«Этот парень он сукин сын, но он наш сукин сын, мы его знаем не первый год. Вы только отстаньте со своим гуманизмом – мы его в бетон закатаем, если чё ваще-та»
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
«ЗАВТРА НАСТУПИЛО НЕОЖИДАННО»
Писатели, художники, эксперты комментируют ситуацию
Игорь Кон, социолог, антрополог, философ, сексолог
Сам случай я не обсуждаю, и судить о нем не могу, так как в причинах должно разобраться следствие. Что же касается гендерных стереотипов, то когда речь заходит об изнасиловании, в связи с тем, что наше общество очень сексистское, мнения обычно разделяются на мужское и женское. Женщины, как правило, сочувствуют жертве, а мужчины подозревают, что жертвой является мужчина.
В речи мужчин доминируют высказывания «сама виновата», «дала повод», «просто так не изнасилуют» – установки кондового, консервативного мужского общества. Это традиция, и чтобы остановить распространение таких мнений, требуются особые разъяснения.
Осуждение свидетеля, обратившегося в милицию, тоже имеет отношение к мужскому стереотипу, хотя и является следствием недоверия к правоохранительным органам (нельзя сказать, что необоснованного). Если бы молодой человек оказался в обществе бандитской публики, где он ничего не мог сделать, другого выхода бы не было. Но судя по ситуации, все было не совсем так.
Как правило, если жертва категорически против, свидетель-мужчина, занимающий четкую позицию, способен отрезвить насильников, т.к. про УК слышали все, а это серьезная статья. Возможно, свидетеля осуждали именно за это «немужское» поведение. Но в то же время подобный стереотип создает круговую поруку. Ведь если свидетель не нашелся, растерялся, то по этим правилам ему стоит молчать и дальше. В противном случае насильникам пришлось бы убить его и жертву, а это другие уровни риска, на которые участники истории едва ли пошли бы.
Наконец, стоит помнить, что тексты, которые пишутся после заведения уголовного дела и посещения милиции, обычно не отличаются высоким уровнем рефлексии: автор либо все отрицает, либо представляет себя героем. Это касается и других обсуждений в интернете, где процветает анонимность и безнаказанность. Поэтому люди занимают куда более асоциальные и крайние позиции, чем они бы заняли лицом к лицу с оппонентом, глядя ему в глаза. Такого рода диффузная агрессия задается сетевыми авторитетами, а кто в интернете авторитет – поди разбери. Надо смотреть конкретные детали следствия и без их знания суждений не выносить.
Сергей Кузнецов, писатель
Я не адвокат, не прокурор и не судья, чтобы обсуждать виновность Трушевского до решения суда. Но все попытки связать этот случай с тем, что его фигурант является известным современным художником, кажутся мне совершенно неуместными – вне зависимости от того, пытаются ли оправдать Трушевского или обвинить современное искусство.
Начать с того, что важной темой современного искусства является наличие рамки, то есть заявления о том, что данный акт является именно актом искусства. Заявление это может быть сделано разными способами: действие может происходить в пространстве выставки или галереи; оно может быть заранее анонсировано; могут быть приглашены специальные зрители и т.д. В этом смысле очевидно, что обсуждаемые действия никакого отношения к современному искусству не имеют: они происходили в частном пространстве и никаким образом не были анонсированы в качестве художественного акта.
Впрочем, с юридический (и этической) точки зрения это не важно: современный художник отвечает за свои действия по тем же законам – юридическим, этическим или кармическим – что и обычный человек. Так, Александр Бренер после известной акции с картиной Малевича отправился в тюрьму. Это кажется мне честным: в конце концов, «героическая» позиция художника, унаследованная от эпохи модернизма, предполагает готовность отвечать за свои действия.
Честно говоря, я не считаю себя специалистом в современном искусстве. Но меня всегда интересовали способы работы с насилием, будь то архаичные практики, де Сад или современные авторы. И я убежден, что работа с насилием должна проводиться на символическом уровне – будь то литература, искусство или игровые BDSM практики. Всякий человек, совершающий реальное, физическое насилие, должен быть готов стать его объектом – и это еще одна причина, по которой уклонение от ответственности за совершенное представляется мне трусливым, подлым и омерзительным.
И последнее. Я очень люблю одно место в мемуарах Стивена Кинга, где он рассказывает о своих проблемах с алкоголем и наркотиками. «Я бы, конечно, мог сказать, – пишет Кинг, – что я, как писатель, таким образом работал со своими внутренними демонами. Но я знал одного сантехника, который тоже говорил, что у него – демоны».
