ЕВГЕНИЯ ПИЩИКОВА хочет найти различия между московскими великосветскими дамами и Мариваннами из Бирюлева. Хочет, но не может
Имена:
Айдан Салахова · Алена Долецкая · Ольга Слуцкер · Полина Киценко · Светлана Бондарчук
© Варвара Аляй
Пять элегантнейших женщин —
Алена Долецкая,
Айдан Салахова, Полина Киценко, Ольга Слуцкер и
Светлана Бондарчук — сидели на крыше кафе «Турандот» и говорили об отражениях. Собственно говоря, тема разговора сформулирована была заранее и (первоначально) виделась несколько иной – собрались дамы по приглашению журнала
Vogue и предполагалось, что в ходе легкой, блестящей болтовни они разрешат следующий вопрос: «Почему в Москве не знают меру в моде».
Однако блестящая беседа оказалась нелегкой и даже неприятно искренней – дамы вдруг заговорили о тиражировании. Почему там много девиц ходят на тусовки – нет, пытаются пробиться в мир тусовки? «Ах, мы и не знаем, – говорили прекрасные собеседницы, – что у них в голове. Зачем им это надо? У них, верно, времени больше, чем у нас... С другой стороны, нужен фон, люди фона, эта светская возня полезна...» Дальше – больше. Г-жа Бондарчук предложила ввести квоты на продажи сумок
Birkin, потому что они уже у всех; правда же, тираж понижает цену? Ведь тиражирование удешевляет оригинал? О, а если говорить о тиражировании образа великосветской львицы – обилие подражательниц влияет ли на ценность подлинного величия? Что, если влияет самым неприятным образом? Заговорили о сплетнях – а что делать с этими отражениями наших милых лиц?
Тут Ольга Слуцкер позволила себе неловкую фразу, которую привести дословно я не имею никакой возможности, ибо высказывание это было удалено из видеозаписи беседы – согласно слухам, по личной просьбе самой же Слуцкер. Речь зашла о портале «Сплетник.ru» — это такой забавный ресурс «про звезд», с мощным форумом, который, собственно, и представляет главный интерес. Активные посетительницы форума – дамы преязвительные, и устраиваемые ими самодеятельные судилища того или иного светского человечка бесконечно интереснее собственно журналистского, «покупного» содержания сайта — да и собрать вокруг ресурса такую сладкую и работящую аудиторию тоже надо было суметь. Так вот, Ольга Сергеевна упомянула, что ей жаль тех женщин, какие («от нечего делать») сидят днями и ночами в этом «Сплетнике», она бы их и знать не знала, всех этих Мариванн из Бирюлева. Или нет, про «жаль», кажется, говорила Светлана Бондарчук, а вот про Бирюлево точно г-жа Слуцкер.
Читать текст полностью
А на следующий же день, как запись беседы стала доступна на видеоблоге Vogue , Ольга Сергеевна вывесила на «Сплетнике.ru» что-то вроде извинения: «Я сама каждый день заглядываю на «Сплетник», нередко оставляю комментарии и с интересом читаю то, что пишут обо мне. Отношусь с уважением и симпатией к людям, которые, так же как и я, посещают сайт и оставляют свои комментарии. Успех сайта связан с тем, что он объединяет активных, успешных, прогрессивно мыслящих людей. С сожалением прочитала материал в Vogue, очень расстроилась, потому что слова, вложенные в мои уста, не соответствовали моему мнению. Прошу с пониманием отнестись к этой ситуации».
Извинения не спасли Ольгу Сергеевну от виртуального погрома.
Скандалу этому (если эту прелесть вообще можно назвать скандалом) уже второй месяц пошел – не стоило бы о нем и упоминать. Я и не собиралась. Мне сказали в случайном, праздном разговоре, что Слуцкер обругала гламурящихся девиц гольяновскими лохушками – и я приятно возбудилась. Ибо считаю себя специалисткой по всему живому, что водится в Гольяново. Это моя родина, что ж тут поделать. Тут мои охотничьи угодья, и я удивилась, что в родимой панельной лесотундре, в глуши Уссурийских и Красноярских улиц, можно встретить загорелую Слуцкер-охотницу с туго натянутым луком, поражающую меткой своей стрелой пугливую лохушку в леопардовой кофточке. Но гольяновской лохушкой (и не в первый раз) оказалась я сама – выяснилось, что за неимением оригинальной записи всяк пересказывающий интересующую нас гламурную беседу называл Мариванну из Бирюлева по собственному почину, как на память легло, – она побывала и «клушей из предместья», и «Дуней из Новокосино», и ГЛ, конечно.
Ну, хорошо. Не будет мне солдатского подвига, не надо мне защищать родимую сторонку. Но сам-то образ Мариванны из Бирюлева – он-то никуда не делся! Он так и остался непроясненным: о самом интересном, как обычно, никто и не поговорил. Какова Мариванна в представлении светской дамы? Почему свою собственную подражательницу, свое отражение следует не любить? Почему надо обижать, а не трепать благосклонно по мелированной головенке? Как может светлый лик пенять на зеркало? А что такое светская дама в представлении Мариванны – неужто действительно пример? Или, как нынче принято корявенько говорить, «ролевая модель престижного потребления»?
