Хули тут идеализм разводить.

Оцените материал

Просмотров: 12655

Бобы в ушах

Кирилл Медведев · 30/09/2010
Поэт КИРИЛЛ МЕДВЕДЕВ о цинизме Шнурова, прогрессивности Шевчука и о низовом гражданском активизме, который еще необходимо понять

Имена:  Сергей Шнуров · Юрий Шевчук

©  www.zastavki.com

Бобы в ушах
После новой работы Сергея Шнурова особенно уместно подумать о том, как могли бы выстраиваться действительно открытые и органичные отношения между культовыми музыкантами и социальными / политическими инициативами. Потому что проблема, конечно, не в том, что Шевчук высказался за Химкинский лес, и не в том, что Шнуров высказался против Шевчука, а в том, что 99 процентов музыкантов по-прежнему панически боятся влипнуть в политику. И, прямо скажем, имеют для этого множество оснований.

Поэтому когда среди оппозиции заходит речь о необходимости привлекать в свои ряды деятелей культуры, становится ясно, что еще одна попытка политизировать интеллигенцию, скорее всего, закончится неудачей. И открывающийся предвыборный сезон только усилит ту логику, которой большая часть оппозиции и так повязана с властью, — логику инструментализации, информационных подлогов и искажений, перекодирования месседжей гражданских, социальных инициатив под собственную текущую повестку. В такой обстановке любому музыканту достаточно даже не политического, а элементарного эстетического чутья, чтобы в очередной раз надолго разочароваться в политике.

Вопрос отчасти в том, как научиться отличать низовые социальные / гражданские инициативы от верхушечных политических проектов — иначе власть и дальше будет успешно маркировать любое опасное для себя начинание как «политическое». Но и это неразличение есть лишь часть более общей проблемы — колоссального информационного разрыва между низовой, слабо оформленной политической активностью и жизнью медиапространства, в котором даже адекватная информация о социальных движениях и протестных средах, которую пытаются доносить редкие журналисты или блогеры, преломляется до неузнаваемости.

Жертвой такого разрыва оказываются и культовые музыканты, которые, подобно парламентским политикам, отделены непроницаемой пленкой даже от собственной аудитории, а тем более от активистских сред, и потому, выходя на политические площадки, почти неизбежно разочаровываются. Как избежать этого? Может ли быть по-другому? Существовали ведь, например, да и сейчас еще существуют певцы вроде Вуди Гатри или Пита Сигера, которые на протяжении полувека постоянно поддерживали профсоюзное и антивоенное движения, упорно поливали грязью буржуазных политиканов (говорили, что у них бобы в ушах) и т.п. — словом, вели себя, с точки зрения сегодняшнего пиар-маркетинга, очень прямолинейно и однообразно: нет чтоб хоть раз поддержать сенатора Маккарти или бомбежку Северного Вьетнама. Зато они как раз не боялись влипнуть в политику — они и так были в ней, в массовой рабочей политике, изначально: партии меняли курс, их лидеры коррумпировались, теряли репутацию, сходили со сцены, музыканты же оставались на плаву, поэтому десятки лет имели стабильную левую и рабочую аудиторию, находились внутри той культуры, были ее органичной частью (а кроме того, национальным достоянием). У нас, конечно, нет сейчас ни рабочей культуры, ни ее выразителей — есть те же Шевчук и Борзыкин как выразители интеллигентской демократической культуры перестройки, — культуры, растворившейся в связи с массовой деполитизацией и исчезновением соответствующего социального слоя к середине 90-х. Борзыкин тогда надолго замолчал, действия же Шевчука, типа поездки в Чечню, стали восприниматься либо как личная причуда, либо как, ясное дело, пиар-стратегия. В последние годы оба рокера пытаются актуализировать ту традицию, поскольку хотя и очень медленно, но формируется интеллигентская протестная среда и, соответственно, запрос на протестную культуру. Музыкант ведь, как и любой мало-мальски востребованный художник, всегда находится в контакте со своей аудиторией, отчасти отзывается на ее, возможно не осознанные еще, запросы, отчасти формулирует их. В эпохи затишья, упадка, реакции он переживает скорее о вечности, природе, любви; в периоды же социального и политического подъема — то следует за быстро радикализирующейся аудиторией, то обгоняет ее. В таком режиме формировалась контркультура, в том числе музыкальная, конца 60-х — начала 70-х. Как ни относись к творчеству Шевчука и Борзыкина, оно как минимум прогрессивно в социокультурном смысле.

