ЕВГЕНИЯ ПИЩИКОВА об идеологии новогодней елки за океаном и в родных пенатах
«Бьют часы двенадцать раз, старый год уйдет сейчас. Твердым шагом наш народ вновь вступает в Новый год». Это прекрасное (хотя, увы, анонимное) четверостишие радует меня всякий раз, при каждом новом прочтении. Напечатано оно на старом, аккуратно сохраняемом елочном билете в Кремль. Во многих семьях хранятся эти милые бумажные ворохи: «Постойте-постойте, а это какого же года? Семьдесят второго?» — и, разумеется, ожидаемая радость симпатичного воспоминания. Прелестно. Твердым шагом наш народ вновь вступает в Новый год. Сколько лет прошло, а звучит актуально.Читать!
Именно о страшной нужде в утешительной сказке думала я всю прошедшую неделю. Пришло время покупать елочные билеты и вести ребенка на елку. Может быть, в Кремль, может быть, в Колонный зал. А может быть, в Гостиный двор. В каждом из перечисленных мест будет разыграно детское представление; хорошие герои будут искать ускользающую радость, плохие — красть эту самую радость, этот наш Новый год. То есть Новый год в любом случае представляется ценностью, которую имеет смысл желать и оберегать. Привычная, но, однако, символичнейшая белиберда. Что там у нас в приглашениях? Кто герой, кто антигерой? Так, Сквозняк и Простуда, Злая Манная Каша. Это вы зря, господа сценаристы. Манная каша, может статься, в самом скором времени стремительно вернется в список абсолютного Добра. Космические пираты, а в качестве положительных героев — оголец-отличник и профессор Христофорович. М-м-м. Давненько чудак-интеллигент с космополитическим отчеством не был в числе прославляемых. Ну, предположим. А вот елка в Гостином дворе предлагает что-то уж совсем феерическое. Есть, конечно, и гениальные прозрения: «…у зрителя будет возможность сфотографироваться в мыльном пузыре» (куда как актуальное предложение, у каждого из нас сейчас есть возможность запечатлеть в памяти наши лелеемые годами мыльные пузыри). А вот сценарий праздничного спектакля как-то, я бы сказала, слишком откровенен: «Главными героями шоу будут полюбившиеся детям и взрослым веселые Смешарики. В этом году они дарят молодым зрителям и их родителям интерактивное представление “Волшебные часы”». В канун каждого Нового года Волшебные часы открывают Смешарикам имя того, кому выпала честь стать символом наступающего года. Но как быть, если символ 2009 года проживает в… Энской губернии, а про имя его известно только, что начинается оно на «Му...»? Ох, действительно, как же нам быть? Беда-беда. Справятся ли Смешарики с голой правдой?
Нет утешительной сказки, нет истории. Причем сказка ведь нужна общепонятная, повторяющаяся. Даже, я бы сказала, государственная. Вот, глядите, зажглись огни главной елки Америки возле Rockefeller Center. У нее есть и сказка, и история. Первую елку — маленькую, бедную, с тремя пряниками и одним тряпичным ангелом — поставили и нарядили рабочие, строившие торговый центр. То был 1931 год, времена Великой депрессии. Рабочие, итальянские эмигранты, узнали, что хозяева не смогут расплатиться с ними до Рождества и им нечего будет принести домой своим семьям. Раз так, решили они, то и домой нечего идти. Собрались вокруг елочки. А мимо проезжал Рокфеллер. Зрелище это тронуло сердце старого богатого человека, и рабочие тотчас получили зарплату — прямо возле черствых пряников. Это хорошая протестантская сказка. Методистское чудо — сладчайшая трогательная история, где главная интрига всегда личная работа и интимное преображение. Но есть и история, которая так же не забывается и лелеется. Несколько лет назад на церемонию зажжения уже всемирно знаменитой ели были приглашены потомки тех самых рабочих, которые нарядили на строительной площадке бедное деревце. Селия Каррано рассказывала о своем отце, Себастьяне Маскарелло: именно он предложил своим товарищам скинуться и купить елку. Для чего? Чтобы не упустить дух Рождества. Ну не было там никакого Рокфеллера, зато все остальное правда. И бедность, и смирение, и работа во время праздника, и три пряника.
Прекрасная, близкая к гениальной идея Главной елки. И ведь умные люди длят эту важную сказочность, продолжают ее. Придумывают новые сентиментальнейшие сказки. Куда уходят, к примеру, отсверкавшие елки? Они уходят в историю, делать добрые дела.
Прошлогоднюю ель распилили, превратили в доски, а доски передали «некоммерческой экуменической организации Habitat for Humanity, строящей недорогое жилье для малообеспеченных людей». Эта добрая организация переправила волшебный стройматериал в Миссисипи, где при участии Carter Project (принадлежит семье экс-президента Картера) был построен голубой дом. Для кого же, Господи? Для Трейси Дэвидсон (39 лет, помощница учителя) и ее четырех дочерей (10-летней Ашунти, 8-летней Нилы, 7-летней Майсы и 4-летней Карли), которые потеряли свой дом вследствие урагана «Катрина». Ну разве не хорошо, разве не утешительно? Будет еще один кризис, придет еще одна беда (да пусть даже ураган налетит!), а мы выдержим, выстоим. Нарядим елку, помнящую и плохие, и хорошие дни, споем возле нее рождественский псалом, построим из елки голубой домик.
