Мы ее знали как страдалицу и жертву. На самом деле она скорее победительница
Каролина Кодина-Любера — красивая женщина, в которой было намешано невероятное количество всевозможных кровей. Больше всего каталонской, польской и французской. Ни русской, ни еврейской крови — хоть по советской привычке ее в последнем и подозревали — в миниатюрной брюнетке не было.В совсем молодом возрасте она встретила в Нью-Йорке Прокофьева (принцесса Линетт в «Любви к трем апельсинам» — в ее честь), вышла за него замуж, родила двух сыновей и прожила с ним в Европе солидный кусок блестящей и суетливой артистической жизни (она пыталась быть певицей). В 1936 году Лина — Пташка в домашнем обиходе — вместе с мужем сменила все это на советскую действительность.
Вскоре Прокофьев встретил другую, молоденькую Миру Мендельсон. Потом была война, Лина мыкалась одна с детьми. Потом еще хуже — восемь лет лагерей, большей частью в вечной мерзлоте, на Колыме, в знаменитой Абези. Через три года после смерти Сталина (и, соответственно, Прокофьева, который, как известно, умер в тот же день) ее выпустили. И оказалось, что в советском музыкальном мире сразу две прокофьевские вдовы: композитор по разрешению властей женился на второй, не разведясь с первой. Существует даже такой юридический термин — «казус Прокофьева».
В принципе, все это ничего не прибавляет к величию композитора и ничего не убавляет от него. Но как минимум два важных открытия первая полноценная книга о его жене предлагает.
Во-первых, обнаруживается, что она чрезвычайно интересна сама по себе, — яркий, цельный, сильный человек. Мы ее знали как страдалицу и жертву. Точнее, и не знали-то почти. Была только общая канва, основанная на околомузыкантских разговорах и сплетнях. Официальных сведений о ней вообще практически не было, единственные ее воспоминания вышли в 60-е годы в сильно приглаженном виде.
А на самом деле она скорее победительница. И над своей разлучницей, которая на ее фоне выглядит какой-то несчастной серой мышкой. И над советскими мерзостями, из которых она вышла, не сломавшись и, судя по всему, совершенно не изменившись. Прокофьев-то как раз очень изменился: усталый человек с официальных советских телекадров — это вовсе не тот задира, который известен по своему знаменитому дневнику 1907—1933.
А она просто стряхнула с себя эту грязь и пошла дальше. Вот эта ее «постистория», огромный кусок жизни, очень впечатляет. По воспоминаниям очевидцев, через два дня по возвращении из лагеря она снова была образцом элегантности. А еще через какое-то время — блестящей светской дамой, любознательной, независимой, темпераментной, острой на язык, одним из главных магнитов советского музыкального общества. А в последние 15 лет своей жизни, когда, наконец, ее, 77-летнюю (!), выпустили из страны, — опять парижанкой и путешественницей.
Какая-то очень качественная, видно, закваска была у этой женщины. Автор книги, кстати, относит это, в частности, на счет американского религиозного течения Christian Science, последовательными приверженцами которого еще с досоветских времен были оба супруга.
Единственное, что Лина не смогла стряхнуть, — это уход от нее Прокофьева. Этот факт как-то не встраивался в ее картину жизни. Но зато, как ни странно, помогал справиться со всем остальным. «Я оказалась в лагере сразу после разрыва с мужем и была настолько переполнена своим личным горем, что оно заглушало во мне даже самые тяжелые лагерные переживания», — это одно из самых пронзительных признаний. Вообще же Лина не любила жаловаться и не любила жалующихся людей.
Во-вторых, сам образ Прокофьева эта книга делает более многомерным и объемным. И даже самый главный вопрос, который композитору до сих пор задают, — зачем он вернулся? — как-то лишается своей плакатности. Понятно зачем: на родине было больше любви, больше обещаний. Опять же, зарабатывать деньги игрой на рояле никто не заставлял.
И хрестоматийное соперничество со Стравинским, которому, как нас учили в музыкальной школе, Прокофьев вынужден был уступить первенство в западном мире, не выглядит так уж хрестоматийно. Ну, бодались два гения, как же без того? Но и вместе на французской даче сиживали. И, приехав в 1962-м в СССР, Стравинский по-стариковски сообщил одному из прокофьевских сыновей, что они с его отцом были большие друзья.
Получается такой альтернативный портрет Прокофьева, домашний, увиденный женскими глазами. Собственно, автор книги ведь тоже женщина. Валентина Чемберджи, происходящая из родовитой музыкальной семьи, в детстве знала обеих прокофьевских жен. Она не скрывает своих симпатий по отношению к первой, не пытается быть объективной и последовательной. Шпильки в адрес второй производят детски трогательное впечатление. Но она все-таки дает возможность прозвучать и другому мнению. Как известно, оно тоже было. Ведь существовали — и до сих пор есть — сторонники и Лины, и Миры.
В книге использованы письма, расшифрованные и переведенные с английского пленки бесед с Линой (которая прекрасно знала несколько языков, включая каталонский, польский и, конечно, русский), воспоминания ее друзей, знакомых и внуков, в том числе совсем недавние, очень непосредственные, принципиально неотредактированные. Что совсем приближает эту одну из показательных судеб двадцатого века к веку двадцать первому. На самом деле не так уж давно все это было, и прокофьевская дача на Николиной Горе, где он прожил последние годы, уйдя от Лины, только сейчас выставлена на продажу — на заборе объявление висит.
Валентина Чемберджи. XX век Лины Прокофьевой. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451737
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343371
- 3. Норильск. Май 1268613
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897677
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782264
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758828
- 8. Коблы и малолетки 740888
- 9. Затворник. Но пятипалый 471293
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403092
- 11. ЖП и крепостное право 373910
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370485
После такой душевной рецензии хочется немедленно отправиться в книжный и приобрести книгу В. Чемберджи о Лине Прокофьевой!
А ещё хочется, чтобы появились музеи С.С. Прокофьева - в Камергерском пер. и на Николиной горе. И в Санкт-Петербурге.
Есть ли инициаторы?
Предпринимали ли что-либо в этом направлении родственники С.С. Прокофьева?
Может быть, следует оказать информационную поддержку?
Или никому и в голову эта мысль не пришла?