Пять лучших фотоисторий, пока что присланных на конкурс. Состязание продолжается!
Больше двух месяцев назад OPENSPACE.RU объявил фотоконкурс среди читателей «Нравы и обычаи русского народа».Читатели раскачивались долго, поэтому обещанный первый шорт-лист редакция публикует только сейчас; это пять лучших из почти тридцати присланных фотоисторий.
Заодно хотелось бы еще раз объясниться. См. правила конкурса здесь.
ЧЕГО МЫ ЖДЕМ ОТ КОНКУРСА
В условиях конкурса редакция призывала: «Если в вашем городе, селе, в вашем коллективе или даже в вашей семье есть обычаи, которые кажутся вам необычными, достойными внимания, экстравагантными и вообще замечательными во всех смыслах этого слова, у вас есть возможность обнародовать их на OPENSPACE.RU».
Но редакция ошиблась с формулировкой. И поэтому большая часть присланных историй связана с теми немногими массовыми ритуалами, которые естественным или насильственным образом выжили в стране: ярмарки, религиозные праздники, народные увеселения.
Однако под «нравами и обычаями русского народа» редакция имела в виду и совсем другое: не официально организованные «нравы и обычаи», а реальные, собственные, в том числе недавно возникшие.
Если в вашем городе молодожены всегда фотографируются в одном месте, скажем, у военного монумента; если молодежь тусуется в одном и том же кафе; если весь город выходит на выходных на променад по набережной; если сквер осадили малолетние скейтбордисты; если половина города переоделась в одинаковые куртки или шапки, завезенные на вещевой рынок; если с определенными местами города связаны определенные приметы; если у вас едят какую-нибудь сезонную рыбу или есть мода на особенные аксессуары; если весь город (или лучшая его часть) непременно ходит на премьеру в местный театр, а другая лучшая часть — на игры местной футбольной команды и даже если вы каждую субботу отправляетесь в баню, а каждое воскресенье — в караоке, ‒ все это интересно.
Условия конкурса остаются прежними, но его срок продлевается до 30 января 2012 года.
Как и прежде, победитель конкурса, выбранный читателями из шорт-листа, составленного редакцией, получит денежный приз в 20 000 рублей.
Успехов!
См. скорректированные правила конкурса.
ШОРТ-ЛИСТ КОНКУРСА НА 31 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА
Сергей ПАХОТИН. Великорецкий крестный ход (Кировская область)
Великорецкий крестный ход проходит каждое лето, с 3 по 8 июня, с середины XVI века. В этом году в нем приняло участие примерно 25 тысяч человек, это самый массовый и продолжительный крестный ход в России. Шесть дней под проливным дождем, через леса и болота, сквозь обезлюдевшие деревни Кировской области. Юродивые, семинаристы, старухи, побирушки, сиделые, странники — тысячи и тысячи тянутся бесконечной толпой по бездорожью. Под ногами грязь и глина по колено, многие идут босиком, закутавшись от дождя в мусорные пакеты. На время привала люди располагаются в поле разноцветным людским ковром, им не хватает места. Начинается ливень, дети и старухи заворачиваются в куски полиэтилена для теплиц.
Ночевки и привалы — под открытым небом, еда — раз в день, с полевых кухонь раздают несоленую гречневую кашу и разливают кипяток. Жители деревень, через которые тянется многотысячная процессия, выносят на двор домашнюю стряпню, кто чем богат. Сотни жадных рук разбирают еду в считаные минуты. В поселках побольше странники бесконечным потоком вливаются в стены ПТУ, школ, больниц, ложатся прямо на пол, рядами. Вечерняя молитва и сон, подъем — в три часа утра, еще затемно. 18 часов хода, паломники покрывают до 60 километров в день. Ежегодно на Великорецком крестном ходе умирает несколько участников преклонного возраста.
Глухонемой алтарник руководит движением, певчие и клир тонут в грязи. Впереди Великорецкая икона Николая Мирликийского Чудотворца, ее несут по трое, сменяясь. Именно с ней связан этот древний обряд. Церковное предание сообщает о чудесном обретении образа крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великой:
«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».
Икону перенесли в ближайший крупный город — Хлынов (в будущем Киров), с условием каждый год возвращать ее к месту чудесного обретения. С тех пор эта традиция не прерывалась ни на один год, даже в период атеистических гонений. В 60-е в день праздника лесные дороги перекрывали солдаты и милицейские кордоны, Великорецкий источник залили цементом. Это не остановило паломников, бродяги и нищие продолжали идти через лес окольными путями к своей цели. Это одна из древнейших из ныне сохранившихся религиозных традиций в России, носящих массовый характер. Поистине народный, хтонический культ, переживающий странный расцвет в последние годы.
