Театр, в том числе и балетный, никогда не будет коллективом фанатиков-единомышленников, он всегда останется упоительно живым гадюшником, полным человеческих слабостей.
По мнению КАРИНЫ ДОБРОТВОРСКОЙ, в «Разговорах о русском балете» Вадима Гаевского и Павла Гершензона последний ведет себя как интеллектуал-пурист, по-монашески принципиальный и нетерпимый

Читать!
Когда я читала «Разговоры о русском балете» Гаевского и Гершензона, я вспомнила ту книгу. Потому что в конечном счете этот многолетний диалог является развернутым ответом на вопрос «Кто убил классический балет?». Гершензон выступает в роли обвинителя, причем обвинителя страстного и нетерпимого. Гаевский — все больше в роли адвоката.
Анализируя историю русского балета, Гершензон нападает на все, что сбивало его с пути, то есть уводило в сторону от чистой азбуки классического танца, вершины которой — Петипа и Баланчин. Когда-то Любовь Блок написала, что классический танец — это система художественного мышления, которая оформляет человеческие движения в абстрагированном до формулы виде. В этих чистых абстрактных формулах Гершензон видит суть классического балета и за их чистоту готов взойти на костер. Гаевский, в целом принимая позицию Гершензона, защищает то, что не всегда укладывается в формулы, то есть все те неправильности, корявости и отклонения, которые часто оказываются спутниками настоящей гениальности. Защищает все человеческое, слишком человеческое, не укладывающееся в систему.
Однажды мы о чем-то спорили с Гершензоном. Уже не помню, что именно я защищала и на что он нападал. Но в какой-то момент он произнес фразу, меня обезоружившую: «Послушай, но есть ведь объективные законы композиции!» Архитектор по образованию, он не может сомневаться в этих законах. По его мнению, эти законы необходимы в балете как несущие конструкции. И он готов расправиться с каждым, кто эти конструкции расшатывает. Потому что тот, кто их расшатывает, убивает классический балет.
Как следует из «Разговоров о русском балете», у классического балета два главных убийцы. Первый — это советский драмбалет, заменивший сложнейшую азбуку классического танца примитивной лексикой и сделавший акцент не на самоценности движений, а на театральном действе. Второй — мещанские вкусы зрителей, которые, собственно, и привели к торжеству сначала драмбалетной эстетики, а потом и балетной поп-культуры, с ее медийными лицами и слащавыми титулами, отсылающими к душе и Терпсихоре.
Драмбалет на скамье подсудимых представлен всеми отечественными и иноземными хореографами-драмбалетчиками, и прежде всего самим Юрием Григоровичем, феномену которого посвящено огромное количество самых страстных страниц в книге. В лице мещан обвиняемся мы все, с нашим легкомысленным, невежественным и потребительским отношением к балету, а также все балетные артисты — с их жаждой наживы и медийной славы.
Читать текст полностью
Ссылки
Ошибка при подключении к базе данных
Невозможно подключиться к базе данных. Проверьте правильность настроек системы управления сайтом.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451754
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268628
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782374
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759004
- 8. Коблы и малолетки 740921
- 9. Затворник. Но пятипалый 471341
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403128
- 11. ЖП и крепостное право 389076
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370511