Ни Петру Фоменко, ни Римасу Туминасу, ни Каме Гинкасу не удалось прирастить к гоголевскому тексту какие-то новые сумасшедшие смыслы.
Известный режиссер предстает пред нами в роли проницательного диагноста, но его диагноз обществу, увы, весьма тривиален
Рецензию на тюзовские «Записки сумасшедшего» можно начинать так: «Выдающийся режиссер Кама Гинкас инсценировал повесть Гоголя, отдав роль Поприщина талантливому актеру Алексею Девотченко». А можно так: «Еще один выдающийся режиссер инсценировал повесть Гоголя, отдав роль Поприщина еще одному талантливому актеру».Читать!
Вообще название этой гоголевской повести — первое, что просится на язык в качестве дельного совета хорошему актеру, задумавшему сыграть моноспектакль. Поэт — Пушкин, фрукт — яблоко, моноспектакль — «Записки сумасшедшего».
Гинкас с Девотченко — как бы не тот случай. Спектакль замышлялся не промеж других, более важных работ, а как вполне самостоятельное высказывание. На большой сцене. С большой отдачей. С большим актером.
Поприщин в исполнении Алексея Девотченко пузырится, как шампанское. В отличие от шампанского он умеет быть не только полусухим и полусладким, но и полушизофреником, и полупараноиком, и еще черт знает кем. Когда надо — вяжет веники. Когда надо — рисует нолики. Скачет себе по стенам и углам канареечно-желтого дома, придуманного художником Сергеем Бархиным, и все время меняет интонации, с легкостью переходя от панибратской близости со зрителем к полному самоуничижению, от зэковской приблатненности — к тайным эротическим грезам, от маниакального величия — к мучительным финальным конвульсиям.
Вокруг героя тоже есть кому пузыриться. Это бессловесные галлюцинации, которые порхают по сцене в балетных пачках и время от времени пробуют себя в вокализе. Две равнодушные девицы и грубый мордатый мужик — в нем, несмотря на балетную пачку, с первой минуты спектакля можно угадать будущего санитара, который в конце концов и посадит на цепь дурака.
Гинкас сознательно перебрасывает мостки от одних «Записок» к другим. От нынешних «Записок сумасшедшего» к своему спектаклю «Записки из подполья» двадцатидвухлетней давности, где в таком же замкнутом пространстве перед нами сходил с ума герой Достоевского в исполнении Виктора Гвоздицкого. Нынешний спектакль как раз и посвящен памяти этого актера.
«Нашего времени случай», — хотелось сказать про героя Гвоздицкого, который изверг сам себя из большого мира и замкнулся в крохотном пространстве. «Нашего времени случай», — намекает нам Гинкас, рассказывая историю о Поприщине. На какой почве сошел с ума Аксентий Иванович? «Да на нашей, на гламурной», — дает простой ответ Гинкас. Режиссер шьет своему герою мантию, сотканную из глянцевых обложек, и заставляет лепить на стены поп-иконы, вырезанные из журналов. Над койкой Поприщина можно разглядеть Пугачеву, Киркорова, Галкина, Медведева, а заодно — в качестве шутки — и самого Каму Мироновича. Такой Поприщин, видать, мог бы вообразить себя не напыщенным испанским королем, а принцессой Дианой или, на худой конец, Элвисом Пресли. В качестве финальной точки спектакля будет использована нарезка из кадров кинохроники в стиле «этот безумный, безумный, безумный мир». Такой вот, понимаешь, анамнез и эпикриз.
Статский советник Поприщин — далеко не первый помешанный в спектаклях Гинкаса. Вспомним полоумную Катерину Ивановну из спектакля «К.И. из “Преступления”», вспомним Коврина из «Черного монаха», заглянувшего в черную бездну безумия, вспомним, наконец, почти сошедшего с ума Парадоксалиста из «Записок из подполья». В каждом из этих героев Гинкас видел вовсе не пациентов психиатрической лечебницы, а братьев и сестер по нашему общему психическому нездоровью. Совсем другая история — с Поприщиным, которого никак не назовешь альтер эго режиссера. Кажется, впервые Гинкас предстает пред нами как проницательный диагност, а не как пациент всемирной лечебницы. Жаль только, что диагноз этот кажется сегодня слишком тривиальным.
Спектакль Гинкаса — это, конечно, мастерски скроенная работа, которую нужно видеть хотя бы ради актера-виртуоза. Но, увы, ни Петру Фоменко, ни Римасу Туминасу, ни Каме Гинкасу не удалось прирастить к гоголевскому тексту какие-то новые сумасшедшие смыслы. Для каждого из них «Записки сумасшедшего» — это всего лишь крепкий спектакль второго ряда в биографии первостатейного режиссера.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452200
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343645
- 3. Норильск. Май 1269944
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897949
- 5. Закоротило 822556
- 6. Не может прожить без ирисок 784595
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761715
- 8. Коблы и малолетки 741978
- 9. Затворник. Но пятипалый 473284
- 10. ЖП и крепостное право 408262
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404420
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371603