Спектакль Кирилла Серебренникова доказывает, что, как ни приручай власть, она все равно тебя съест
Сцена из спектакля «Околоноля»
Читать!
«Околоноля» — третья и самая страшная часть этой трилогии. Причем в отличие от романа подлинный герой спектакля не персонаж по имени Егор Самоходов, а слово из шести букв, на протяжении всего действия присутствующее на сцене в виде небольшой неоновой надписи: «Власть». Это оно подсвечивает самые жуткие моменты спектакля, сияя в темноте вместо обычной театральной таблички «Выход».
Сцена из спектакля «Околоноля»
«Я один, я ни с кем, я начисто исключен из всех человечьих подмножеств», — вопит Егор в паузах между делами. Дел много. Окунуть головой в толчок спившегося поэта Агольцова, чтобы выжать из него пару талантливых строф; некий пошехонский Нерон издаст их под своим именем, привлекая на свою сторону интеллигенцию. Втюхать модную литературную новинку бандиту по прозвищу Ктитор. Заставить оппозиционную журналистку написать статью от лица губернатора — о пользе химпроизводства, расположенного в городе, где у детей участились онкологические заболевания. Короче, сколько ни тверди Егор, что он ни с кем, на самом деле он верно служит тому подмножеству, название которого горит на заднике вместо слова «Выход».
Сложные и сильные чувства Егор испытывает только к своей бывшей возлюбленной, начинающей актрисе по имени Плакса, и вступает из-за нее в схватку с режиссером-садистом, скрывающимся на киностудии Kafka's pictures.
Сцена из спектакля «Околоноля»
Увлекшийся постмодернистской игрой автор, скрывшийся за псевдонимом Натан Дубовицкий, приготовил для него пару переиначенных гамлетовских монологов. А режиссер, он же и автор инсценировки, — каскад остроумно театрализованных злодейств, пародирующих привычки нашей новой элиты.
Сцена из спектакля «Околоноля»
В оформлении и костюмах режиссер использует все оттенки черного, так что даже любовница Егора, она же капитан госбезопасности, появляется в виде латексной рептилии, изрекающей китайскую мудрость о том, что власть — дракон в тумане. Весь этот мрачный карнавал придуман и сыгран в лучших традициях политической сатиры. Вспоминается «Мастер и Маргарита» Юрия Любимова, с его скетчами о нравах советских писателей и балом сатаны. Собственно, бал сатаны — самое емкое определение для жанра спектакля Серебренникова. В нем, как в легендарных постановках «Таганки», есть всё: цирк, фарс, буффонада и даже опера (вкрадчивая музыка Алексея Сысоева и фантастическое пение Игнатия Акрачкова стоят отдельного текста).
Сцена из спектакля «Околоноля»
Читать!
И невольно возникает вопрос: а стоило ли тратить столько сил и таланта на воплощение этой литературной мистификации? Недаром же сказано, что власть — дракон в тумане. Как его ни приручай, он все равно тебя съест.
Ссылки
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452211
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343647
- 3. Норильск. Май 1269978
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897950
- 5. Закоротило 822565
- 6. Не может прожить без ирисок 784683
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761740
- 8. Коблы и малолетки 741991
- 9. Затворник. Но пятипалый 473327
- 10. ЖП и крепостное право 408265
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404448
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371607
- Как власть ни приручай - сам приручен будешь
- Не оппонируй власти - или сам будешь прооппонирован по полной программе
- Не пытайся сохранить нейтралитет к власти - нейтралитет власти обойдется тебе гораздо дороже.
Объявляю конкурс на самый остроумный и в то же время самый бессмысленный фразеологизм о власти. По результатам конкурса опубликуем на OS сборник крылатых выражений.
Не дадим OS остаться совсем без контента!
Конечно стоило. Чтобы свою интерпретацию мистификации ввести в культурный и общественный контекст. Ведь, по мнению автора, трилогия состоялась...