В спектакле по Брехту Кирилл Серебренников попытался отказаться от прежних методов работы, но пока не нашел новых
Алексей Кравченко (в центре) в роли Брауна
Современного зрителя этот эффект узнавания лишь забавляет. И дело даже не в том, что персонаж Алексея Кравченко, недалекий симпатяга Браун, получился довольно травестийным, а в том, что публика к такому раскладу уже привыкла — ее не поразишь оборотнями в погонах, ее поразишь только эффектным театральным трюком.
Алексей Кравченко (в центре) в роли Брауна
Кирилл Серебренников и сам прекрасно понимает, что зрительской установки на развлечение обухом не перешибешь. И в спектакле чувствуется это раздвоение режиссерских мотивов: с одной стороны, стремление к суровому бедному театру, с другой — обязанность не дать заскучать публике, ждущей от мастера театральной формы ярких эффектов.
В этой «Трехгрошовой опере» Мэкки — не столько бандит (слишком уж хлипковат и чистоплотен) и не столько бабник (к женщинам он прикасается только в случае крайней необходимости), а именно звезда. Его главным оружием становятся не нож и фомка, а микрофон, которым он пользуется как заправский шоумен. И легко обыгрывает подопечных папаши Пичема, толкующего что-то про жизнь человеческого духа и метод наблюдений. Так обломки великой театральной системы оказываются орудием обманщиков и попрошаек, а правит балом тот, кто добился известности, и не важно, каким путем.
Популярность Мэкки объясняется не личными качествами, напротив, он — человек без лица, недаром в первой сцене бандит появляется в полиэтиленовой маске с грубо намалеванными глазами и ртом. Константин Хабенский не пытается превратить своего героя в благородного разбойника. Он развязен и циничен, жует жвачку на собственной свадьбе и мановением пальца в белоснежных перчатках помыкает всеми окружающими, включая влюбленную Полли. Ксения Лаврова-Глинка в этой роли не всегда убедительна, но по крайней мере неожиданна и нетривиальна, а в сложные зонги актриса бросается с отвагой, достойной бандитской подружки.
Алексей Кравченко в роли Баруна и Константин Хабенский в роли Мэкки
К сожалению, это случается не часто. Режиссер, похоже, наступает на горло собственной фантазии и намеренно ограничивает количество приемов, на обилие которых ему обычно пеняют критики. И лишь иногда он достает из-под полы какой-нибудь трюк: хотели зрелища — вот вам, получите, можете даже сфотографироваться на память со звездой. В результате спектакль идет ни шатко ни валко, то и дело буксует, провисает и, что называется, «не искрит». Иногда в нем случаются удачные сцены (оперное состязание двух ревнивых жен Мэкки или впечатляющий парад-алле всех типов постсоветских попрошаек), а также отдельные актерские и постановочные находки, но за деталями теряется целое. От чего хотел уйти режиссер Серебренников — понятно, к чему же он в результате пришел — нет. Он попытался отказаться от прежних методов работы, но пока не нашел новых. К тому же приемы, шокировавшие публику в его постановках классики, в случае с «Трехгрошовой» оказались слишком уж очевидными, слишком подходящими к остросоциальной стилистике брехтовского театра, чтобы дать нужный эффект.
Сцена из спектакля «Трехгрошовая опера»
Поскольку, по Брехту, перед нами стопроцентная сказка, тут режиссер позволяет, наконец, разгуляться своему воображению и выдает такого фантастического королевского гонца с вестью о помиловании, что оторопь берет. Он напоминает уже не классического «бога из машины», а посланника совсем из другого мира. И становится понятно, куда в итоге ведет красная ковровая дорожка, по которой Мэкки-нож преспокойно вышагивает вертикально вверх. Путь к успеху и процветанию — это путь в ад. Но иного не дано, поскольку шоу must go on. Иначе публика не будет раскупать дорогостоящие билеты в партер.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338324
- 3. Норильск. Май 1268300
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822016
- 6. Не может прожить без ирисок 781703
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758051
- 8. Коблы и малолетки 740665
- 9. Затворник. Но пятипалый 470784
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402775
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370271
- 12. Винтаж на Болотной 343160