Чего не скажешь о творчестве Сергея Шнурова, который тоже, конечно, находится в особом контакте со своей аудиторией. Вопрос, недавно вставший перед ним, касался публичной позиции нескольких рок- и рэп-музыкантов по поводу Химкинского леса. Такие вопросы традиционно некомфортны для деятелей культуры — наших современников. Но Шнуров — хороший медиаигрок и знает: если кто-то поставил ребром некомфортный, но острый для общества и косвенно задевающий тебя вопрос, то надо на него реагировать. Как именно реагировать, не так важно. Если бы не оскомина на Шевчука, Шнуров, возможно, высказался бы как-то иначе. Может быть, он высказался бы, например, против вырубки Химкинского леса. Однако возможности гражданского, а тем более политического высказывания в нашей системе настолько не разработаны, что высказаться в поддержку химкинцев (а, я уверен, Шнуров прекрасно понимает, кто есть кто в этой истории), не уподобившись при этом своему пафосному антигерою, оказалось невозможно. Зато пустовала ниша радикально «падонческого» художественного высказывания на тему. И Шнур не бездарно, на своем языке, сделал то, что мог: создал произведение, консолидировал людей, уверенных, что у каждого свой пиар и свой бизнес, вот у защитников леса и у музыкантов тоже. Непонятно только, хули тут идеализм разводить.

Без этого убеждения поколению, воспитанному в 2000-х, было бы, наверное, не выжить. Успех Шнурова некоторые объясняют тем, что новая офисная прослойка, задавленная строгими кодексами и ограничениями, получила возможность вдоволь поматериться и оттопыриться на его концертах. Мол, когда на работе необходимо без конца строить хорошую мину и лизать задницу, то совершенно так же необходимо потом блеснуть «падонческим» мачо-сленгом в сети и отождествиться с героем Шнура, этим «диким мужчиной». Так оно и есть. В 1999-м «Ленинград» ответил на запрос еще только маячивших впереди нулевых, возвестил новое десятилетие. Если экстремальный цинизм 90-х был мироощущением и идеологией новой властно-криминальной касты, «право имеющей», то в 2000-е, с их унылым карьеризмом и конформизмом, цинизм растворился в мидл-классе, стал для него настоящей психологической необходимостью.

«Провал демократического проекта привел к общественно-гражданскому инфантилизму. Этот инфантилизм провоцирует мужчин на такое социальное поведение, которое воспринимается как "женское" (приспособляемость, хитрость, интриги). Поскольку такое "женское" (гендерно-диаспорное) поведение, с точки зрения фольклора, является "низшим", то психологически мужчины пытаются его компенсировать брутальностью: индивидуальной (от этого речь, как бы помягче сказать, насыщена "агрессивной гомоэротикой") и коллективной (отсюда имперское великодержавие, вождизм)» — так описывает ситуацию правозащитник Евгений Ихлов. Это рассуждение хорошо иллюстрируют интервью Шнура по поводу клипа «Химкинский лес», в которых самым жалким образом смешаны неосведомленность, изворотливость, нелепый апломб...

«Какое будущее можно будет построить с таким количеством прогнувшихся и примирившихся падонкаф — представляю себе с трудом», — писал в 2007 году Дмитрий Быков. Три года спустя это по-прежнему сложно представить. Неясно также, что за цинизм нового типа ожидает нас в новом десятилетии.

