Типологически «дело Янина» наследует недавнему «порногейту», в который были вовлечены политики-оппозиционеры.
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ считает, что скандальное «дело Янина» метит не только в заведующего балетной труппой, но и во все руководство Большого театра РФ
Читать!
Масштабы урона, нанесенного российской культуре, еще предстоит оценить: «порногейт» только начинает разгораться, и широкой огласки «дело Янина» до сих пор не получило. Блогосфера отмалчивается; ссылка на злополучную интернет-страницу, размещенную на форуме balletfriends.ru, была удалена администраторами главной околобалетной интернет-кухни вскоре после ее публикации; единственным материалом о скандале вокруг Большого в СМИ до сегодняшнего дня оставалась колонка Татьяны Кузнецовой, опубликованная в пятничном «Ъ».
Причины столь медленного распространения столь скандальной информации легко объяснимы. Дело в том, что в целевую аудиторию рассылки, с которой, собственно, и начался «порногейт», вошли преимущественно балетные профессионалы и члены театрального комьюнити, которым, по понятным причинам, было не слишком на руку выносить сор из избы. Тот факт, что первыми «письма счастья» получили сотрудники Большого и их коллеги из России и зарубежья, недвусмысленно указывает на то, что Геннадий Янин стал жертвой спланированной провокации. Кажется, ее организаторы и не думают это скрывать: сайт совершенно неслучайно выдержан в фирменных цветах Большого, главную страницу украшает логотип главного театра страны, а чуть ниже помещена официальная биография заслуженного артиста РФ.
Мы не будем сейчас ни рассуждать на вроде бы естественную в сложившейся ситуации тему Who is Mr. Yanin, ни высказывать предположений о том, подлинные фотографии попали в интернет или компромат является фальшивкой. И вовсе не потому, что эстетические предпочтения ставим выше этических норм, отнюдь нет. Просто «дело Янина» — не про гения и злодейство и не про то, должен ли находящийся на руководящем посту публичный человек измерять свою личную жизнь жизнью общественной. Это уже совсем другая история. Мы попытаемся понять, кому и почему эта акция была выгодна.
Следует напомнить, что вброс интернет-компромата был произведен накануне объявления имени нового художественного руководителя балетной труппы Большого — гендиректор Анатолий Иксанов планировал представить преемника Юрия Бурлака 15 марта. В разное время претендентами на этот пост назывались и стремящийся усилить свои позиции в Большом вечнозеленый Юрий Григорович, и амбициозный Николай Цискаридзе, в последнее время все активнее выступающий в роли радетеля за благо балетной отчизны. 9 марта в интервью ИТАР-ТАСС Анатолий Иксанов заявил, что наиболее вероятной кандидатурой в худруки Bolshoi ballet является Махар Вазиев.
Между тем, по имеющимся у OPENSPACE.RU сведениям, экс-заведующий балетной труппой Мариинского театра не очень-то готов принять предложение Большого. Во-первых, в настоящее время господин Вазиев связан обязательствами с миланским театром Ла Скала (его контракт директора балетной труппы истекает лишь летом 2012 года). Во-вторых, господину Вазиеву может не слишком нравиться перспектива переезда из мирового театрального центра в театр, располагающийся аккурат напротив Кремля — со всеми, так сказать, отягчающими последствиями. В ситуации отсутствия альтернативных кандидатур, устраивающих дирекцию Большого, Геннадий Янин мог бы стать идеальным временным худруком, способным эффективно осуществить операцию «Преемник». После нынешнего скандала господину Янину в принципе выдан волчий билет. На днях заведующий балетной труппой Большого ушел на больничный, с которого он вряд ли вернется в профессиональную деятельность.
Самое печальное заключается в том, что это все, так сказать, цветочки. Глупо было бы думать, что «порногейт» в Большом направлен на устранение конкретного конкурента. Вполне очевидно, что скандальная акция имеет целью дискредитацию всего нынешнего руководства Большого.
Ни для кого сегодня уже не секрет, что деятельность подопечных Анатолия Иксанова, на протяжении всего прошлого десятилетия реализовывавших во чреве Большого модернистский проект, главными героями которого в разные годы становились Петер Конвичный, Боб Уилсон, Джон Ноймайер, Уильям Форсайт и Дмитрий Черняков, вызывала колоссальное раздражение у совершенно определенных сил, воспринимающих деятельность руководства как идолопоклонство перед Западом и осквернение святынь великой русской культуры. (Банальная борьба за власть в данном случае была обострена эстетическими противоречиями.)
