Спектакль Театра наций заполнил пустующую нишу качественных и умных развлечений
В стерильном стеклянном боксе крупной транснациональной компании встречаются четверо претендентов на должность топ-менеджера. Но вместо обычного собеседования им предлагают странную игру. Невидимое начальство выдает кандидатам задания одно другого нелепее и подозрительнее. То их обряжают в шутовские шляпы клоунов и священников, то заставляют вытаскивать на всеобщее обсуждение интимные тайны, тоЧитать!
Пьеса испанского драматурга Жорди Гальсерана по жанру представляет собой смесь интеллектуального триллера и психологического детектива. И хотя все действие происходит в четырех стенах (выход за пределы комнаты для соискателей равносилен выходу из игры), вещь эта очень кинематографичная: в ней очень важны крупные планы, и напряжение не отпускает зрителей до последней минуты. Неудивительно, что спустя всего два года после публикации пьесы, в 2003 году, вышел фильм «Метод», получивший приз «Гойя» за лучший сценарий. В театре хорошие образцы этого жанра встречаются довольно редко, поэтому спектакль Театра наций, скорее всего, будет иметь успех. Ведь ниша качественных, умных развлечений у нас практически пуста.
Конечно, спектакль Явора Гырдева — это нечто большее, чем просто развлечение. Здесь есть и сатира на современную корпоративную культуру, где за невинными на первый взгляд тренингами и тестами скрываются почти фашистские в своей изощренности манипуляции с человеческим сознанием. Есть и элементы театра абсурда: в какой-то момент, когда один из героев оказывается заперт в темном кабинете на одиннадцатом этаже, которого, как ему сообщает по телефону вахтер, в этом здании вообще нет, по спине пробегают мурашки. Но ни на социальную критику, ни на абсурдность происходящего упор не делается — режиссер сосредоточен на интриге. Казалось бы, после мастерских стилизаций Явора Гырдева (фильма «Дзифт», снятого в традициях неонуара, и спектакля «Калигула», где римские патриции щеголяли в нацистских плащах) от режиссера можно было бы ожидать каких-то формальных изысков. Но новая постановка Гырдева оказалась внешне проста и безыскусна: на этот раз режиссер-формалист решил отказаться от каких бы то ни было интерпретаций и предпочел «умереть в актерах».
Виктория Толстоганова, Сергей Чонишвили, Игорь Гордин и начинающий Максим Линников здесь и впрямь хороши. Самая смешная роль у Гордина. Он играет нервозного, закомплексованного очкарика, туго соображающего, но по-своему милого. Благодаря этому персонажу публика первую часть спектакля безудержно хохочет, зато ближе к финалу герой Сергея Чонишвили заставит зрителей попереживать. Внешне хамоватый и циничный, за своей агрессивностью он пытается скрыть слабость и неуверенность. А более мягкие и гуманные, казалось бы, «коллеги» оказываются, наоборот, безжалостными хищниками, способными играючи откусить другому голову. Мысль об акулах капитализма проиллюстрирована в спектакле буквально — в виде огромной заформалиненной рыбины, повторяющей знаменитую работу британского художника Дэмиена Херста, проданную за баснословные деньги и вызвавшую множество споров об истинной ценности такого рода искусства.
Читать!
Ссылки
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451716
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343354
- 3. Норильск. Май 1268585
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897666
- 5. Закоротило 822094
- 6. Не может прожить без ирисок 782225
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758670
- 8. Коблы и малолетки 740845
- 9. Затворник. Но пятипалый 471218
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403036
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370440
- 12. ЖП и крепостное право 355065