И вся эта не пойми из кого состоящая веселая компания то качается по воле волн, то, выстроившись в караван, пересекает пустыни, то забредает в большие города. Погрузив героев в коробку с предостерегающей надписью Fragile, Жанти сплавляет их вокруг земного шара, и быстро делается ясно, что эти «пассажиры» — существа и впрямь хрупкие.
А что такое человек в спектакле Ромео Кастеллуччи «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего»? То ли мешок с дерьмом, то ли божественный сосуд. А скорее всего, и то, и другое. «Се, человек», — говорит режиссер и выводит к зрителю бессильного старика, который обделается прямо перед зрителем. Жидкий понос на старости лет — это пострашнее и поунизительнее тернового венца. На протяжении 50 минут всю эту коричневую жижу будет убирать любящий сын, омывая дряблые папины ляжки и ягодицы. Третьим героем спектакля станет сам Спаситель (огромная репродукция известного полотна Антонелло да Мессины), молча взирающий на тошнотворные подробности. «Се, человек», - скажет нам режиссер в финале спектакля и зальет Лик Сына Божьего кровью, которая вскоре приобретет подозрительно коричневый оттенок. Затем Кастеллуччи предложит зрителю на выбор две формулы, которые будут попеременно высвечиваться на полотне Мессины: «Ты мой пастырь» и «Ты не мой пастырь». Выбирайте.
Весь натурализм бытовой сцены, составившей основу спектакля, не позволяет усомниться в том, что перед нами не просто отец и сын, а Отец и Сын. Кастеллуччи предлагает зрителю собственную дуалистическую концепцию, согласно которой в мире существуют лишь две силы — Говно и Любовь (при желании можно заменить их на «плоть и дух»). И как бы ни был силен запах вселенского Говна, Сын все равно пытается преодолеть его при помощи Любви.
Ситуация, предложенная Ромео Кастеллуччи, достаточно провокативна, чтобы возбудить в зрителе или нервный смех, или, наоборот, слезы при мысли о собственных немощных родителях. Но задачу вызвать у публики гнев или сострадание «Проект J» все же не ставит. Это прежде всего холодная попытка теодицеи, софистическая игра, построенная на двойственностях и недоговоренностях. Она дает пищу уму, но слишком легко поддается пересказу. И в этом главная слабость надчеловеческого (или, если хотите, богочеловеческого) спектакля Кастеллуччи.
Читать!
Ссылки
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451705
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343348
- 3. Норильск. Май 1268513
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897662
- 5. Закоротило 822084
- 6. Не может прожить без ирисок 782116
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758636
- 8. Коблы и малолетки 740827
- 9. Затворник. Но пятипалый 471148
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402981
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370412
- 12. ЖП и крепостное право 349105