И борьба эта не могла не обостриться накануне открытия исторической сцены. В прошлом году судьба Анатолия Иксанова уже висела на волоске — истекший директорский контракт сначала не продлевали (и тогда иные претенденты на его кресло уже почувствовали себя победителями, направо и налево раздавая программные интервью), а затем заключили сроком на три года вместо пяти. Расчет понятен: осенью 2011 года открывается основная сцена, два года господину Иксанову дается на доводку работ — чтобы осенью 2013-го его конкуренты могли получить Большой, что называется, под ключ. До этого момента руководство Большого необходимо уличить во всех смертных грехах, чтобы ни у кого не возникало даже мысли о том, что контракт нынешнего гендиректора может быть продлен. Можно предположить, что сегодняшний «порногейт» станет лишь одним из первых эпизодов в операции по переделу зон влияния вокруг Большого.
Сомневаться в политической подоплеке «дела Янина» не приходится: типологически оно наследует даже не «делу Ковалева» и не «делу Скуратова», а недавнему «порногейту», в который были вовлечены политики-оппозиционеры. Иными словами, к отечественному культурному процессу впервые применяют тактики, до сих пор использовавшиеся исключительно в большой политике. И это позволяет понять, как относятся к культуре в современной России.
«Дело Янина» окончательно доказывает, что культура и искусство давно не интересуют российское общество с профессиональной стороны. Этот очевидный тезис подтверждают обстоятельства предыдущего скандала вокруг Большого, разгоревшегося аккурат год назад после премьеры «Летучей мыши» Василия Бархатова — и, разумеется, связанного отнюдь не с полемикой вокруг художественных достоинств и недостатков этого талантливого, хоть и спорного спектакля молодого режиссера. История его такова: первое представление «Летучей мыши» посетили члены попечительского совета Большого и те, кого принято называть высшим светом российского общества. На Театральную площадь все они, вероятно, пришли за брызгами шампанского (и старой доброй беззубой опереткой), а получили жесткий, ядовитый и бесконечно ироничный памфлет, осмеивающий нравы современного high society. То есть увидели в кривом зеркале самих себя — оскорбившись при этом так смертельно и хлопнув дверью Большого так громко, что слышно было на всю страну.
Скандал вокруг «Летучей мыши», обнаженка Волочковой, нынешнее «дело Янина», а еще раньше травля «Детей Розенталя» Сорокина — Десятникова являются звеньями одной цепи: художественный компонент старательно вымывается из околокультурного пространства, а власть интересуется культурой исключительно как инструментом пропаганды и (или) ключом к квадратным километрам госсобственности.
«Порногейт» чреват двумя чудовищными последствиями. Во-первых, балетная труппа полностью деморализована и переживает чудовищный стресс. Основной мотив, звучащий сегодня в балетных раздевалках, — нам стыдно говорить, что мы работаем в Большом театре. Во что превратится после «дела Янина» жизнь российских балетных в стране узаконенной гомофобии, можно представить, даже не обладая богатым воображением.
Во-вторых — и это самое страшное, — инициаторы нынешнего скандала вокруг Большого сами, вероятно, того не желая, учинили саботаж всей культурной сферы. Этот самый неприбыльный и самый убыточный госсектор всегда вызывал и у власти, и у общества понятное раздражение: стороннему человеку трудно понять, как он функционирует, что за душой у тех, что изо дня в день только и делают, что поют да пляшут. В последние годы в свете экономической реформы государство пыталось, как могло, наступить на пенсне миллионам культурных иждивенцев — а тут такая удача. Живо представляю себе выражение лица какого-нибудь крупного чиновника (а одновременно мелкого обывателя), который узнает о «деле Янина» из газеты «Твой день» или из кулуарных разговоров. Это же какое счастье — убедиться, что эти дармоеды еще и «пидорасы», и потому, заслышав слово «культура», хвататься за пистолет с еще большей, чем прежде, уверенностью в собственной правоте.
КомментарииВсего:10
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3447715
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340549
- 3. Норильск. Май 1268472
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781976
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758522
- 8. Коблы и малолетки 740804
- 9. Затворник. Но пятипалый 471056
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402952
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370380
- 12. ЖП и крепостное право 345037
Зачем же так откровенно, кхм.
