В театре меткие афоризмы без крепкой сюжетной основы – вроде икры без хлеба: как ни вкусно, много не съешь.
В новом спектакле по Чехову в «Студии театрального искусства» придумали много отличных персонажей, но потеряли автора
Сергей Женовач не ищет для своих студийцев легких путей и нахоженных троп – то Диккенсом их испытывает, то Лесковым или Платоновым. А уж если возьмет Чехова, которого в прошлом сезоне только ленивый не ставил, то какую-нибудь малоизвестную повесть (спектакль «Три года») или вот – записные книжки.Читать!
Сергей Женовач решил этот вопрос весьма остроумно: свой спектакль он превратил в трехчасовое застолье по довольно условному поводу. Сначала собравшиеся поднимают тосты в честь юбиляра по имени Василиск Африканыч, потом вдруг – за упокой души усопшего, чья вдова то и дело картинно падает в обморок, а в конце и вовсе за здоровье молодых, которые конфузливо целуются и совершенно по-детски прячутся друг от друга за занавесками. Получился такой бесконечный праздник, где паузы между рюмками и переменами блюд заполняются досужими разговорами, анекдотами и случаями из жизни. Разношерстные истории (о дьячке, который съел однажды на похоронах всю зернистую икру; о барышнях, похожих на рыб хвостами вверх; о критиках, юлящих перед любовницами-актрисами) собраны по темам: женщины и эмансипация, семья и дети, театр и закулисье. И выдаются порциями, между которыми устроены разгрузочные паузы – гости уходят танцевать, кто-то засыпает под столом, а одна пьяненькая барышня настойчиво предлагает зрителям выпить.
Надо сказать, что с точки зрения формы, ритма, актерской игры все сделано отлично. Длинный стол на веранде, светлые уютные костюмы, звон посуды и запах еды погружают зрителей в атмосферу неспешной дачной жизни позапрошлого века. На актеров-«женовачей», с их фантастически нездешними, из прошлой жизни, лицами, приятно смотреть, даже если они просто молча пьют чай. Тут у каждого безымянного персонажа, обозначенного в программке как «коллежский асессор», «вумная дама» или «дама-драма», – свой характер и своя небольшая история, придуманная и сыгранная поверх (а иногда и помимо) текста.
Правда, диалоги, склеенные из разрозненных реплик, получаются довольно абсурдными. Вот одна девушка плачет, почему ее никто не любит, а другая отвечает что-то вроде «да потому, что интеллигенция должна быть совестью нашего общества». Впрочем, это вполне в духе Чехова, которого часто называют предвестником театра абсурда. Но на протяжении трех часов сценического действия все-таки ждешь, что кусочки мозаики сложатся в общий узор, что из набора сюжетиков для небольшого рассказа вырисуется новый поворот большого чеховского сюжета. Этого так и не происходит.
Во втором, вечернем акте, который начинается с потрясающе красивой сцены дождя, актеры перестают развлекать публику милыми шалостями и что-то играть. Они просто усаживаются за стол и ведут разговоры «за жизнь». «Русскому человеку свойственен возвышенный образ мыслей, почему же в жизни он хватает так невысоко»; «в детстве мы гуляли два часа в день и умывались холодной водой, а все равно вышли несчастные бездарные люди»; «жизнь кажется великой и громадной, а сидишь на пятачке...». Список цитат можно продолжить, но атмосфера ясна. Редкие всполохи былого веселья – «а может быть, чаю?» – повисают в воздухе, и самовар одиноко стынет на столе.
Но философские размышления и меткие афоризмы хороши, когда они вписаны в какой-то контекст. Без крепкой сюжетной основы они вроде икры без хлеба – как ни вкусно, много не съешь. А среди россыпи мыслей не хватает главной, стержневой.
Сергей Женовач пытается подвести итог в финале, когда вся конструкция с террасой медленно опускается под сцену – эффектно уходит в прошлое. А не принимавший участия в спектакле актер Игорь Лизенгевич читает чеховский рассказ «Студент» – про двух баб, растроганных рассказом случайного путника о страшной ночи апостола Петра, трижды отрекшегося от своего учителя. «Если они заплакали, значит, прошлое связано с настоящим невидимыми нитями», – делает вывод студент. Если мы не остались безучастными к мыслям и чувствам человека, который за сто лет, прошедшие после его смерти, успел основательно забронзоветь, – значит, не порвалась связь времен, как бы продолжает режиссер.
Читать!
Ссылки
- class="addthis_toolbox addthis_default_style" style="margin-left: 9px;">
- href="http://addthis.com/bookmark.php?v=250" class="addthis_button_compact">Share
- class="addthis_separator">
- class="addthis_button_facebook">
- class="addthis_button_livejournal">
- class="addthis_button_googlebuzz">
- class="addthis_button_twitter">
- class="addthis_separator">
- class="addthis_button_facebook_like">
- type="text/javascript" src="http://s7.addthis.com/js/250/addthis_widget.js#username=xa-4c0d0a0678c40b1c">
- src="http://www.facebook.com/plugins/likebox.php?href=http%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2FOpenSpace.ru&width=300&connections=5&stream=false&header=true&height=197" scrolling="no" frameborder="0" style="border:none; overflow:hidden; width:300px; height:197px;" allowTransparency="true">
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452030
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343522
- 3. Норильск. Май 1269181
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897823
- 5. Закоротило 822352
- 6. Не может прожить без ирисок 783517
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760353
- 8. Коблы и малолетки 741486
- 9. Затворник. Но пятипалый 472501
- 10. ЖП и крепостное право 408142
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403735
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371041