Подрастает поколение, свято верящее: если чего-то нет в интернете – этого нет и в реальной жизни.

Оцените материал

Просмотров: 7862

Русский театр попался в сеть

Вероника Черняева · 20/10/2009
В Москве стартовал фестиваль «Театральная паутина», в очередной раз пытающийся поместить живые спектакли в виртуальное пространство

Имена:  Игорь Овчинников

©  Предоставлено фестивалем «Театральная паутина»

Игорь Овчинников на открытии фестиваля «Театральная паутина»

Игорь Овчинников на открытии фестиваля «Театральная паутина»

Фестиваль «Театральная паутина» проводится уже в шестой раз. Его цель — дать возможность любителям театра по всему миру смотреть российские спектакли в режиме онлайн. На фестивале-2009 будут показаны гоголевские постановки Петра Фоменко, Валерия Фокина, Нины Чусовой, Миндаугаса Карбаускиса, а премьерный спектакль студии SounDrama «Гоголь. Вечера. Часть III» зрители Хабаровска и Перми увидят даже раньше многих московских зрителей. OPENSPACE.RU попытался выяснить у директора фестиваля и создателя первого в России театрального портала Theatre.ru Игоря Овчинникова, зачем театру впутываться во всемирную паутину.

— Теле- и видеосъемку театральных спектаклей изобрели не вчера, и в России такие съемки всегда делались на высочайшем уровне. У меня простой вопрос: зачем показывать спектакли в интернете, когда многие из них, не выходя из дома, можно посмотреть по телевизору?

— В первую очередь, различие чисто техническое: качество видеозаписи HD (High Definition), которую делаем мы, в разы превышает телевизионные стандарты театральных съемок. Наши видеозаписи максимально приближены к кинопленке, их можно смотреть на большом экране, и при этом будут видны мельчайшие детали, начиная от выражения лиц всех актеров, заканчивая блеском драгоценных камней на их костюмах. С этим форматом вещания я познакомился в Америке в 2004 году, когда друг показал мне запись двух театральных постановок — опер «Турандот» и «Кармен», снятых в HD. Я был так потрясен, что нашел все необходимое оборудование, и с 2005 года мы начали снимать именно в этом формате. К тому же надо учитывать, что наши соотечественники, оказавшиеся или живущие за границей, да и сами иностранцы, интересующиеся русским театром, далеко не всегда имеют возможность смотреть российское ТВ.

Что касается содержания, то здесь мы с телевидением, как говорится, находимся по одну сторону баррикад. Ведь театральный спектакль — это настолько уникальный объект для съемки, что качественно его записать способен только человек, одинаково хорошо разбирающийся и в операторском искусстве, и в законах театрального жанра. Я вспоминаю один забавный случай. Когда-то давно мы ставили спектакль «Месяц в деревне» в «Мастерской Петра Фоменко». В качестве декорации у нас был потрясающий оранжевый задник, который подсвечивался и придавал происходящему на сцене удивительный эффект теплого летнего марева. Когда же я посмотрел видеозапись по телевизору, то с удивлением обнаружил, что режиссер сделал спектакль черно-белым. Моему возмущению не было предела: как можно было убрать такой потрясающий визуальный эффект — наше чудесное рыжее марево! Несколько лет спустя я познакомился с Александром Смирновым, режиссером телеканала «Культура», который в свое время и снял тот самый спектакль, лишив «Месяц в деревне» ярких красок. Оказывается, под прицелом видеокамер светящийся задник превратился в мятую и грязную материю, которая при попадании в кадр смотрелась крайне неопрятно — именно поэтому ему, как режиссеру, пришлось принять решение отказаться от цвета, чтобы в буквальном смысле слова спасти телеверсию театральной постановки от провала.

— Не боитесь, что такое активное приобщение театра к интернету отобьет у театральных залов живую публику?

— Смерть театру предрекали еще со времен немого кино, но он до сих пор, как видите, жив. Меня лично куда больше волнует тот факт, что сейчас подрастает поколение, свято верящее: если чего-то нет в интернете, значит, этого нет и в реальной жизни. Возможно, наш фестиваль поможет им открыть для себя театр, и сценическое искусство предстанет перед ними не как нечто нафталинное и устаревшее, а как абсолютно современный жанр, смело шагающий в ногу со временем. Да и вообще практика показывает, что если хороший спектакль показать по телевизору или в интернете, то это только увеличивает поток зрителей, желающих посмотреть его вживую.

Иногда нас обвиняют в том, что мы лишаем театральный спектакль его основной изюминки — уникальной атмосферы диалога артистов и зала, той самой магии театра, ради которой многие зрители и сохранили верность этому жанру. На эти выпады я отвечаю так: а почему вы не обвиняете театральных режиссеров в том, что все постановки Шекспира у нас ставятся в переводе, а не на архаическом английском языке, ведь Шекспир тоже теряет при этом свою изюминку. Конечно, нам жаль этой утраты, но что делать.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›