Мне кажется, это очень верная мысль. Писатель, художник, сантехник – какая разница? У каждого из нас есть демоны, и если мы не можем с ними справиться, то в поисках оправдания не следует апеллировать к своей профессии. Если не справился, никакого оправдания быть не может.
Маша Краснова-Шабаева, художник, иллюстратор
Будучи художником, я довольно часто сталкивалась с неприкрытым презрением или даже какой-то непонятной ненавистью ко мне по причине моего неудачного для искусства пола. Все началось со студенческой скамьи. Например, в училище искусств, где я училась на отделении живописи, многие преподаватели и старшие товарищи неоднократно давали нам, «девочкам», понять, что единственный возможный для нас выбор – выйти замуж и жить спокойно. А вот за «мальчикам», напротив, будущее, только они способны на создание выдающихся полотен. Были и те, кто с сожалением вздыхал: «Ну вот, сейчас мы в тебя силы вкладываем, а ты потом найдешь мужа, родишь и все забросишь». Не могу здесь не процитировать недавно вычитанную фразу художницы Анны Броше: «Если она накрасила уже глаза или губы, то зачем ей что-то еще красить?» В таком плане, что она уже не имеет права.
Всегда было ощущение, что твоя судьба уже всем понятна и полностью предрешена. Даже если ты талантлива, ты все равно находишься в четко ограниченных рамках своего слабого тела и пола и никогда не сможешь из них вырваться. На мой взгляд, когда тебе внушают такое в довольно нежном возрасте, очень сложно не поддаться всем этим стереотипам.
Мне кажется, что в первую очередь нам нужно попытаться осознать, насколько глубоко в нас самих засел патриархат. Ведь не секрет, что мы зачастую предпочитаем жить именно в этом навязанном маскулинном мире, игнорируя свою собственную сущность и потакая снисходительному отношению со стороны коллег-художников. Хотелось бы заметить, что нет зрелища более печального, чем женщина, поддакивающая женоненавистникам. Я не имею права никого осуждать, да и не хочу. Ведь за всеми этими навязанными с детства клише очень сложно увидеть, что на самом деле у тебя есть выбор и есть права, которые никто кроме тебя самой не защитит.
Кирилл Медведев, поэт, издатель, активист социалистического движения «Вперед!»
Трушевского вроде бы формально некорректно сейчас называть виновным, но, с другой стороны, «ждать решения суда», как многие предлагают – это легитимистский уход от ответственности, ведь всем понятно, что решение суда в принципе, а тем более в нашей стране, может быть каким угодно. Такой же уход от ответственности очевиден и в требованиях «посадить, пусть там оттрахают!», «… должен сидеть в тюрьме!» и т.п. – это ни что иное, как желание вытеснить паршивую овцу (голос больной корпоративной совести) и спокойно существовать дальше. Ведь каждый член арт-сообщества очень хочет верить, что его моральные ценности никак не связаны с ценностями Т., что лично его ценности – итог долгого и сложного внутреннего развития, а вовсе не стереотипы среды, приспособленные к конкретным условиям материального производства, извлечения материальной и символической прибыли. К производству картин и инсталляций, к условиям галеристов, арт-дельцов, галерей и салонов. К способности (выработанной годами смертельной внутрицеховой конкуренции и прагматических ситуационных альянсов) закрывать глаза на обман, насилие и эксплуатацию, прятаться за позицией частного лица или за тусовочной идентификацией «своего круга».
На понимание именно в этом кругу рассчитывает подозреваемый Трушевский, когда пишет: «этот "хипстер" [предположительно второй насильник] выглядит просто как бог, у него бы отсасала любая прямо в солянке». И на понимание в том же самом кругу рассчитывает известный галерист Палажченко, когда пишет: «попал в ментуру за секс с пьяной в хлам телкой которая сама приехала к нему (парень то симпатичный, многие девчонки с ним хотят встречаться)».
И они находят это понимание. В одобрительном подхрюкивании («Моралисты сами по себе – это уже очень смешно»), либо просто в солидарном молчании в ЖЖ. (Возможно, оно и не солидарное, но понять это невозможно). На таком фоне весьма артикулированной и по-своему зрелой является стопроцентно реакционная корпоративная позиция: «сукин сын, но наш сукин сын». Точно так же защищают «своих» в милиции (вспомним, как высшие чины ГУВД защищали майора Евсюкова), поскольку эта псевдосолидарность позволяет поддерживать жесточайшую иерархию и репрессивность внутри (цехового, мафиозного, этнического, какого угодно) сообщества. Важно не путать корпоративную платформу, например, с профсоюзной солидарностью – когда работники объединяются по горизонтальному принципу, чтобы добиваться своих трудовых прав и защищать друг друга от произвола руководства...
