Монополию на лицемерие и свинство у нас принято отдавать власти и ее активным сторонникам.

Оцените материал

Просмотров: 32279

Нашисты – это другие

Олег Кашин · 27/09/2010
ОЛЕГ КАШИН по-своему объясняет песню Шнура про «Химкинский лес» и дает новое определение слову «нашист»

©  Николай Копейкин

Нашисты – это другие
А вот если представить, что музыкант Шнуров записал вдруг песню в поддержку Химкинского леса (или в поддержку бойкота «Лукойла», или в поддержку прямых выборов мэра Москвы, или в поддержку еще чего-нибудь хорошего – ну не знаю, в поддержку телефильма «Подстрочник»), хорошо было бы, наверное. Никто бы не стал вспоминать о пятилетней давности встрече с Сурковым и о еще более давних корпоративах в Куршевеле, никому бы и в голову не пришло изобретать формулировку «мудацкая песня», никто бы не обратил внимания на банальность рифм и нестройность бэк-вокала, никто бы вообще не спорил, а все бы, наоборот, радовались. Тиражировали бы ютьюбовский ролик в ЖЖ и в профилях фейсбука, брали бы у Шнурова интервью про гражданскую позицию, называли бы его протестным музыкантом, сравнивали бы с Боно, Шевчуком, Борзыкиным, Катей Гордон. Еще, наверное, сравнивали бы с Нойзом, но в выгодном для Шнурова контексте, типа – Нойз прогнулся, а Шнуров нет, старый конь не портит борозды и все такое прочее. И сам Шнуров, очевидно, радовался бы всему этому, с удовольствием объяснял бы интервьюерам, что гражданская его позиция есть результат многолетних размышлений, что-нибудь вроде: у меня была группа, я писал песни и давал концерты, а потом я стал блогером, – и в конце концов, может быть, даже подписал бы коллективное воззвание в защиту Николая Сванидзе.

И вот здесь, наверное, стоит уточнить, что ничего этого не может быть, потому что не может быть никогда, потому что музыкант Шнуров по крайней мере не идиот. Еще здесь, очевидно, нужен абзац о заслугах Сергея Шнурова перед русской рок-музыкой и вообще культурой, но в моем исполнении такого рода оценки прозвучат, мне кажется, неубедительно (в конце концов, я же не музыкальный критик), поэтому абзаца о заслугах не будет. Более того, предлагаю для простоты предположить, что никаких заслуг у него нет вообще и ничем он не ценен, просто – вот есть такой человек, который по каким-то причинам (да пусть даже по причине личной неприязни к Шевчуку или Нойзу или под воздействием той давней встречи с Сурковым) записал песню о том, что ему не нравится гражданская и политическая активность других музыкантов.

Строго говоря, на финансируемых Кремлем и друзьями Кремля пропагандистских и контрпропагандистских сайтах типа «Политонлайна» или сайта «Молодой гвардии» такая песня поется без перерыва на протяжении нескольких месяцев. Знаменитая Кристина Потупчик даже обозвала – как раз в связи с химкинской активностью – Юрия Шевчука куском говна, что, несомненно, звучит куда более мудацки (будем для простоты пользоваться терминологией Александра Горбачева), чем шнуровское «я последний певец демократии», но почему-то кажется, что Шнуров сегодня собрал больше проклятий, чем Кристина Потупчик собрала месяц назад. Дело, очевидно, как раз в том, что Кристина Потупчик – это пустое место, а Шнуров – совсем не пустое. И чем больше слов говорится по поводу того, что Шнуров деградировал (вероятно, за одну ночь, стремительно – по крайней мере еще накануне появления «Химкинского» клипа ни один из новых шнуроборцев в критике Шнурова замечен не был), исписался, совершил гнусность, продался и т.п., тем менее убедительно звучат такие слова. Да, в конце концов, добрый десяток абсолютно идентичных (по звучанию, по тексту, по подаче) «Химкинскому лесу» песен в этом году был опубликован на сайте журнала «Большой город», и ни один критик – в том числе и те, кто говорит сегодня о «мудацкой песне», – не сказал ни слова о том, что эти песни недостойны прошлых великих хитов «Ленинграда». И единственная, которая у меня есть, версия по поводу того, почему те песни не вызывали возмущения, а песня про лес вызывает, звучит до обидного просто. Те песни (про «Зомби-мента», про «мир позитивной прухи» и прочее) несли «правильную» политическую нагрузку, а эта песня – несет «неправильную». Собственно, все. Все остальные разговоры о деградировавшем и исписавшемся Шнурове – лицемерие и свинство.

