Чтобы понять, о чем «Тарарабумбия», то есть правильно считать культурный код спектакля, зрителям нужно иметь хорошую память вовсе не на литературные цитаты.

Оцените материал

Просмотров: 13465

«Тарарабумбия» Дмитрия Крымова

Ада Шмерлинг · 02/02/2010
Новый крымовский спектакль дал ясный ответ на вопрос, кому теперь в России можно заказывать открытие большого фестиваля или закрытие Олимпиады

Имена:  Дмитрий Крымов

©  РИА Фото

Сцена из спектакля «Тарарабумбия»

Сцена из спектакля «Тарарабумбия»

Театральные критики пока безрезультатно пытаются найти определение тому, чем Дмитрий Крымов уже несколько лет занимается в театре. Его эксперименты на грани драмы и изобразительного искусства плохо вписываются в стандартные театральные координаты.

Ситуация усугубляется тем, что Крымов и его команда действуют непоследовательно. Они могут сначала выпустить визуальный перформанс «Демон. Вид сверху», потом — «Опус №7», проходящий скорее по ведомству драматического театра, потом — «Смерть жирафа», где визуальная составляющая снова берет вверх.

В каком направлении пойдет крымовская команда после «Тарарабумбии», когда насладится своей новой игрой в карнавал, — самый интересный вопрос. Поскольку этот спектакль, наверное, единственный пока крымовский проект, жанровая принадлежность которого, равно как и совершенность, законченность формы не вызывают никаких сомнений.

Сделанная Крымовым по заказу Чеховского фестиваля, эта «Тарарабумбия» ясно продемонстрировала, кому теперь в России можно, если что, заказывать такую «музыку», как церемония открытия большого феста или закрытия Олимпиады. Легко вообразить, что получилось бы у Дмитрия Крымова, будь у него тот же бюджет, что достался Даниэле Финци Паска на Олимпийских играх в Турине или Яну Фабру, когда он ставил «Реквием по метаморфозам» для фестивалей в Зальцбурге и Авиньоне. Другое дело, захочет ли сам Крымов, до недавних пор почти отшельник, выйти из камерного пространства «Школы» на площадь перед Папским дворцом в Авиньоне или на Красную площадь в Москве. Мне лично трудно представить, чтобы он согласился командовать парадом. Пусть даже это будет парад артистов.

Тем более что приспособить «Тарарабумбию» к размерам Театральной или Красной площади технически гораздо легче, чем верно просчитать реакцию толпы, которая клокочет сегодня в пространстве между ГУМом и ЦУМом. И не потому, конечно, что этой публикой могут быть не узнаны цитаты из чеховских произведений. В конце концов, не так уж важно, угадает ли зритель, что мужской хор с удочками-донками, поющий в «Тарарабумбии» на разные лады «Я, я, я, я должен сочинить сюжет», — это Тригорин из «Чайки»; что молодые люди в окровавленных бинтах — это Треплев, а три великовозрастные девицы, играющие c куклой, — сестры Прозоровы со своим братом Андреем.

«Тарарабумбия» не буриме, не литературная шарада. Поэтому на самом деле публике не обязательно искать ответ, отчего вместо одной Шарлотты Ивановны, которая в «Вишневом саде» показывает фокусы и что-то привирает про цирковое детство, — в «Тарарабумбии» режиссер поставил на цирковые ходули и Соню из «Дяди Вани», и Заречную с Аркадиной из «Чайки», и всех трех Прозоровых. Или зачем бородатый сорокалетний дядька с пятном свежей крови на бинтах катается на деревянной лошадке и все время кричит: «Мама, мама!» Или к чему, в конце концов, понадобилось в вагоне с надписью «Устрицы» вывезти на сцену чучело Чехова, а в хвосте веселой карнавальной процессии заставить танцевать скелет...

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • kustokusto· 2010-02-02 20:04:44
    Я помню время - когда в театре играли генералы. Я видел - как в театре остались полковники. Я вижу - как даже уже прапорщиков - со сцены выкидывает шпана. И только у Крымова, только у Крымова... У молодых людей , которых воспитывает этот Мастер - такая прфессиональная хватка - что горло перехватывает! Спасибо , что пишите о Крымове - он последняя надежда. (sorry - my point)
  • penthesilea· 2010-02-03 18:34:01
    Кажется, опенспейс - единственный, кто высказался о спектакле по существу дела...
  • elens· 2010-02-08 01:47:05
    Если это действительно так, как утверждает предыдщий автор, то тем хуже для всего театрального сообщества, да и для общества в целом. Пока не видно ничего и на www.smotr.ru Не стала бы употреблять выражение "профессиональная хватка", а скорее самооотдача и вклюбленность актеров в свое дело. Самое главное, что в этот театр стоит ходить для того, чтобы чувствовать Дух Театра Живого. Причем во всех лабораториях. Спектакль Крымова - очередное тому подтверждение.
Все новости ›