Нельзя сводить проблему только к нравам арт-сообщества, ни тем более к современному искусству как таковому (хотя кризис представлений о том, что такое вообще художник, налицо – мы видим, как романтические, в духе 19 века представления о художнике как нарушителе мещанского status quo смешиваются с плохо переваренными идеями о его критической, трансгрессивной функции в гражданском обществе и все это вместе накладывается на совсем уже патологический российский волчьекапиталистический фон, в котором вообще не существует никакого «общества», а существуют лишь конкурирующие друг с другом индивиды).
Речь о том, что не мачистская конкуренция, а защита друг друга от насилия и унижения является нормальным условием общественной жизни. Нужны общие выступления и практические усилия людей из художественного, феминистского, правозащитного сообществ, из активистских групп, чтобы эта история перестала быть просто поводом для нездорового оживления в интернете, а помогла найти культурные, гражданские, политические формы защиты от патриархальных, мачистских, элитистских практик и восприятий.
Николай Селиванов, художник, руководитель творческой образовательной «Мастерской художественного проектирования»
Что сказать? Цинизм в художественной среде стал нормой с начала 90-х. Атмосфера совковых выставкомов 70–80-х, унижающая и подлая, проросла в следующее десятилетие. Нашлись энергичные предприимчивые новые русские топ-менеджеры (правда, как оказалось, не умеющие проектировать процесс) и «эффективно» блокировали развитие местного художественного сообщества. А их профессиональная немочь компенсировалась циничным ерничаньем, выдаваемым за интеллектуальный посыл. Все это быстренько сформировало атмосферу нетерпимости «своих» к «чужим», «наших» к «не нашим». Мой приятель из научной среды, который стал свидетелем взаимоотношений между художниками во время медиа форума в РГГУ (кажется, 1999 год), был шокирован – «у вас все ненавидят друг друга, конкуренция – это естественно, но это не конкуренция!»
По поводу отвратительной истории… Здесь, на мой взгляд, все жертвы. Девочка, оказавшаяся жертвой обстоятельств, приезжий парень, думающий, что он великий художник и поэтому имеет право на насилие, сочувствующие ему приятели, не различающие границы между человеческим и людоедским. И здесь диагноз Нади Плунгян точен – такие когнитивные искажения в восприятии реальности могут быть порождены только социальной средой. Это больная среда. Но я не уверен, что ее можно вылечить.
Тем не менее, меня удивил массовый резонанс этой истории. Для меня это означает, что «завтра» наступило очень неожиданно!
Писатели, художники, эксперты комментируют ситуацию
Игорь Кон, социолог, антрополог, философ, сексолог
Сам случай я не обсуждаю, и судить о нем не могу, так как в причинах должно разобраться следствие. Что же касается гендерных стереотипов, то когда речь заходит об изнасиловании, в связи с тем, что наше общество очень сексистское, мнения обычно разделяются на мужское и женское. Женщины, как правило, сочувствуют жертве, а мужчины подозревают, что жертвой является мужчина.
Читать!
Осуждение свидетеля, обратившегося в милицию, тоже имеет отношение к мужскому стереотипу, хотя и является следствием недоверия к правоохранительным органам (нельзя сказать, что необоснованного). Если бы молодой человек оказался в обществе бандитской публики, где он ничего не мог сделать, другого выхода бы не было. Но судя по ситуации, все было не совсем так.
Как правило, если жертва категорически против, свидетель-мужчина, занимающий четкую позицию, способен отрезвить насильников, т.к. про УК слышали все, а это серьезная статья. Возможно, свидетеля осуждали именно за это «немужское» поведение. Но в то же время подобный стереотип создает круговую поруку. Ведь если свидетель не нашелся, растерялся, то по этим правилам ему стоит молчать и дальше. В противном случае насильникам пришлось бы убить его и жертву, а это другие уровни риска, на которые участники истории едва ли пошли бы.
Наконец, стоит помнить, что тексты, которые пишутся после заведения уголовного дела и посещения милиции, обычно не отличаются высоким уровнем рефлексии: автор либо все отрицает, либо представляет себя героем. Это касается и других обсуждений в интернете, где процветает анонимность и безнаказанность. Поэтому люди занимают куда более асоциальные и крайние позиции, чем они бы заняли лицом к лицу с оппонентом, глядя ему в глаза. Такого рода диффузная агрессия задается сетевыми авторитетами, а кто в интернете авторитет – поди разбери. Надо смотреть конкретные детали следствия и без их знания суждений не выносить.
