В избыточном и сумбурном спектакле знаменитого литовца можно тем не менее разглядеть очень важный театральный сюжет
Смотреть последнюю александринскую премьеру непросто — спектакль только-только встает на ноги, его сложносочиненный текст порой излишне многословен и не всегда последователен. Иногда кажется, что дебютировавший в Петербурге Оскарас Коршуновас сознательно затрудняет восприятие своего спектакля избытком визуальной, звуковой иЧитать!
Действие ранней комедии Шекспира движимо чередой множащихся и отражающихся друг в друге розыгрышей и подмен; эта бьющая через край театральность «Укрощения строптивой» — порождение Ренессанса, с его культом игры и «радостной избыточностью творчества» 1. Коршуновасу удается найти неожиданный сценический коррелят ренессансной поэтике пьесы.
Наиболее глубоко метатеатральность эпохи Возрождения режиссер осмыслил в «Гамлете» (2008), рисовавшем мрачную картину современного мира: всё в агонизирующем пространстве этой вильнюсской постановки было фейком, подделкой. Истинные сущности казались утраченными, а межчеловеческие связи — навсегда разорванными. «Укрощение строптивой», впервые поставленный Коршуновасом в «Комеди Франсез» в 2007 году (нынешний александринский спектакль — ремейк парижского), выглядит предтечей «Гамлета». Конечно, комедийной постановке далеко до апокалиптической тональности «Гамлета», но смыслы двух шекспировских работ литовца определенно перекликаются: перед тем как сжечь мосты между жизнью и театром, литовский мастер пристально исследует, как они взаимозаменяют друг друга.
Сохраняя, в отличие от большинства современных постановщиков, пролог пьесы, режиссер предваряет его хлесткой преамбулой. На авансцену из зала выбегает (преследуемый актрисой Юлией Марченко, перевоплотившейся в капельдинершу Александринки) молодой человек в джинсиках и, потягивая виски прямо из горлышка, в задушевной манере сообщает публике, что зовут его Валентин Захаров, что он только-только расстался с возлюбленной, что он артист Александринского театра и сам является участником спектакля (в дальнейшем будет играть роль шекспировского Слая), который вот-вот начнется. Рассказав все это, молодой человек засыпает у закрытого занавеса.
Выспаться ему не суждено: агрессивная театральная протоплазма буквально затягивает его в водоворот бурлящего по ту сторону занавеса кошмара. Облаченная в трико группа лиц сначала полощет свою жертву в темном омуте сдернутой кулисы, а затем, пресытившись игрой, выплевывает на подмостки. Место действия — мрачные театральные задворки: хранилище декораций, склад бутафории и костюмерная одновременно. Изнанка театра, в которой разместились осколки некогда единой культуры.
Хозяин труппы (абстрактный шекспировский Лорд в александринской постановке оказывается одновременно премьером, драматургом и режиссером; его сопровождает таскающая засаленный гроссбух ассистентка) приказывает подопечным разыграть спектакль, который убедит незнакомца в том, что он проспавший много лет и наконец очнувшийся дворянин. Сила театрального убеждения оказывается настолько сильной, что простак не только охотно идет на поводу у комедиантов, но не замечает подвоха даже тогда, когда вместо жены ему подсовывают словно бы выдернутого из «Служанок» Романа Виктюка трансвестита (гибкий Андрей Матюков). Как и в «Гамлете», в «Укрощении строптивой» театр — это подменяющий реальность сон, от которого невозможно избавиться; хтоническое пространство, грозящее утратой собственной идентичности всякому, кто с ним соприкасается.
Поначалу историю об «укрощенной строптивой» участники труппы Лорда разыгрывают, не только соблюдая дистанцию между собой и ролью, но и всячески ее подчеркивая. Одетые в черную репетиционную прозодежду, они управляют манекенами, на которых висят пышные квазиисторические костюмы, — просовывая руки в рукава, преувеличенно жестикулируя на манер марионеток. Реплики интонируются подчеркнуто помпезно, жесты намеренно архаичны (кто-то из очевидцев московской премьеры спектакля, попавшись на удочку режиссерского замысла, даже обвинил александринцев в том, что они играют «как в 80-е годы при Игоре Горбачеве»). В действие поминутно вмешивается режиссирующий представление Лорд — то восхищается игрой коллег, то подсказывает забытый текст, то подправляет мизансцену. Каждый сценический жест озвучивается, как в цирке, живым оркестриком. Но вот комедианты отставляют в сторону манекены и, переодевшись в костюмы, сменив пластику с преувеличенно изломанной на естественную, превращаются в своих персонажей. Самая примечательная метаморфоза происходит с ассистенткой Лорда: видимо изживая свои многолетние комплексы, серая мышь оборачивается женщиной-вамп. История, которую они только что разыгрывали, становится для них реальностью.
Катализатор этого процесса — Петруччо (Дмитрий Лысенков), не способный и секунды усидеть на месте «реальный пацан», трикстер нашего времени. Своим появлением на сцене этот пришелец извне переворачивает все сложившиеся к тому времени правила игры. Включившись в действие спектакля, устроенного труппой комедиантов, он сперва меняет его ход, а затем изменяет саму Катарину. С ней он фактически поступает так же, как Лорд со Слаем: разыгрывая спектакль, убеждает будущую супругу, что она вовсе не та, за кого себя выдает, гипнотизирует своей бешеной игровой энергией (один из ключевых элементов сценографии Юрате Паулекайте — вращающийся круг, который используется для погружения в гипноз).
В результате махинаций Петруччо Катарина теряет свою самость, и в финале вместо полнокровной женщины на сцену выходит недосягаемый Идеал — облаченная в непорочное белое, напоминающая Елизавету I «прекрасная дама» со скипетром и державой в руках, символ царственной женственности. Перед закрытием занавеса из-под ее подола выкатывается на подмостки младенец Слай. Союз с идеалом, разумеется, невозможен, и Петруччо остается лишь благоговейно нести за преображенной Катариной шлейф мантии.
Читать!
______________________
1 Посвященная Пушкину максима Бердяева как нельзя лучше объясняет суть «Укрощения строптивой».
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3435275
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336678
- 3. Норильск. Май 1268255
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822001
- 6. Не может прожить без ирисок 781549
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757951
- 8. Коблы и малолетки 740627
- 9. Затворник. Но пятипалый 470740
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402744
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343056