Господин Иксанов является одинм из основных работодателем диаспоры Спейса -тут не надо ничего объяснять. Десятников, Фихтенгольц, Курентзис, сыгравший раз Филановского и заслуживший любовь редакции ОС до смерти,Гершензон авек Вихарев,питомец опенспейсовских фей Митя Черняков. Фронтовые товарищи под сенью многоуважаемого господина редактора, связанного, видимо, долгом дружбы по рукам и ногам - до того разительный контраст составляет кумовство отдела музыки и театра с гражданственным пафосом рубрик общества и медиа.И мандраж перед грядущей сменой абсолютно бездарного, безвкусного и глухого интенданта, у которого руководители подразделений меняются со скоростью света, понятен.
Какой смысл в этих ламентациях Попова по поводу уродства системы администрирования и управления в русских, когда в по соседству г-н Ренанский нам доказывает, что неизвестно на основании чего назначенный, обращаю ваше внимание, назначенный, а не избранный директором, ничего сложнее шутов не танцевавший, ни секунды не преподававший, не ставивший,превративший труппу в глубоко провинициальную синекуру,не контролируемый, абсолютно безнаказанный,отдавший дурнооплачиваемых "звезд" на личное содержание к купцам,потерявший остатки небольшого, видимо, разума от бурления гормонов-знамя прогресса, ответ Иксанова рутинерам-почвенникам.
Источники господина Ренанского скромно промолчали, что гомосексуализм Янина - не самое печальное в его деятельности?И что печален не театральных балетных начальников сам по себе, а то, что труппа, ангажменты, художественная политика становится зависимой от биологических позывов руководства. Что, например, на Западе трудноосуществимо, как последовательно свернули головы потерявшей самоконтроль гейтусовке в парижской Опере - пример хрестоматийный ( как оркестр вотировал Кемеберлена, а хор прогнал хормейстера, креатуру Мортье). Где кстати, милые юноши, сидевшие в офисе директора и писавшие в ОС хроники из Парижа?
А о взятках при приеме в труппу ГАБТа ему не рассказывали? Проблема в том, что картинки - вот они, а конверты - это надо ОБХСС вызывать и велик шанс, что откупится
. Ведерников на этих светлых страницах рассказывал как тырят деньги в театре вашего ненаглядного Иксанова. Ну и?
А о том, как танцовщик Янин оказался в Большом театре и как сделал себе карьеру?Жертва гомофобии, блин.А не пробовали поговорить в раздевалках Мариинского театра? Там тоже много интересного расскажут.
Господину Ренанскому или его консультантам из раздевалок известно, что все "модернисткие проекты" оканчивались пшиком. Бархатов может быть хоть каким расталантливым, но то говно с раскосцом в полтакта и непонятно каком языке, которое в ГАБТе имют наглость выдавать за оперу ни сном ни духом не напоминает, "Мышь" Лоя и Вайгле во Франкфурте, настоящий СДЕЛАННЫЙ спектакль, а не фарс на баблопильне Большого.
Дикое убожество спектаклей Някрошюса,идиотская убежденность, что мизансцены Конвичного позволят скрыть комплексную неспособобность всего ансамбля - от дирижера до статиста изобразить хоть какого-нибудь Вагнера. Зато игру в наперстки, как выдать муху за слона в ГАБТе освоили. О, у нас аж сам Петренко будет ставить! Оказалось - фиг. Вам напомнить, чем кончились ангажменты Ростроповича и Темриканова? И КАК они кончились? А Ратманский почему ушел - не в курсе? Что мало мальски приличные дирижеры в театре появляются и моментально исчезают, как Юровский, как Плетнев, как Темирканов. К чему бы это? А когда в театре пел певец, в рядовом спектакле, уровня Альвареса или Папе? Ну или хотя бы Светлы Васильевой?
Как раз таки никакого идолпоклонства нет и не было. Оно стоит денег, а их лучше распилить. .Позовите Арнонкура с Фрайбургер в яму, а не ставьте туда карикатуру на аутентизм. Король то голый окажется. Расходиться в Дон Жуане не позволяют себе деревенские театры в Австрии и жилы тут не причем.
