…едва в зале погасили свет, Кончаловский с изумлением обнаружил, что его фильм «Дядя Ваня» показывают вверх ногами.
Московские театры предлагают публике простые рецепты превращения классиков в современников. Уж слишком простые…
Сцена из спектакля «Разбойники»
Читать!
Не зная, как лучше подступиться к чеховскому «Иванову», режиссер Юрий Бутусов показал себя достойным продолжателем дела киномеханика-героя. В его постановке пьеса Чехова движется, как рак, задом наперед — от финала к начальной сцене. Время, словно в фантастических романах, здесь течет вспять, а в качестве отточий между эпизодами режиссер использует револьверные выстрелы, при помощи которых Николай Алексеевич Иванов (Андрей Смоляков) регулярно самоубивается. В конце концов, если Мейерхольду позволено было назвать свой спектакль по чеховским водевилям «Тридцать три обморока», почему бы и Бутусову не превратить «Иванова» в «Тридцать три выстрела»? Значительная часть публики, не слишком хорошо знакомая с первоисточником, при этом искренно полагает, что Чехов как раз и написал водевиль, в котором Иванов периодически делает пиф-паф, а потом вроде ваньки-встаньки как ни в чем не бывало вскакивает на ноги и продолжает свое никчемное нытье. Как говорится, умер-шмумер, лишь бы был здоров.
Новый мхатовский Иванов так самоубийственно горяч, что способен пустить себе пулю в лоб по самому пустячному поводу, даже в ответ на невинную просьбу Зинаиды Саввишны поскорее вернуть одолженные деньги. Упрекать Андрея Смолякова в неувлекательной игре и язык-то не поворачивается, поскольку большую часть времени Иванов пребывает на сцене в виде бесчувственного тела. Падать этому телу мешают разве что пни и всякие разные пиломатериалы, по прихоти художника Александра Боровского загромоздившие мхатовскую сцену. Для чего они понадобились и кто какие дрова здесь рубит — загадка. Еще более таинственно смотрится сакральный шалаш, к которому на протяжении всего спектакля прислоняются нетрезвые чеховские персонажи, но так и не решаются заглянуть внутрь. Порой возникает ощущение, что внутри шалаша в этот момент идет спектакль «Ленин в Разливе».
Малоубедительное сценографическое решение Боровского-сына (Александра) оправдывает разве что скрытая перекличка с древесной декорацией Боровского-отца (Давида) в легендарном спектакле Олега Ефремова «Иванов» (1976), где соревновались в актерском мастерстве такие титаны, как Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Марк Прудкин, Андрей Попов. Едва ли Бутусов и Боровский, утверждая макет своего спектакля, вспоминали про реплику Шамраева из «Чайки»: «Пала сцена! Прежде были могучие дубы, а теперь мы видим одни только пни», — но, как ни печально, именно эта фраза сегодня кажется эпиграфом к новому мхатовскому спектаклю. Бутусов берет «Иванова» и выворачивает его наизнанку, как варежку, лишь для того, чтобы доказать невозможность интерпретировать сегодня эту пьесу всерьез. То есть ставит себе задачу-пенек, задачу-обрубок, простенькую, как дважды два. Рецензентам — лафа: можно уложиться в малое количество строк, истолковывая режиссерский замысел. Такие же нехитрые задачи-пеньки определены и актерам. Режиссерская концепция считывается в первые 10 минут действия, а дальше сиди скучай — жди, пока спектакль-пенек докатится от конца к своему началу. Катай его хоть в ту сторону, хоть в эту, а все равно — тоска, причем отнюдь не экзистенциальная.
Сцена из спектакля «Разбойники»
Первое, что сделал Бархатов, придя из оперы в драму, — познакомил Шиллера с Шубертом. Почему бы и нет? Отрываясь от шиллеровских страстей, актеры в этом спектакле то и дело перемещаются к роялю и проникновенно поют песни из цикла Шуберта «Прекрасная мельничиха». Оперный бэкграунд Бархатову пригодился, но все же очевидно, что режиссер не рассчитал своих дебютантских сил. Вроде и придумано неплохо, и выполнено с щегольством, а спектакль все равно оказался мертворожденным.
Общая мысль этих «Разбойников» опять-таки необыкновенно удобна для пересказа. Во времена Шиллера беспутные молодые люди со скуки промышляли разбоем, а ныне по тем же резонам имитируют его перед камерами и выкладывают свои видеоэксперименты на YouTube. Они тут не просто в разбойников играют, а — бери выше — создают модный бренд Robbers & Killers. Проще говоря, они занимаются арт-провокациями. Но только постепенно заигрываются, а потом и замарываются кровью.
Все вроде гладко в этом спектакле. Но беда бархатовских «Разбойников» в том, что они получились очень оперными. Разумеется, под этим в наше время надо понимать уже не величественную помпезность и сценическую рутину, а внешние эффекты в ущерб содержательности. Эффектов в старика Шиллера понапихано столько, что хватило бы не то что на филиал театра Пушкина, но и на Большую сцену Мариинки.
Читать!
«Разбойники» показали, что с еврооберткой у Василия Бархатова все в порядке, но, чтобы добиться каких-то высот в профессии, ему придется проделать еще немалый путь. Иначе он так и будет ходить в умных упаковщиках. И то, что умно упакованный Шиллер все же лучше плохо упакованного Чехова, в данном случае не сильно радует.
Ссылки
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451998
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343507
- 3. Норильск. Май 1269108
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897803
- 5. Закоротило 822324
- 6. Не может прожить без ирисок 783344
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760164
- 8. Коблы и малолетки 741371
- 9. Затворник. Но пятипалый 472378
- 10. ЖП и крепостное право 408070
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403627
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370957