Усталость Някрошюса — удел, рано или поздно настигающий всех демиургов, созидающих герметичные миры и одушевляющих их своим дыханием.
Слухи о том, что эта постановка станет последней работой мастера, выпустив которую он навсегда оставит театр, уже не кажутся беспочвенными
Шестичасовой «Идиот», мировую премьеру которого в июле сыграли в Вильнюсе, а российскую только что показали в Петербурге на открытии фестиваля «Балтийский дом», кардинально отличается от всего созданного Эймунтасом Някрошюсом в последние годы.Со времен «Отелло» (2000) театр мастера дышал бытийной стройностью и космической соразмеренностью. Во «Временах года» (2003) и в «Песни песней» (2004) стройность с соразмеренностью окрашивались в разные тона, но от спектакля к спектаклю лишь росли и крепли. Своего апогея они достигли в пронизанном потустороннем покоем «Фаусте» (2006).
На этом фоне «Идиот» особенно сильно выделяется этической и эстетической дисгармонией.
Някрошюс по привычке забрасывает своих героев в какие-то доисторические времена, в пространство судьбы, перед лицом которой человеческий мир выглядит слишком мелким и мелочным: сын-сценограф Някрошюса Мариус создал травестированный образ Петербурга, выстроив на арьерсцене рядок кованых детских кроваток и садовых скамей, из зала смотрящихся игрушечными чугунными набережными.
В уже знакомой някрошюсовской пустоте в «Идиоте» неожиданно слышатся беккетовские обертоны. Ключевая эмоция спектакля — мучительно переживаемое экзистенциальное одиночество. Мышкин и Рогожин по очереди орут свои реплики в микрофон в надежде докричаться хоть до кого-нибудь, но в ответ слышат лишь собственное эхо. В финале они же что есть мочи лупят друг друга кулаками по груди, осознав то, что навсегда остались одни. (Очень похоже на финал «Гамлета» (1997), в котором осиротевший отец бил в погребальный барабан, по-волчьи воя над сыновним трупом.)
В самом начале «Идиота» Някрошюс лишний раз ернически напомнил о том, что его мир давно оставлен Богом. «Родитель мой помер»: реплике Рогожина вторит церковная молитва, кто-то окропляет лица попутчиков святой водой из золоченой чаши — а через секунду оказывается, что это выносили ночной горшок.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Какая печальная рецензия... какие печальные новости...
-
А есть ли логика - в том смысле, в котором вы употребляете это слово, - у жизни? Спектакли Някрошюса напоминают гадание - представление настоящего и будущего на языке пророчества или сна. В этом их необыкновенная сила и притягательность. Это делает их живыми... А любителей ставить обращенные в день вчерашний басни и агитки на нашей сцене всегда было достаточно. Если Някрошюс больше ничего не скажет - это огромная потеря для мира. Не только театрального.
Ошибка при подключении к базе данных
Невозможно подключиться к базе данных. Проверьте правильность настроек системы управления сайтом.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451728
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343360
- 3. Норильск. Май 1268591
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897671
- 5. Закоротило 822098
- 6. Не может прожить без ирисок 782247
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758706
- 8. Коблы и малолетки 740859
- 9. Затворник. Но пятипалый 471252
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403068
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370464
- 12. ЖП и крепостное право 361235