Любой вменяемый человек просто посмотрев на афиши Вены, Лондона, Парижа поймет,что суперменеджмент Иксанова - это вобла выдаваемая за трюфели, молодежная программа ГАБТа - синекура для учеников Вдовина, гнусная пародия на Ателье лирик в Бастий. Вместо Лоя - Вася Бархатов, Вместо Кушея - десятой свежести Конвичный и сплошной Митя, вместо Арнонкура - Курентзис, вместо оркестра Венской оперы - оркестр копец всем нотам ( критика же на текущий репертуар не ходит), вместо Килиана - фитюльки из фонда Баланчина, да еще хреново станцованные, вместо патртитур Райманна, Лахенмана - это убожество "Дети Розенталя",роскошная потемкинская деревня, созданная Иксановым.
У господина Ренанского, та логика, что и у господина Ренанского - главное бренд, как Вюиттон на покойном Черкизовском рынке. Ноймайер - неважно,что самый бездарный его балет, Сокуров - неважно, что тот в опере ни сном, ни духом, Паунтни - без слов, Някрошюс - какой то гнусный автошарж, в котором автора "Гамлета" узнать невозможно, Уилдон или Форсайт, в котором собранная на коммерческой основе труппа Янина барахтается, как в болоте, "аутентичный" Петипа на черт знает каких позициях, красавец-принц Ваня Васильев,Темирканов, который через спектакль уже заменяется Пашей Сорокиным, "ателье лирик", труды которого надо скрывать, как хоумпорно Янина, а не постить его на Спейсе.
Еще одна гадость во всем этом, что количество мальчиков в балетных училищ после всего этого будет равно нулю. Такое гомофобное общество, просто ужас.
И еще - автору надо меньше читать ЖЖ Дольчева, или отвечать прямо там у него. Всем же понятно, кто эти "силы регресса".
Что касается этого пресловутого фотокомпромата, то его фокус в том, что подбираются неэстетичные фотографии, и всё. Сфоткайте дефекацию какого-нибудь святого игумена, и он у вас тоже будет скомпрометирован раз и навсегда, без вины виноват.
И с автором я не могу согласиться насчет каких-то манипуляторов свыше, борющихся с БТ, в данном случае. Они бы ровно иначе действовали, у них есть механизмы для массового слива подобных компроматов как бы невзначай. А тут взначай и для своих - это какой-то активист из балетных явно. И с таким очень балетным складом ума...
Это раз. А два, коэфф. инт. человека, снимающего для истории собственные коитусы и хранящего их в электронном виде ( судя по всему) не позволяет ему занимать должность даже осветителя.
И три - поинтересуйтесь в раздевалках Ренанского, что значит должность зав. труппой в ГАБТе в ситуации беспомощных худруков-варягов, и какие богатые возможности она открывает для дополнительного заработка. Это же не театр Ермоловой.
Господин Иксанов является одинм из основных работодателем диаспоры Спейса -тут не надо ничего объяснять. Десятников, Фихтенгольц, Курентзис, сыгравший раз Филановского и заслуживший любовь редакции ОС до смерти,Гершензон авек Вихарев,питомец опенспейсовских фей Митя Черняков. Фронтовые товарищи под сенью многоуважаемого господина редактора, связанного, видимо, долгом дружбы по рукам и ногам - до того разительный контраст составляет кумовство отдела музыки и театра с гражданственным пафосом рубрик общества и медиа.И мандраж перед грядущей сменой абсолютно бездарного, безвкусного и глухого интенданта, у которого руководители подразделений меняются со скоростью света, понятен."
prostipoma - коммент в точку.
Смысл статьи Ренанского: "Администрация Большого театра это и есть Большой театр. Руки прочь от любимой администрации ". Вот он - совковый менталитет. Как будто 1960е на дворе, и без любви к высшим инстанциям за границу не поедешь. Да собственно, "новаторский курс" Иксанова с прочими черняковыми и есть большевизм. Что-то вроде "мы покажем народу, что ему нужно".
вот придет ужо новый гендиректор заместо иксанова выметет поганой метлой десятникова фихтенгольца чернякова курентзиса - и будет вам щястье и лахенман и арнонкур - плохо ли?
Могу представить, что там было, если отзывы сплошь «Залез на сайт, еле успел съебаца...теперь два дня буду блевать, придётся восстанавливать карму на порнографических ресурсах в разделах "горячие школьницы 18+"»
И правда. Ресурс, претендующий на демократизм и объективность - не больше, чем кухонная посиделка людей определенной ориентации, имеющих симпатии друг к другу.