Если же говорить конкретно, неплохо было бы организовывать специальные встречи, на которых представители, например, Кампании за освобождение химкинских заложников или Экообороны рассказывали бы не только журналистам, а всем интересующимся (в том числе публичным людям, музыкантам) о своей инициативе, отвечали бы на их вопросы. Каким образом формируются сегодня социальные движения и гражданские кампании? В какой связи они находятся с политическими организациями? Что именно мотивирует активистов? Без фактического, из первых рук знания об этом разрушить подозрительность и отчуждение невозможно.

Надо сказать, формирующийся тип социального активиста по-прежнему малопонятен и чужд даже тем, кто без конца говорит о гражданском обществе, свободе слова и многопартийной демократии. Надежды возлагаются скорее на оппозиционных олигархов, на президента, на прессу. Между тем именно там, где социальные права человека (право на воздух, жилье, образование, медицинскую помощь) начинают противоречить правам власти и капитала, — в этих зонах противостояния, порой скрытых от оппозиционных олигархов, президента, прессы, и формируется общественный активизм, складывается новая демократическая политика и культура социальных движений.

Движениям этим необходимы люди, готовые выходить на их акции, распространять их газеты; эксперты, способные говорить по их проблематике; адвокаты, готовые защищать их активистов в суде; интеллектуалы, художники и музыканты, готовые выступать в поддержку. Готовые делать это изобретательно, творчески, разнообразно. Расширять то пространство, которое сейчас сдавлено, с одной стороны, «падонческим» медиацинизмом, с другой — пустотной махиной конвенциональной «политики». Для этого не обязательно присоединяться к антинашистским или антиантинашистским пактам, клеймить Шнурова за продажность или превозносить его критический гений. Важнее вынуть бобы из ушей и негромко ответить себе самому на простой вопрос: Which side are you on, boy? 1


_____________________
1 На чьей ты стороне, парень? (англ.)

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • gaveston· 2010-09-30 16:21:28
    You cannot be serious Mr. Medvedev! Особенно порадовал пассаж о предметах переживания художника в периоды затишья...
  • tyoma· 2010-09-30 23:26:39
    on my own side, buddy, on my own.
    they are all rotten from head to the toes
    no one can be believed
    no one can be trusted
    no one can be honest

    there's no my country
    here's not my city
    i'm on my own
    and God is against everybody
  • degot· 2010-10-01 11:29:58
    Ну что ж, Кирилл, блестящий диагноз, точность которого доказывается и комментами наших аполитичных читателей - должно быть, они как раз продукт бессильно-ироничных 2000-х. Пишу, чтобы сказать, что не все у нас тут таковы
  • gaveston· 2010-10-01 14:33:26
    Да уж лучше быть ироничным импотентом, чем наивным маньяком, полагающим, что какой-нибудь, скажем, Ламартин, согласно своей политической позиции, должен был не "Озеро" и "Осень", а "Интернационал" писать. Хотя и Ламартин, вероятно, недостаточно левый для товарища Медведева: он-то уж точно триколор не предпочитает. Но на это тему существует классический текст, явно превосходящий выразительностью тескт сегодняшний. Позвольте привести пару цитат...

    "Литература должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, "барскому анархизму" и погоне за наживой, -- социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме"....

    "Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, "колесиком и винтиком" одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса"...

    "Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами - все это должно стать партийно-подотчетным"...