Итак, на крыше кафе «Турандот» сидят пять великосветских дам. Они – на вершине. Под ними ворочается пузатый бриллиантовый город. И что-то происходит не то с этим городом, если уже лет десять как простое предложение из советского букваря «Мальчик склеил модель» рождает в воображении горожан не нарядную картинку, на которой румяный пионер стоит с пластмассовым самолетом, а образ похотливого гаера в ночном клубе.
Представим себе гламурную пирамиду – как она сложилась в воображении сотрапезниц на ресторанной веранде.
На острие – большой свет, великосветские львицы, задающие тон всему гламурному сообществу.
Ниже – собственно сам свет. Тусовка. Тут члены семей и домочадцы влиятельных людей, жены и дочери, всякие там звезды, пестрое сборище людей, безусловно богатых, влиятельных и приятных во всех отношениях, но не всегда въезжающих в тонкости Большого Стиля.
Еще ниже, еще шире — полусвет. Это массовка, тусовочный фон. Тут «понаехавшие блондинки», племянницы из Саратова, хищницы, любовницы, куртизанки, молодухи, дебютантки, «начинающие знаменитости» всех мастей, девушки, «которые отсосут любому за пару туфель от Джимми Чу», или, как элегантно говорили на крыше мира, «которые лезут на все тусовки, потому что у них много свободного времени», и создают «светскую возню».
Дальше галерка. На ней – светские журналистки и гламурные писательницы, верные певицы успеха и красоты. Они живут в чужих гостиных, хвалят чужих мужей и гладят чужих чихуахуа. Они как птички-канареечки – все весело поют, хотя им ни копеечки за это не дают. Ну, хорошо, копеечку дают, и за это девушки занимаются умственным обеспечением всего успешного, мягкого, удобного и искрящегося. С этого уровня пирамиды уже начинаются обидные прозвища. Трепещущих дам последнее время кличут «сучками с сумочками».
И, наконец, основание пирамиды. Ее образуют потребительницы гламура, продвинутые пользователи глянца, интересующиеся светом несветские дамы, девушки из элегантных офисов, вполне себе обеспеченные, но «не вхожие в гостиные» замужние матроны, то есть главная целевая аудитория всякого жантильного журнала, опора, фундамент, основа основ всякого блеска, шика и света. И вот их-то обозвали Мариваннами.
С любой точки зрения неумно.
Разве ж ненависть к богатым руководила посетительницами форума? Они в общем-то и сами не такие уж сиротки. Мариванны с форума не профессионалы гламура, конечно, но крепкие любители, здоровые потребители, и многие из них уже и сами заработали себе на Birkin, а теперь сидят и думают — а зачем надо было покупать авосечку размером с коробку от телевизора? Это ж не сумка, это мошна – это большая богаческая мошна.
Нет, они РЕАЛЬНО (как говорят в Бирюлеве) обиделись: за что своих-то бьете? Мы ж ваше все. Мы ж на форуме не только платья Бритни Спирс и Анджелины Джоли обсуждаем. но и ваши тоже. Кому вы без нас нужны-то? Что, придет на светскую вечеринку та же Бондарчук или (о Господи) раскрасавица Мирослава Дума в каком-нибудь унылом платьишке – и весь Голливуд захлебнется криком: что же это ты, Мирослава, наделала? Что же так оплошала? Только мы и оценим, только мы и похвалим, и отругаем. Только мы и купим что-то вроде того, что вы на себя напяливаете. Потому что ничего другого все равно в нашу добрую страну не завозят, а вы скрываете от нас, что где-то есть красивые, простые и не такие уж дорогие вещи, приличествующие достойным матронам, – английские юбки, добротные удобные туфли, белые хлопковые свитера.
А вы нам – по мордасам: не тиражируйте нас, Мариванны. Не подражайте нам, мы боимся потерять свою уникальность.
{-tsr-}А ведь действительно – есть чего бояться. Что именно в Москве отличает светскую даму от несветской? В сущности, только набор носильных вещей. С чего начинается путь в высшее общество? Ни образование, ни манеры, ни умение вести увлекательную беседу, ни сатанинское остроумие, ни дьявольское личное обаяние не сделают вам пропуска в гостиные и на ресторанные веранды.
С чего начинает свой путь любая светская журналистка, пытающаяся стать «своей» в любовно описываемой среде? С покупки первой брендовой кофточки. Потом – сумочки. Потом – актуального платьица. Сначала шмотки, потом приличный мужчина. Это единственная дорога на крышу мира.
Нужны только сила желания и чемодан. И то и другое слишком легко поддается тиражированию. Тираж в этом случае действительно снижает ценность оригинала. Кому и как доказать, что ты настоящая, а молодуха рядом с тобой поддельная? У нее то же самое, что и у тебя: большая сумка, маленькая собачка, бешеные амбиции, гардероб со шмотьем. И на чашку кофе на крыше ресторана у нее тоже хватит денег. Посмотрит она с веранды вниз – у ее ног лежит пузатый бриллиантовый город Москва. Неправильно все это, правда? Как-то не так все пошло.
а лучший текст был про сьюзен бойл, я плакала.