А у нас какая тайна главной елки? Наряжена в цвета триколора, на верхушке горит рубиновая Вифлеемская звезда. То есть звезда старая, и лет пятнадцать, как ей не пользовались (пользовались, по словам ответственного за убранство елки кремлевского сотрудника г-на Никитина, «ельцинским куполом-маковкой»). А ныне опять водрузили, но теперь считается, что звезда — Вифлеемская. А сказка-то какая?
Сказка без особой морали, разрешительного толка. Но, безусловно, государственная. После двух десятилетий успешной борьбы с елкой «как с символом буржуазности» 28 декабря 1935 года «Правда» опубликовала обращение Павла Постышева, секретаря ЦК КП(б) Украины. Письмо-обращение (разумеется, согласованное и одобренное) называлось: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» В нем были прекрасные слова:
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».
Страна вздрогнула. Первого января 1936 года газеты доложили о скором исполнении настойчивого разрешения:
«31 декабря вечером и в самом деле было хорошо в парке. Сверкающая елка красовалась на детском катке. Ребята были увлечены разгадыванием «главного секрета елки»: что такое «четыре П».
— Я угадал сразу, — сказал нам один из пионеров, стоявших у ворот парка, — «четыре П» — это Письмо Павла Петровича Постышева. Письмо о елке...».
Постышева в газетах называли «Другом детей» или «Человеком, подарившим детям елку» (в 1938-м, разумеется, называть перестали, потому как в феврале этого года Постышев был арестован). Тотчас, кстати, в печати появились «антиёлочные» письма активных доброхотов, своеобразные «письма Нины Андреевой».
Очень хочется привести хотя бы строчечку из обращения «собкора Иванова». Уж больно хороший стилист собкор Иванов:
«Постышевской затее восстановить елку нужно раз навсегда положить конец. Миллионы молодых жизней елок, обгорелые трупы школьников, пожары и т.п. не должны приноситься в жертву буржуазной затее».
Ничего у глупого Иванова не вышло — с 1936 года главная и все прочие елки страны стояли неколебимо. А зачем потребовалась постышевская инициатива? Затем же, зачем в том же 1935 году все кустарные артели, производящие подстаканники, приказом Комиссариата Путей Сообщения были централизованы и взяты под контроль. И артели, производящие спички, кстати, тоже. Крепла ВСП, великая советская пропаганда. Спичечный коробок и железнодорожный подстаканник были идеальными рекламными носителями своего времени. Новогодний праздник тоже своего рода идеальный носитель для внятной государственной идеи. Кончается один период времени, начинается новый — подведение итогов, «забеленное» надеждой. Все растроганы, взволнованы. Сердца замирают… самое время камлать. Ведь согласитесь, господствующая государственная позиция должна быть четко сформулирована не для офицеров, а для женщин и детей. Идею мало, знаете ли, вычленить из хаоса, ее нужно рассеять по изрядному количеству «низких» событий культуры. Механизм идейного господства довольно сложен: следует дождаться появления и дамских романов с нужной интонацией, и детской литературы, и праздничных сценариев (хоть для кремлевской елки, хоть для утренника в сельском детском саду), в которых четкие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо (для общества, для страны), должны являться самым естественным образом. Как тень уже давно продуманной мысли, как движение души, выродившееся в безусловный рефлекс.
И потянулись десятилетия славных новогодних сценариев.
Знаете, каков был злодей в сказочном кремлевском представлении от 1976 года? Американский шпион Пентаго. А в 1980-м? Международный детектив Анти Спортсмен. В 2000-м уже ничего внятного — коммерсант Маньяччо Мусорини, решивший замусорить всю экологию планеты. И нынче невнятица. Смелее нужно быть сказочникам-то. Неплохо бы очертить образ злодея — грузинского, например, шпиона, Сосо Киндзмараули. Или вот что придумать — к хорошим детям приходит Ойле-ЛУКОЙЛе, а к плохим страшное чудовище ЮККОС. А то космические пираты в Кремле на елке. Ну и какой с них толк в блокнот пропагандисту? Между прочим, авторы, по-настоящему чуткие к веяниям времени, уже давно космических пиратов признали злом не абсолютным (не враги), а злом внутренним, нравственным, каковое следует разоблачать только в рамках борьбы с новым космополитизмом. В азбуке «Славутич» я нашла следующие строки: «Мы в космических пиратов целый день в саду играли, лазерными Х-лучами в инопланетян стреляли. И сказала тетя Галя: “Вот увидел б вас Гагарин!”»
***
Читать!
Традиционная-то какова? Ну хотя бы американская-елочная? Все плохо. Все очень плохо. Но можно проявить ряд качеств, как то: смирение, трудолюбие, кротость. И в конце все будет хорошо. Не то излюбленный нами вариант сказочности. Русская государственная сказка, она ведь какая? Она с другим сюжетом: «Все хорошо. А будет еще гораздо лучше. Только не рыпайтесь — и все будет просто прекрасно. Проявите смирение и кротость. Ну, если вам не смешно, можете попробовать проявить трудолюбие. Вот глядите — кое-кому уже совсем хорошо. Подождите, и до вас благодать доползет…» А в конце — все будет очень плохо.
Последние материалы рубрики:
Народ сбрасывает копилку, 25.11.2008
Первые увольнения и туманные надежды, 23.10.2008
Тревожненько, 25.09.2008
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451753
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268625
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782285
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758996
- 8. Коблы и малолетки 740919
- 9. Затворник. Но пятипалый 471332
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403125
- 11. ЖП и крепостное право 387874
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370511