Михаил ДОМОЖИЛОВ. Стенка на стенку (Москва)
Бои стенка на стенку — это старинный русский вид спорта. В одной схватке участвуют одновременно несколько десятков или сотен человек. Используя кулачный бой, подсечки и толчки, каждая из «стенок» пытается продавить оппонента до начальной позиции или разломать стенку соперника.
Более четырех лет старые традиции пытается возродить московский Клуб стеношного боя, проводя тренировки и поединки, чаще всего на праздники. Перед боем разминка-«вишенка» ‒ подкидывание человека в воздух вдоль рядов людей, более жесткая версия регби с возможностью использовать кулаки и борьбу и т.п.
Между самим стеношным боем, который проходит в несколько раундов, проводятся поединки один на один, два на два по борьбе и кулачному бою между лучшими бойцами. Помимо самих участников клуба, в боях стенка на стенку могут принимать участие любые желающие мужчины или группы людей. Среди участников часто встречаются члены спортивных клубов и футбольные хулиганы.
Мария ПЛОТНИКОВА. Пельмени (Чайковский)
У нашей семьи есть традиция. В конце декабря мы съезжаемся в небольшой городок Чайковский, что в Пермском крае. Все вместе мы отмечаем Новый год в бабушкиной квартире, объедаясь оливье, бутербродами с красной икрой и мандаринами на десерт. Потом идем на площадь смотреть салют и кататься на ледяных горках. Но это классика, которой никого не удивишь.
А на второй день Нового года мы отмечаем день рождения тети Вали. И вот это и есть наша давняя традиция. Всей семьей ‒ а чем больше народу соберется, тем веселее ‒ мы лепим наперегонки пельмени, потом выставляем их на мороз, потом варим в огромных кастрюлях, выкладываем на круглые блюда, садимся за стол, поздравляем тетю Валю с праздником, пьем водку, накалываем на вилку, макаем в уксус и наконец-таки закусываем этим божественным, кудрявым, благоухающим пельмешком. Счастливчику попадается «пустой» пельмень с начинкой из теста, исполняющий любое желание.
Мария СМОЛЬЯНИНОВА. Прокопьевская ярмарка (Великий Устюг)
Серия посвящена празднованию Прокопьевской ярмарки, которая проходит в городе Великий Устюг. Большой торг в день Прокопия Праведного с XVII века стал в Великом Устюге традиционным ‒ посмотреть на людей и себя показать. Торговле сопутствуют конкурсы, концерты, игры, танцы, выставки. Этот день в жизни северян очень важен. К вечеру ярмарка сворачивает свои ряды, и весь город собирается на дискотеке, где устюжане и гости города уходят в отрыв.
Роман БУШУЕВ. Кладбище животных (Электросталь)
На это место я наткнулся в Подмосковье, когда гулял в лесу. Лес этот почти вплотную подходит к городу Электросталь.
Посреди леса я обнаружил поляну, которая издалека привлекла внимание яркими пятнами — я подумал, что мусор. Но, подойдя ближе, понял, что это захоронение. Кладбище домашних животных.
Здесь примерно пятьдесят могил. Судя по их состоянию, за ними регулярно ухаживают, в течение нескольких лет и даже зимой. В центре поляны, на березе, своеобразная информационная будка. То есть у этого стихийного кладбища есть администрация.
На краю кладбища я обнаружил инструмент для похоронных процедур: две лопаты и пакет, в который я заглянуть не рискнул.
Почти у каждой могилы есть оградка, цветы, и на большинстве есть фотографии усопших животных. В основном это, видимо, представители семейства кошачьих.
Впрочем, судя по предметам, которыми некоторые захоронения украшены — или оформлены, не знаю, как это назвать, — нашли здесь приют и собаки. Вот, например, эта. За оградкой находятся миски, видимо принадлежавшие усопшему животному, и игрушка в виде кости.
Территория достаточно ухоженная. Оградки подкрашены, земля, видимо, пропалывается и выровнена граблями. На деревьях, растущих между могилами, привязаны ленты и развешаны игрушки, в основном елочные. Наверное, в оформлении могил принимали участие дети, слишком много игрушек. Впрочем, без взрослых тут, конечно, не обошлось.
Есть в этом что-то языческое. Помнится из истории, в древности домашних животных хоронили вместе с умершими хозяевами. А в Древнем Египте кошек хоронили во многом пышнее людей. Хотя, наверное, многие животные заслужили к себе такое отношение.
Ведь они гораздо преданнее людей и не способны на предательство.
Скорректированные правила конкурса.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454313
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344982
- 3. Норильск. Май 1272253
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898691
- 5. Закоротило 823678
- 6. Не может прожить без ирисок 789605
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765133
- 8. Коблы и малолетки 744128
- 9. ЖП и крепостное право 739806
- 10. Затворник. Но пятипалый 477302
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407180
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373757
Меня вот покраска бордюров и деревьев известью изумляет. В случае с последними есть польза, но всё равно дико как-то.
Ни слуху, ни духу. несерьезно как-то(