Сергей Кузнецов, писатель
Я не адвокат, не прокурор и не судья, чтобы обсуждать виновность Трушевского до решения суда. Но все попытки связать этот случай с тем, что его фигурант является известным современным художником, кажутся мне совершенно неуместными – вне зависимости от того, пытаются ли оправдать Трушевского или обвинить современное искусство.
Начать с того, что важной темой современного искусства является наличие рамки, то есть заявления о том, что данный акт является именно актом искусства. Заявление это может быть сделано разными способами: действие может происходить в пространстве выставки или галереи; оно может быть заранее анонсировано; могут быть приглашены специальные зрители и т.д. В этом смысле очевидно, что обсуждаемые действия никакого отношения к современному искусству не имеют: они происходили в частном пространстве и никаким образом не были анонсированы в качестве художественного акта.
Впрочем, с юридический (и этической) точки зрения это не важно: современный художник отвечает за свои действия по тем же законам – юридическим, этическим или кармическим – что и обычный человек. Так, Александр Бренер после известной акции с картиной Малевича отправился в тюрьму. Это кажется мне честным: в конце концов, «героическая» позиция художника, унаследованная от эпохи модернизма, предполагает готовность отвечать за свои действия.
Честно говоря, я не считаю себя специалистом в современном искусстве. Но меня всегда интересовали способы работы с насилием, будь то архаичные практики, де Сад или современные авторы. И я убежден, что работа с насилием должна проводиться на символическом уровне – будь то литература, искусство или игровые BDSM практики. Всякий человек, совершающий реальное, физическое насилие, должен быть готов стать его объектом – и это еще одна причина, по которой уклонение от ответственности за совершенное представляется мне трусливым, подлым и омерзительным.
И последнее. Я очень люблю одно место в мемуарах Стивена Кинга, где он рассказывает о своих проблемах с алкоголем и наркотиками. «Я бы, конечно, мог сказать, – пишет Кинг, – что я, как писатель, таким образом работал со своими внутренними демонами. Но я знал одного сантехника, который тоже говорил, что у него – демоны».
Мне кажется, это очень верная мысль. Писатель, художник, сантехник – какая разница? У каждого из нас есть демоны, и если мы не можем с ними справиться, то в поисках оправдания не следует апеллировать к своей профессии. Если не справился, никакого оправдания быть не может.
Маша Краснова-Шабаева, художник, иллюстратор
Будучи художником, я довольно часто сталкивалась с неприкрытым презрением или даже какой-то непонятной ненавистью ко мне по причине моего неудачного для искусства пола. Все началось со студенческой скамьи. Например, в училище искусств, где я училась на отделении живописи, многие преподаватели и старшие товарищи неоднократно давали нам, «девочкам», понять, что единственный возможный для нас выбор – выйти замуж и жить спокойно. А вот за «мальчикам», напротив, будущее, только они способны на создание выдающихся полотен. Были и те, кто с сожалением вздыхал: «Ну вот, сейчас мы в тебя силы вкладываем, а ты потом найдешь мужа, родишь и все забросишь». Не могу здесь не процитировать недавно вычитанную фразу художницы Анны Броше: «Если она накрасила уже глаза или губы, то зачем ей что-то еще красить?» В таком плане, что она уже не имеет права.
Всегда было ощущение, что твоя судьба уже всем понятна и полностью предрешена. Даже если ты талантлива, ты все равно находишься в четко ограниченных рамках своего слабого тела и пола и никогда не сможешь из них вырваться. На мой взгляд, когда тебе внушают такое в довольно нежном возрасте, очень сложно не поддаться всем этим стереотипам.
Мне кажется, что в первую очередь нам нужно попытаться осознать, насколько глубоко в нас самих засел патриархат. Ведь не секрет, что мы зачастую предпочитаем жить именно в этом навязанном маскулинном мире, игнорируя свою собственную сущность и потакая снисходительному отношению со стороны коллег-художников. Хотелось бы заметить, что нет зрелища более печального, чем женщина, поддакивающая женоненавистникам. Я не имею права никого осуждать, да и не хочу. Ведь за всеми этими навязанными с детства клише очень сложно увидеть, что на самом деле у тебя есть выбор и есть права, которые никто кроме тебя самой не защитит.
Кирилл Медведев, поэт, издатель, активист социалистического движения «Вперед!»
