В пылу сражения кто станет разбираться, с какой стороны стреляли?

Оцените материал

Просмотров: 19840

Дедовщина: откуда и куда

Родрик Брейтуэйт · 16/03/2010
Письма солдата Толи, опубликованные на OPENSPACE.RU, были переведены на английский и вызвали реакцию бывшего посла Великобритании в России РОДРИКА БРЕЙТУЭЙТА, который разбирается в генезисе дедовщины и надеется на военную реформу

©  РИА Фото

Дедовщина: откуда и куда
Хотя буллинг — давление на новобранцев и насилие над ними — обычное явление в любой армии, та извращенная форма, которую оно приобрело в Российской армии (см. «Толины письма»), имеет свою историю и свои специфические причины. Военная реформа должна вырвать с корнем то, что носит имя «дедовщина».

Любая армия — институт организованного насилия, который должен убивать людей и разрушать вещи во имя национальных интересов. Насилие тяжело держать под контролем, всякая армия сталкивается с военными преступлениями, с жестокостью по отношению к врагу или гражданскому населению. Если не ограничить эти явления, они приведут к развалу дисциплины и потере боеспособности. Именно затем создаются военные суды и полиция. Действуя с большей или меньшей суровостью, они должны сохранить порядок в армии. В Афганистане советское командование применяло серьезные наказания за мародерство, изнасилования или жестокость к населению. К концу войны более двух с половиной тысяч советских солдат оказались в тюрьме, более двухсот из них — по обвинению в убийстве.

При этом представление командиров о «чести мундира» часто вынуждает их покрывать своих подчиненных: они препятствуют огласке преступлений, они саботируют следствие. Так случилось, например, после резни во вьетнамской деревне Милаи, устроенной американскими солдатами. При этом общественное мнение может оказаться и на стороне преступников: в США прошла бурная кампания протеста против вынесенного лейтенанту Келли приговора. Келли — единственный офицер, представший перед судом за резню в Милаи. (В России сходную реакцию вызвало «дело Ульмана» — редкий случай, когда военные были осуждены за убийство мирных жителей в Чечне. — OS.) Кстати, и советское, и афганское правительство объявили амнистию заключенным, попавшим в тюрьму во время войны.

В любой армии насилие может стать способом укрепления дисциплины. Это было общепринятой практикой в царской армии, в вооруженных силах Великобритании и США. Ужасные масштабы это явление приобрело в Красной Армии после Второй мировой войны. На словах власти осуждают физическое воздействие, на деле же подобный метод стал обычен, им не брезговал почти никто, начиная с маршала Жукова. Избавиться от такой застарелой привычки непросто.

Везде есть ритуалы и испытания для новичков, со временем они могут превратиться в унижения и надругательства. Порой это приводит к скандалам даже в самых совершенно устроенных армиях. Но все сходятся на том, что дедовщина, система ритуализованного насилия, сложившаяся в Советской армии к концу шестидесятых, — отклонение даже от такой прискорбной нормы. Как сложилась такая система?

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›