Андрей Кончаловский, Андрей Щербан, Римас Туминас, Эрик Лакаскад – отчего все они ставят «Дядю Ваню» и как именно ставят
За прошедшие две недели на Москву обрушился поток разнообразных интерпретаций чеховской пьесы. Телеканал «Культура» решил столкнуть в эфире спектакли Андрея Кончаловского и Римаса Туминаса, «Золотая маска» привезла постановку из Александринского театра — режиссера Андрея Щербана, а фестиваль NET — работу француза Эрика Лакаскада, сделанную в вильнюсском «Городском театре». С одной стороны, просто стечение обстоятельств, с другой — явный симптом. «Дядя Ваня» в последнее время сталЧитать!
На первый взгляд из всех пьес Чехова «Дядя Ваня» наименее трагичен. По большому счету, ничего страшного там не происходит: сад не рубят, на дуэли не убивают, никто не погибает. Просто сцены из деревенской жизни — погоготали гусаки и разошлись. Но в этой бессобытийности и есть самая суть чеховской драмы. Жизнь уходит сквозь пальцы как-то незаметно, буднично, без потрясений. Была и нет.
В отличие от сцен деревенской жизни жизнь в современном мире перенасыщена событиями, только успевай поворачиваться. И, вероятно, от этого сама трагедия бессобытийности все чаще отступает в интерпретациях пьесы на второй план. На первый же выходит совсем иная тема. Кумир сегодняшнего дня — успех, не важно, у женщин или карьерный. И история несостоявшегося человека, которому кажется, что жизнь его обсчитала, не может не вызвать отклика у зрителей. И не похожи ли мы, нынешние, на доктора Астрова, который, может, и имел какие-то идеалы, но за десять лет каторжной работы весь выдохся, износился душой? Или на того же Войницкого, лучшие годы которого ушли на торговлю постным маслом и покрытие чужих долгов? Это сходство все чаще оказывается в спектаклях предметом для насмешек. Та лирически пронзительная нота, которая была характерна для прежних интерпретаций пьесы, все чаще сменяется откровенным гротеском, почти карикатурой, в которой нередко проступают черты самих создателей спектакля.
Андрей Кончаловский, поставивший «Дядю Ваню» в Театре им. Моссовета, явно насмехается над интеллигентскими нюнями героя. Его Войницкий в исполнении Павла Деревянко — фигляр, фитюлька, пустое место. По мнению режиссера, такие только и могут, что ныть о неудавшейся жизни, вместо того чтобы дело делать, как все представители славной династии Михалковых-Кончаловских.
Американец румынского происхождения, Андрей Щербан тоже относится к персонажам Чехова весьма скептически. Здесь они все последовательно дегероизированы, принижены. Доктор Астров представлен жалким пьянчужкой, увлечься которым ну никак невозможно. И не то что стильной штучке Елене Андреевне в исполнении Юлии Марченко, но даже дурнушке Соне, которую Янина Лакоба (прекрасно игравшая Ксению Петербургскую в спектакле Валерия Фокина) превратила в сутулую очкастую ботаничку. Режиссер признался, что, делая спектакль в России, где так много чеховских постановок, пытался чем-то удивить публику. И действительно, придумал он много чего. Тут и многоярусные декорации, обыгрывающие пространство имперского зала Александринки, и чавкающая российская грязь, в которой по очереди валяются все персонажи, и поливаемый дождем макет усадьбы на заднем плане. Но вся эта роскошь не работает, когда постановщик не доверяет пьесе, а работает ей вопреки. Щербан постоянно стремится сбить чеховский пафос: Астрова он заставляет натягивать на голову красные стринги Елены Андреевны, старушку-маман — шлепать по заднице Серебрякова, и всех вместе — переходить то на английский, то на немецкий и французский. Программный монолог Войницкого в третьем акте режиссер перебивает выходкой профессора, притворившегося умершим. И в результате слова «из меня мог бы выйти Шопенгауэр» тонут в общем веселье по поводу этого невинного розыгрыша. Единственным удачным приемом по отстранению текста здесь выглядит превращение финального монолога Сони в православную молитву, которую Янина Лакоба не проговаривает, а пропевает тоненьким голоском.
Совсем другой подход к тексту демонстрирует Эрик Лакаскад. Французский режиссер не стремится во что бы то ни стало поразить публику новым прочтением. Правда, он соединяет канонический текст пьесы с «Лешим» — ее ранней и менее удачной редакцией. Но в плане приращения смысла это мало что дает. Дополнительные персонажи здесь нужны буквально «для мебели»: на полупустой, лишенной декораций сцене они заполняют собой и организуют пространство. Что касается формы, это спектакль нарочито традиционный, очень тихий и скупой на эффектные приемы, так что может даже показаться скучным. Только два раза ровное течение действия взрывается яркими эмоциями: в ночной сцене дядя Ваня попытается остудить любовный пыл, окатывая себя холодной водой, а потом в клочья растерзает букет с осенними грустными розами, застав Елену Андреевну в объятиях Астрова. Но эти сцены «делают» спектакль. Работа Вайдотаса Мартинайтиса — стопроцентное попадание в роль. Острое, сухое лицо неврастеника, цепкий, насмешливый и в то же время несчастный взгляд человека, измученного завистью и постоянной рефлексией. Литовские актеры, вроде бы привыкшие совсем к другой, экспрессивной режиссуре Оскараса Коршуноваса, под руководством Эрика Лакаскада демонстрируют завидное владение приемами психологического театра, о котором на русских академических сценах прочно забыли. И ты замираешь, глядя на упавшего в кресло дядю Ваню, бессильного, опустошенного, умирающего от стыда и обиды. И долго еще будешь помнить его изможденное лицо в луче гаснущего света. Оказывается, чтобы донести до современного зрителя чеховский текст и актуализировать его, совершенно не обязательно надевать на голову трусы.
Но самое интересное и сильное прочтение пьесы — это становится особенно ясно в контексте других интерпретаций — все же предложил Римас Туминас. «Прекрасный спектакль. Хочется застрелиться», — такую эсэмэску прислал нам один знакомый, вполне успешный художник, посмотрев «Дядю Ваню» Туминаса. Это очень показательная и точная реакция. В ироничном и в то же время пронзительном спектакле литовского режиссера карикатурность героев не отменяет сострадания к ним. А тема тщеты и бессмыслицы жизни вновь выходит на первый план. Римас Туминас до предела заострил прием и превратил профессора Серебрякова и его окружение в ходячие карикатуры не для того, чтобы просто посмеяться над всем и всеми разом, но чтобы на их фоне показать Войницкого как человека живого, человека естественного. Показать, как беззащитен бывает человек без брони социальной маски. В мире, где главной ценностью становится успех, такому точно не выжить.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Ну и как биографии Лакаскада и Туминаса повлияли на их интерпретацию Дяди Вани?
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452159
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343631
- 3. Норильск. Май 1269790
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897930
- 5. Закоротило 822503
- 6. Не может прожить без ирисок 784366
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761537
- 8. Коблы и малолетки 741889
- 9. Затворник. Но пятипалый 473108
- 10. ЖП и крепостное право 408251
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404274
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371466