Трушевского вроде бы формально некорректно сейчас называть виновным, но, с другой стороны, «ждать решения суда», как многие предлагают – это легитимистский уход от ответственности, ведь всем понятно, что решение суда в принципе, а тем более в нашей стране, может быть каким угодно. Такой же уход от ответственности очевиден и в требованиях «посадить, пусть там оттрахают!», «… должен сидеть в тюрьме!» и т.п. – это ни что иное, как желание вытеснить паршивую овцу (голос больной корпоративной совести) и спокойно существовать дальше. Ведь каждый член арт-сообщества очень хочет верить, что его моральные ценности никак не связаны с ценностями Т., что лично его ценности – итог долгого и сложного внутреннего развития, а вовсе не стереотипы среды, приспособленные к конкретным условиям материального производства, извлечения материальной и символической прибыли. К производству картин и инсталляций, к условиям галеристов, арт-дельцов, галерей и салонов. К способности (выработанной годами смертельной внутрицеховой конкуренции и прагматических ситуационных альянсов) закрывать глаза на обман, насилие и эксплуатацию, прятаться за позицией частного лица или за тусовочной идентификацией «своего круга».
На понимание именно в этом кругу рассчитывает подозреваемый Трушевский, когда пишет: «этот "хипстер" [предположительно второй насильник] выглядит просто как бог, у него бы отсасала любая прямо в солянке». И на понимание в том же самом кругу рассчитывает известный галерист Палажченко, когда пишет: «попал в ментуру за секс с пьяной в хлам телкой которая сама приехала к нему (парень то симпатичный, многие девчонки с ним хотят встречаться)».
И они находят это понимание. В одобрительном подхрюкивании («Моралисты сами по себе – это уже очень смешно»), либо просто в солидарном молчании в ЖЖ. (Возможно, оно и не солидарное, но понять это невозможно). На таком фоне весьма артикулированной и по-своему зрелой является стопроцентно реакционная корпоративная позиция: «сукин сын, но наш сукин сын». Точно так же защищают «своих» в милиции (вспомним, как высшие чины ГУВД защищали майора Евсюкова), поскольку эта псевдосолидарность позволяет поддерживать жесточайшую иерархию и репрессивность внутри (цехового, мафиозного, этнического, какого угодно) сообщества. Важно не путать корпоративную платформу, например, с профсоюзной солидарностью – когда работники объединяются по горизонтальному принципу, чтобы добиваться своих трудовых прав и защищать друг друга от произвола руководства...
Нельзя сводить проблему только к нравам арт-сообщества, ни тем более к современному искусству как таковому (хотя кризис представлений о том, что такое вообще художник, налицо – мы видим, как романтические, в духе 19 века представления о художнике как нарушителе мещанского status quo смешиваются с плохо переваренными идеями о его критической, трансгрессивной функции в гражданском обществе и все это вместе накладывается на совсем уже патологический российский волчьекапиталистический фон, в котором вообще не существует никакого «общества», а существуют лишь конкурирующие друг с другом индивиды).
Речь о том, что не мачистская конкуренция, а защита друг друга от насилия и унижения является нормальным условием общественной жизни. Нужны общие выступления и практические усилия людей из художественного, феминистского, правозащитного сообществ, из активистских групп, чтобы эта история перестала быть просто поводом для нездорового оживления в интернете, а помогла найти культурные, гражданские, политические формы защиты от патриархальных, мачистских, элитистских практик и восприятий.
Николай Селиванов, художник, руководитель творческой образовательной «Мастерской художественного проектирования»
Что сказать? Цинизм в художественной среде стал нормой с начала 90-х. Атмосфера совковых выставкомов 70–80-х, унижающая и подлая, проросла в следующее десятилетие. Нашлись энергичные предприимчивые новые русские топ-менеджеры (правда, как оказалось, не умеющие проектировать процесс) и «эффективно» блокировали развитие местного художественного сообщества. А их профессиональная немочь компенсировалась циничным ерничаньем, выдаваемым за интеллектуальный посыл. Все это быстренько сформировало атмосферу нетерпимости «своих» к «чужим», «наших» к «не нашим». Мой приятель из научной среды, который стал свидетелем взаимоотношений между художниками во время медиа форума в РГГУ (кажется, 1999 год), был шокирован – «у вас все ненавидят друг друга, конкуренция – это естественно, но это не конкуренция!»
Читать!
Тем не менее, меня удивил массовый резонанс этой истории. Для меня это означает, что «завтра» наступило очень неожиданно!
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
КомментарииВсего:53
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452059
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343540
- 3. Норильск. Май 1269346
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897858
- 5. Закоротило 822381
- 6. Не может прожить без ирисок 783763
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760644
- 8. Коблы и малолетки 741626
- 9. Затворник. Но пятипалый 472615
- 10. ЖП и крепостное право 408152
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403891
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371173
It's very scary - to think that Terry as a predator could just leave unpunished, and that Ilya can follow that very same path of unfairness.
http://en.wikipedia.org/wiki/Terry_Richardson#Sexual_abuse_allegations