Если бы нечто подобное сотворил наш режиссер, его постановку можно было бы принять за сатиру на пышные чеховские торжества.
По версии Димитра Гочева, Россия – это сумасшедший дом, по версии Серебренникова – и вовсе царство мертвых
Фестиваль NET, который в этом году посвящен теме staging abroad (то есть постановкам режиссеров, работавших за пределами своих стран), открылся двумя спектаклями по русской классике. Болгарин Димитр Гочев поставил «Палату №6» в берлинском «Дойчес театр», а Кирилл Серебренников выпустил свою версию «Мертвых душ» в Национальном театре Латвии. Оба спектакля демонстрируют весьма нелицеприятное представление о стране великой литературы.Читать!
Сюжет чеховской повести в его постановке служит лишь рамой, в которую он вставляет совершенно новое содержание. Актеры «Дойчес театр» не копируют повадки реальных душевнобольных, их герои – сумасшедшие не в строго медицинском смысле, а скорее в социальном. Все они помешаны на Чехове и так и сыплют цитатами из его хрестоматийных пьес и рассказов. Одна моложавая девушка в фате представляет себя то Соней из «Дяди Вани», то Машей из «Чайки»; темпераментная актриса постарше разрывается между ролями Раневской и Аркадиной; молодой человек спортивного телосложения (видимо, бывший охранник) сокрушается по поводу питания в Александровской тюрьме, которую Чехов посещал на Сахалине; актеры постарше перебрасываются философскими афоризмами из «Иванова» и «Трех сестер». Начитанной публике режиссер предлагает поиграть в игру «угадай-откуда-цитата», которую венчает уморительный аттракцион-викторина. Доктор Рагин (Самуэль Финци) говорит своим пациентам букву, а они моментально выдают что-нибудь из Чехова: «С» – «Сад! Мой прекрасный сад!», «М» – «В Москву, в Москву!», «Ш» – «Многоуважаемый шкаф!» и так далее.
Если бы нечто подобное сотворил наш режиссер, его постановку можно было бы принять за сатиру на пышные чеховские торжества, от которых театральному завсегдатаю и впрямь немудрено было свихнуться. Но Гочев все-таки имел в виду что-то другое. «Человечество идет к высшей правде», «жизнь через двести лет будет прекрасна», «высшая задача – служение ближним»… Сегодня, после горьких уроков истории XX века, такие сентенции на голубом глазу может произносить лишь сумасшедший. Всех чеховских героев, с которыми русский зритель так или иначе привык себя отождествлять или хотя бы сравнивать, режиссер объявляет вне закона. Прекраснодушие – болезнь вроде близорукости, и притом заразная. Людям с таким диагнозом не место в современном мире – выносит заключение Димитр Гочев. Но при этом в его постановке все же чувствуется симпатия к этим асоциальным чудакам, и попасть в их компанию для доктора Рагина не страшнее, чем остаться по ту сторону железных ворот больницы, за которыми нет ни одного более-менее интересного человека.
* * *
Кирилл Серебренников в своей рижской постановке тоже попытался взглянуть на русскую классику со стороны. Его Чичиков – типичный европеец, вежливый, аккуратно причесанный, чистоплотный. Он постоянно вытирает руки носовым платком, носит элегантный строгий костюм. В его чемоданчике угадывается светящийся экран ноутбука. Он разработал прекрасный бизнес-план, но вести дело ему приходится в стране, где рыночные законы не действуют: один готов все отдать даром из душевной симпатии, другой выкатывает заоблачные цены, а третий норовит сбыть с рук лежалый товар. Поэтому бизнесмену приходится проявлять нешуточную креативность: где моську погладить, где прикрикнуть, где воззвать к дружеским чувствам. Не меньшую изобретательность демонстрирует и сам Кирилл Серебренников в изображении гоголевских помещиков. Маниловские отпрыски у него отъявленные мерзавцы, норовящие связать гостю шнурки или облить водой из презерватива. Собакевич, явно человек из органов, светит Чичикову лампой в лицо и записывает разговор на пленку. Плюшкин до такой степени скаредный, что трупы умерших крестьян тоже хранит под столешницами. Самой ударной, пожалуй, получилась сцена бабьего царства у Коробочки, поскольку все женские роли в спектакле играют актеры-мужчины.
Но главный фокус в том, что у Серебренникова не Чичиков ездит по помещикам, а они сами являются к нему, запертому в странной деревянной коробке, сужающейся к концу. Недогадливым режиссер дает подсказку, выставляя на сцене несколько гробов. В общем, действие спектакля напоминает недавний блокбастер «Погребенный заживо». Только сражаться герою Каспарса Звигулиса приходится не со змеями, а с ожившими мертвецами. В финале празднование удачной сделки превращается в жутковатый пир, где Чичикову подводят невесту в белом колпаке смерти, а вокруг вьются стаи мух. Что это за гиблое место такое, зрители окончательно понимают, когда латышские актеры выходят на авансцену и начинают по-русски петь: «Русь, чего ты хочешь от меня?» Единственное, что остается в этой ситуации Чичикову, это повторить прыжок Подколесина в окно. Будем считать, что это прыжок к свободе.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Странно, что спектакль Серебрянникова вообще вошел в фестивальную программу. Если бы у режиссера была хоть какая-нибудь идея, кроме довольно банальной и скучной мысли о том, что Россия - вечное царство покойников, это еще можно было бы понять. Если мысленно исключить из спектакля иногда симпатичные, иногда довольно грубые и неудачные с точки зрения вкуса актерские находки, то что в нем останется? Примитивные зонги и неудачно собранный текст инсценировки, с которым артисты не знают, что делать. Они пытаются шутить по поводу текста, но делают это крайне неловко, видимо, совсем не понимая смысла, поэтому штучки, фокусы, беготня и прочие актерские радости существуют сами по себе, а текст - сам по себе, ни с одним персонажем ничего не происходит, ничего не меняется, ничего не случается, и зачем Серебрянников эту историю рассказывает, совершенно непонятно. Чичиков все-таки не представитель фирмы "Икея", которому дремучее русское местное начальство не дает магазин открыть. Да и пир в финале, не жутковатый, а глупый, обычная режиссерски не решенная сцена, резвятся артисты, иногда себя от старания не помня, а толку-то? Не знаешь, что сказать, так помолчи, мало ли на свете откровенно халтурных спектаклей? Удивляет мнение некоторых критиков, которые зачем-то пишут в буклетах о том, что режиссер хорошо понимает Гоголя и хорошо ориентируется в пространстве гоголевского текста. Текст он, как любой творческий человек, понимает в меру своей ограниченности, что естественно и нормально, но в данном конкретном случае можно говорить только о том, что Гоголь режиссера не сильно беспокоил. А если человек высказывается по поводу того, о чем имеет весьма условное и сильно поверхностное представление, то это всегда видно. Театр все-таки такое место, где принято заблуждаться, а вот халтурить не принято.
-
о, наконец-то здравое суждение - не у автора статьи, а у комментатора, естественно :) какой-то морок напал на критиков, что ли - расхваливают бездарную мертвечину К.С. Гочев тоже не особо живой, и довольно банальный, но его смотреть хотя бы не противно...
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17644999
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6700390
- 3. Норильск. Май 1293515
- 4. ЖП и крепостное право 1117479
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907019
- 6. Закоротило 837104
- 7. Не может прожить без ирисок 832112
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790903
- 9. Коблы и малолетки 766117
- 10. Затворник. Но пятипалый 507838
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441814
- 12. «Роботы» против Daft Punk 394436