Оцените материал

Просмотров: 6224

Роман Козак показал Америке Пинтера

Майя Праматарова · 23/06/2008
Новый спектакль известного русского режиссера высоко оценили профессионалы и почти не заметили американские зрители

Имена:  Роман Козак

©  А. Мехишвили

Роман Козак показал Америке Пинтера
Новый спектакль известного русского режиссера высоко оценили профессионалы и почти не заметили американские зрители
На Массачусетс-авеню в Кембридже на сцене «Зироу Эрроу» (Zero Arrow) Американского Репертуарного театра (АРТ) перед прогоном двух одноактных пьес Гарольда Пинтера «Комната» и «Празднование» Роман Козак объяснил, почему он решил их объединить: «Во-первых, «Комната» и «Празднование» — это первая и последняя пьесы Пинтера. Во-вторых, «Комната» написана о людях, у которых нет ничего, а «Празднование» о тех, у которых есть все». Если не учитывать скетчи и адаптации, то «Празднование» действительно последняя одноактная пьеса Пинтера, которая в его постановке шла впервые в лондонском театре «Алмейда» в 2000 году. Шла она, кстати, в один вечер с написанной в 1957 году «Комнатой».

В спектакле «Две одноактные пьесы Пинтера» Козак находит неуловимые смысловые связи, объединяющие два очень разных текста. Сценическое пространство обрамлено Георгием Алекси-Месхишвили высокими ширмами: в «Комнате» это старые, облезлые стены, в «Праздновании» они оборачиваются зеркалами. В этом зазеркалье за большим круглым столом ресторана сидят элегантные пары. Стол крутится, как рулетка, люди меняются местами, то одни, то другие лица попадают в крупный план. Кружение создает игру с образами и их отражениями. Новый круг, новый бокал вина, и ритуал праздника, лишенный внутренней сути, превращается в вечное колесо тщеславия, в «бездну, скрытую за будничной болтовней».

©  А. Мехишвили

Роман Козак показал Америке Пинтера


В «Комнате», Меган Хилл, в роли Роуз, испытывающей экзистенциальный ужас от жизни, пытается преодолеть его, растворяя себя в окружающем мире. Она изображает звуки предметов: кипящего чайника, скрипящего кресла-качалки, текущего крана. Ее «несмолкающие» руки постоянно заняты вещами, которые оживают, когда их протирают или просто перекладывают с места на место.


Нескончаемое «говорение» — это единственное средство от страха в ее замкнутом мире. Фальшивы и абсурдистски смешны диалоги в не менее замкнутом мире «Празднования» — вплоть до финала, когда проекция движущейся поверхности Земли с летящим в небе самолетиком прерывает очередной монолог официанта.

Премьера изящного спектакля Козака состоялась на сцене «Зироу Эрроу» АРТ в то же время, когда на основной сцене театра вышла рядовая премьера Чарльза Л. Ми и Стивена Гринблатта «Карденио». Среди публики на основной сцене в АРТ были заядлые театралы, на премьеру Пинтера (Козак поставил ее с аспирантами Института продвинутого театрального обучения (Institute for Advanced Theatre Training at Harvard University) Школы-студии МХТ и АРТ Гарвардского университета) пришли коллеги, педагоги, русскоязычные зрители. Но тех самых театралов, зрителей, что посещают громкие премьеры Америки, среди них не было. А ведь Козак и Месхишвили сумели за короткий срок поставить спектакль высокой пробы. Почему же он не встретил широкого зрителя? Возможно, потому, что в Америке не существует практики создания самостоятельных коллективов из лучших классов театральных вузов. Нет умения увидеть в студенческом спектакле прообраз будущего театра. У них нет и, видимо, быть не может своих «фоменок» и «женовачей». А жаль. Это именно то, чего остро не хватает запрограммированному на «энтертейнмент» американскому театральному искусству.

©  Александр Хаикин

Роман Козак показал Америке Пинтера
Справка:

Американский Репертуарный театр был основан в 1980 году известным критиком и драматургом Робертом Брустином. Он очень долго пытался уговорить Гарвардский университет создать собственный театр. Но поскольку Гарвард был основан пуританами много-много лет назад, то театральное искусство в нем по традиции не в чести - и театральный департамент был сравнительно маленьким. Гарвард, однако, всегда соревнуется с Йелем, а у Йеля очень большое театральное отделение и театр (основанный тем же самым Робертом Брустином). В конце концов Брустин убедил руководство Гарварда - Американский Репертуарный театр открылся. Брустин всегда говорил, что этот театр должен быть репертуарным, что в нем должна быть постоянная труппа, что АРТ будет авангардом американского театра и будет приглашать ведущих режиссеров мира. Так оно и закончилось.

Брустин понимал, что при таком театре нужна школа. И несколько лет спустя, опять же его усилиями, при АРТ был основан институт. 15 лет назад к работе института подключился Московский Художественный театр. Уже 15 лет Институт продвинутого театрального обучения работает как институт при Американском Репертуарном театре и филиал Школы-студии МХТ.
Все новости ›