    И т.д.
  • degot· 2010-10-01 16:00:45
    Дружище gaveston, вам недостает понимания конкретности историко-политических ситуаций, да и просто понимания как такового. Не существует универсальных рецептов, чего кому писать, бывают разные моменты в истории. А товарищ Медведев вовсе не призывал музыкантов и поэтов чего-то специально пропагандистское писать. Он призывал их поддержать симпатичные им низовые политические движения (если таковые найдутся) своим авторитетом. А по поводу наивности, обвинения в которой вы так боитесь... по мне, так она милее импотенции (но это вы сказали, не я).
  • gaveston· 2010-10-01 16:40:38
    Согласен, недостаёт. Но тем не менее хватает на то, что бы понять, что "симпатизирование" не есть категория понимания вообще. И на то, что если товарищ Медведев не призывает писать поэтов "что-то СПЕЦИАЛьНО" пропагандистское, то и он не требует понимания "конкретности историко-политических ситуаций". В таком случае даже связка хвороста свидетельствует о лучшем понимании "конкретности историко-политических ситуаций", чем симпатизирующая наинаивнейшая sanctissima simplicitas. "Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях, думал князь Андрей" - и правильно думал.
  • bezumnypiero· 2010-10-01 16:57:44
    особенно понравилась цитата из Ихлова про компенсацию женского в поведении мужчин.
  • kustokusto· 2010-10-01 17:54:43
    А я смотрю сегодня Окна Роста Маяковского - и думаю - вот ведь - великий человек - а не в лом было трафареты резать. И ведь как резал!
  • tridi· 2010-10-02 15:57:03
    Согласен с gaveston и не согласен с degot.
  • tridi· 2010-10-02 16:29:17
    //Потому что проблема, конечно, не в том, что Шевчук высказался за Химкинский лес, и не в том, что Шнуров высказался против Шевчука, а в том, что 99 процентов музыкантов по-прежнему панически боятся влипнуть в политику.//

    Юра Шевчук - наша сила, знанье и оружие!
    Это - выдающийся музыкант и поэт современности! Это - явление, по-сравнению с которым творчество и жизненный путь Высоцкого - меркнут, как звезды при восходе солнца. А о Пушкине - вообще нечего говорить. Тот даже не смог ни одной песни написать. Правда, у него об осени какой-то стишок имеется. Но кто его помнит? Да и не из народа Пушкин был - барин, не демократ. И водочки с ним народ вряд-ли когда вместе выпил бы. Словом, никакого сравнения с Юрой. Слава Шевчуку, защитнику нас всех, сирых, убогих и аполитичных. Он один за нас за всех отдувается, выходя на площади. Но он человек мирный - у него в руках только простая гитара. Вот его оружие. И все его выступления - совершенно бескорыстны. И никто ему не подсказывает - когда и куда выходить и на какую площадь. Святой человек. Сейчас определится - за отставку он Лужкова или против - и снова выйдет на площадь с протестами против несправедливости. Вот такой он человек. Он песню про осень сочинил. Гениальная музыка. А ведь нот почти не знает. А текст песни - с очень глубоким смыслом и подтекстом - не то что у Пушкина. И весь цивилизованный мир поддерживает Шевчука, в своих независимых сми пишет о бесстрашном герое.
  • kustokusto· 2010-10-02 20:29:12
    А это что - мода такая сегодня у продвинутых - аполитичность? Разобраться не можете - или в целях гигиены? Вас наверное удивит - но это обычная - испокон веку - позиция мещан ( или как по-моде - хипстеров?) - отсидеться и позубоскалить. Хипстеры - аполитипстеры.
  • osyaman· 2010-10-02 23:54:08
    если исходить из фукианского: "все есть власть и подчинение", то аполитичности как таковой не существует. и дело даже не в том, что аполитичными себя считают ( а на самом деле их считают) какие то конкретные классы общества (а в России тем более: здесь никто не застрахован от насильной политизации путем нарушения прав, отбора собственности и др.). дело в том, что аполитичность суть тоже позиция, но позиция молчаливого удовлетворения "общественным договором" с системой. между аполитичностью и конформностью по сути здесь нет разницы и даже если аполит считает себя циником могущим обвести вокруг пальца систему - он мыслит ее как единственно возможную и незыблемую и оттого инфантильно бессубъектен.
  • gaveston· 2010-10-03 02:32:32
    Мещан испокон веку не существовало. И даже не в том смысле, что как сословие мещане появились лишь в конце 18 века, а в том, что мещанское сознание как тип очень тесно связанно с определённым понятием политического, которое невозможно обобщить до политического как такового. Впрочем, не следует слишком и разводить социологическое понятие мещанства и характеризующее понятие типа сознания. Определять аполитичного человека как мещанина, как инфантильно бессубъектного можно лишь признав политическое (опять же, в его современном понимании) высшей и единственной реальностью. Однако же статья вовсе не об этом.