Как-то так сложилось, что монополию на лицемерие и свинство у нас принято отдавать власти и ее активным сторонникам. За последние годы они настолько укрепились в этой монополии, что уместные еще несколько лет назад разговоры о «либеральном спецназе», который куда более тоталитарен, чем любой агитпроповский департамент, – такие разговоры превратились в банальность и дурновкусие. Нашисты и молодогвардейцы, авторы «Политонлайна» и «Взгляда», платные блогеры и прочая гнусь за последние три-пять лет настолько размножились и распространились, что за ними стали почти незаметны никуда, в общем, не девшиеся хамы с либеральных радиостанций, сектанты из демшизовых движений, бодливо-безрогие люстраторы, составляющие списки рукоподаваемых и нерукоподаваемых и прочие «говномеры». Кристина Потупчик настолько омерзительна, что на ее фоне либеральная колумнистка, обзывающая каждого встречного «перхотью», выглядит носительницей всех возможных добродетелей, хотя на самом деле она – носительница ровно той же, что и у нашистки, этики «девушки бандита», и ничего больше. Вообще, слова часто играют с нами злые шутки – говоря о нашистах, мы имеем в виду прежде всего людей из молодежного движения «Наши», но стоит признать, что происходит так только потому, что перед нами однокоренные слова. На самом же деле нашистов (или, по неприжившемуся выражению Андрея Илларионова – своистов) и среди тех, кто «Наших» на дух не переносит, до неприличного много. Нашист или своист – он не по партбилету и не по надписи на футболке нашист. Нашист – это прежде всего тот, для которого Катя Гордон сопоставима с Шевчуком только потому, что стояла с ним на одной трибуне; либеральный нашист никогда не скажет, что Катя Гордон не умеет петь – в самом деле, ведь поет-то она за тех же, за кого поет Шевчук, а для нашиста это гораздо важнее, чем то, хорошо она поет или плохо.

Ужасно жаль, что эти слова, до сих пор казавшиеся мне чем-то само собой разумеющимся, приходится заново произносить вслух, но кто виноват в том, что, сбиваясь в стаю по признаку непринадлежности к другой стае, нормальные, казалось бы, люди сразу же начинают воспроизводить привычки и рефлексы той, «плохой» стаи? «Свобода – это то, что у меня внутри», – пел когда-то Шнуров, но кто виноват в том, что теперь приходится цитировать эту строчку с разжевывающим пояснением насчет того, что эта внутренняя свобода не есть признак партийной принадлежности и что, если на пионерском значке вместо Ленина нарисован академик Сахаров, пионерский значок не перестанет от этого быть пионерским значком? Кто виноват, наконец, в том, что голоса критиков, нападающих на Шнурова после песни о Химкинском лесе, звучат с теми же интонациями, что и голоса искусствоведов в штатском, ищущих признаки 282-й статьи УК то в работах Авдея Тер-Оганьяна, то в идиотском учебнике истории? Сейчас модно рассуждать о том, что наше общество расколото, но как именно оно расколото, никто, кажется, не понимает; все попытки вывести формулу раскола – то по линии «айфон – шансон», то по линии «Путин – Медведев» – проваливаются, в каждой попытке сформулировать видна критическая неточность. Поскольку конкурс формул раскола, очевидно, не закрыт, готов предложить свой вариант – не знаю, какое слово в качестве обозначения тут уместно («талант»? – тоже неточно), но мне представляется бесспорным, что и Шевчук, и Шнуров, и Гребенщиков находятся все-таки по одну сторону линии этого раскола, а уже упомянутые Катя Гордон, Кристина Потупчик, новые обличители Шнурова – по другую. Все значительно проще, чем кажется, и гораздо сложнее, чем хочется.

P. S. С полгода назад как раз на страницах OPENSPACE.RU я призвал журналистское сообщество бойкотировать любую деятельность нашистов, не писать о них ни критически, ни нейтрально, ни по поводу, ни без повода – заключить «антинашистский пакт». Наверное, комично выглядят в этом смысле упоминания о нашистах и в том тексте, который вы сейчас прочитали, но ничего не могу поделать – моя инициатива, к сожалению, с треском провалилась, мне не удалось убедить не писать о нашистах даже ту редакцию, в которой я сам работаю. Как всякий уважающий себя автор провалившейся инициативы предлагаю новую, более мобильную версию антинашистского пакта – давайте каждый, в ком живет внутренний нашист, постарается его в себе как можно надежнее задушить. Случай с клипом Сергея Шнурова показал, что это не менее важно и полезно, чем газетный бойкот всяким негодяям.

Автор - журналист ИД «Коммерсантъ».

Ссылки

КомментарииВсего:25

  • bukowski· 2010-09-27 17:50:08
    мудацкий текст
  • gap-themind· 2010-09-27 18:02:00
    Так-то оно все так, но ведь песня попросту плохая. Но это ладно, музыкант не обязан всегда писать только хорошие. Но ведь под нее начинают с истерически радостными воплями прыгать эти самые нашисты, дескать, о какой Шнур молодец, всю правду сказал. А от этого такое же чувство, как, скажем, если бы увидеть свой старый дом, разрушенный и обосранный бомжами. Ну то есть очень неприятное чувство. Не то чтобы я сильно любил Шевчука или мои симпатии к нему сильно возросли после его политически-лесных мероприятий, но давать этим насекомым повод для радости - это уже достаточный повод невзлюбить Шнура. Хотя я не уверен, что он такое последствие предвидел.
  • muscovite· 2010-09-27 18:24:49
    Что вызывает удивление, так это удивление автора статьи по поводу того, что Шнура вдруг стали ругать ПОСЛЕ "мудацкой песни". Но что же удивительного в том, что человека, написавшего донос, после этого стали называть доносчиком?
    А пассажу про октябрятские значки позавидовал бы академик Фоменко: он обожает всё приравнивать ко всему, т.е. не просто замечать типологическое сходство, а заявлять, что одно и есть другое. И делать из этого самые захватывающие выводы. О Фоменко говорят разное: то ли он подлец, то ли он просто невменяем.
    Имея в виду очевидную вменяемость автора, трудно не заподозрить его в подлости.
Читать все комментарии ›
Все новости ›