В рамках фестиваля театра танцев ЦЕХ в столице показали лучший танцевальный спектакль нескольких последних сезонов
Как назвать ощущение в теле, размякшем от светской болтовни в фойе, когда взгляд еще до начала спектакля начинает неравную борьбу с направленными в зрительный зал софитами — их лучи с трудом позволяют различить странную конструкцию с сидящим вроде бы там человеком? Что происходит уже на третьей минуте спектакля в области пресса, который непроизвольно подбирается под действиемЧитать!
Франтоватый персонаж Ригаля в ладно сидящем приталенном пиджачке ведет игру в кошки-мышки с безжалостной клетушкой-гробиком: он намертво в нее запаян, она же так и норовит уронить, поприжать, перевернуть его. При этом артист то и дело натыкается на прозрачную переднюю стену и отталкивается от нее руками, чтобы тут же уткнуться в стенку напротив. Подвижная комната взаимодействует с персонажем на равных, уютно замирая на его плечах, резво подталкивая его в попу или оставляя зазор, достаточный для челночного плавания от одной боковой стенки до другой. Сложно сказать, чего больше в этом контакте — заигрывания или угрозы. Но равнодушие мертвой материи этой комнатке явно несвойственно.
Назойливая наблюдательность некоего оптического прибора, неотрывно следящего за мытарствами разболтанного тела; звук испорченной лампы дневного освещения, временами срывающийся в монотонные, рвущие воздух ударные, — все это наводит на мысль о новой антиутопии. Но если рассматривать «Пресс» как антиутопию, то это антиутопия пост гомо сапиенс, поскольку персонаж г-на Ригаля, конечно, никакой не человек. Это тело без органов, даже без костей — вязкая плоть, способная, наподобие героев Питера Уиткина, к бесконечной трансформации. Оно безболезненно срастается с неживой материей, и арматура сломанной камеры превращается в его хребет. Становится магнитом, намертво сцепленным щекой с обшивкой стены. Или героем «Звездных войн» со святящимся красным зевом.
Это тело не чувствует никакого дискомфорта при очередной метаморфозе пространства. Оно переставит свои руки-ноги, скрутится в клубок, приладится, чтобы сохранить… нет, не удобство или равновесие — приличный внешний вид. А победой над комнатой-кошкой станет беззаботное постукивание отставленной ногой или элегантно свесившаяся с колена кисть, даже когда положение тела противоречит законам гравитации.
Это тело трогательно и отвратительно, как голем, беззащитно и сверхрезистентно. Категории страдания и саморепрезентации в спектакле Ригаля — вполне по-делёзиански — являются категориями не психологическими, а сугубо структурными. И это закономерно, поскольку Ригаля меньше всего интересуют объекты — его интересуют те невидимые силы и отношения, которые направляют перемещения этих объектов.
Замкнутое пространство комнаты нужно ему именно для того, чтобы проявить те силы, которые заставляют кружиться и падать. Тело не безвольно, однако вовлечено в бесконечный круговорот перетекания энергии и сил, объединено с тем миром, который находится вовне и который так же, как само тело, подчиняется силовым вихрям.
«Пресс» поставлен г-ном Ригалем и для г-на Ригаля. И это важно, поскольку Пьер Ригаль — не танцовщик. У него, скорее всего, есть какая-то танцевальная подготовка. Но он предпочитает рассказывать о своем атлетическом прошлом, степени по экономике, математическом образовании — обо всем на свете, только не о хореографическом бэкграунде.
Да и традиционные хореографические термины к движениям в этом спектакле можно применять крайне условно. В нем нет ни арабесок, ни ритмической работы ног — ничего того, что у нас традиционно ассоциируется с танцем. Если уж искать какие-то корни творчества г-на Ригаля, то их скорее можно найти в биомеханике. Хореография «Пресса» строится на рубленых акробатических элементах, на бравурной демонстрации гимнастической гибкости. Но суетливый и пугающий образ мира, который создает путаница экстремальных движений и положений тела Ригаля, само ощущение спонтанности и элегантности происходящего на сцене, в сущности, и отличают подлинного танцовщика от добросовестного исполнителя движений.
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
А локти кусать все равно не хочется )))
-
очень интересно! только есть проблема - не хватило в тексте каких-нибудь сопоставлений.. ибо сейчас и в правду много хорошего в пластическом театре. и хочется понять - это один из, или из ряда вон?
-
неизвестных нам французов очень много, для начала следует запомнить всем известных Xavier Le Roy, Boris Charmatz, Jerome Bel
-
не надо кусать локти )
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16573563
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6520851
- 3. Норильск. Май 1293181
- 4. ЖП и крепостное право 1117409
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906923
- 6. Закоротило 836984
- 7. Не может прожить без ирисок 831554
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790515
- 9. Коблы и малолетки 765683
- 10. Затворник. Но пятипалый 507387
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441461
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393915