    То, что я пытался вынести на обсуждение это отнюдь не гражданская аполитичность, а, в соответствии со смыслом статьи, партийность литературы, с одной стороны и содержательная связь между политической позицией автора и его произведениями, с другой. С точки же зрения формы, некоторая наивность исполнения, как, например, искреняя вера в, если позволите так выразиться, взаимно однозначное отображение политических событий и литературных фактов - "В эпохи затишья, упадка, реакции он переживает скорее о вечности, природе, любви; в периоды же социального и политического подъема — то следует за быстро радикализирующейся аудиторией, то обгоняет ее", или весьма сомнительный пассаж про компенсаторность ставят под вопрос способнось автора внятно осознать истинный смысл своей собственной статьи.
  • critic-observer· 2010-10-04 13:31:12
    Очень хорошая и правильная статья. Спасибо автору. Совершенно очевидно что среди общества имеется разделение на циников-подонков и искренних романтиков, которых первые пытаются вымазать своим дерьмом. Политика здесь хоть и важна, но все же вторична, т.к. в первую очередь люди смотрят на человеческую сущность, а только потом на политические взгляды. Собственно говоря, если кто-либо задумал строить политическое движение именно с этой ("искренне романтической") нравственной позиции и кооперируясь с этой частью интеллигенции именно на этих идеалах, успех у движения был бы гораздо большим, нежели чем у новоявленного либерально-консервативного союза, цели и интересы которого настолько скучны и далеки от даже не самых простых людей, что и говорить про него (союз этот) не интересно... Собственно политика должна отталкиваться от таких вот близких людям понятий и взглядов, а не быть вещью самой по себе...
  • frau-derrida· 2010-10-05 22:45:38
    спасибо
  • tridi· 2010-10-06 23:29:07
    //Потому что проблема, конечно, не в том, что Шевчук высказался за Химкинский лес, и не в том, что Шнуров высказался против Шевчука, а в том, что 99 процентов музыкантов по-прежнему панически боятся влипнуть в политику.//

    В чью политику? Их, политик - много, у всех - свои спонсоры, и все тянут одеяло на себя - при диаметрально противоположных интересах, в том числе, геополитических.

    А чем плоха политика личной свободы и неучастия в политическом интриганстве?
  • dmvilen· 2010-10-07 00:47:22
    спасибо Кирилл - очень точные слова и анализ того что происходило и происходит - спокойный и достойный, не все потеряно

    дв

  • tridi· 2010-10-09 13:36:55
    Навеяло:

    Товарищ Сталин, Вы большой ученый,
    В языкознаньи знаете Вы толк,
    А я простой советский заключенный,
    И мне товарищ — серый брянский волк.
  • kustokusto· 2010-10-10 00:03:30
    Отозвалось:

    Размышляя о причале, по волнам плывет "Аврора",
    чтобы выпалить в начале непрерывного террора.
    Ой ты, участь корабля:
    скажешь "пли!" - ответят "бля!"
  • tridi· 2010-10-10 00:26:07
    Отзвуки - это эхо от обертонов, из которых складываются звуки) - продукт вторичный с искажением смыслов)))
  • tridi· 2010-10-10 16:57:56
    Краткое содержание гениальной статьи: чего-то хочу, но не получается, и не знаю почему)))
  • tridi· 2010-10-10 17:01:23
    Незнание прикупа - не освобождает от ответственности)
Все новости ›