Новая музыка для заброшенного завода изоляционных материалов
Столица украинской промзоны город Донецк не входит в привычные маршруты человека, подвизающегося на лоне так называемой культуры. Лично я туда попала впервые около года назад более чем случайно (если не философствовать о сути случайности) в связи с прекрасным и неожиданным проектом: «Изоляция. Платформа культурных инициатив». Моих сил тогда хватило на небольшой, хоть и весьма интенсивный спринт, но нашлись марафонцы, которые остались работать на точке.Читать!
«Изоляция» — проект по превращению изрядно заброшенного завода изоляционных материалов (советские индустриальные здания, ржавое железо, посеревший бетон, поросший кустарником террикон) в цветущее пространство мультикультурного направления (светлый выставочно-концертный зал, лекции, медиатека, экологическая реабилитация ландшафта). «Изоляция» — частная и очень некоммерческая инициатива, носящая характер индивидуального подвига не только для инициаторов, но и для каждого из участников.
Завод расположен на окраине Донецка. Добираться надо единственным автобусом или редкими маршрутками. Тем не менее теплым июльским вечером перед одним из давно закрытых цехов собралось человек восемьдесят. Учитывая специфику места, времени и ситуации, это был прямо-таки аншлаг. Стрекотание южных цикад и свист ласточек смешивался со звуками изнутри зала, где одиннадцать музыкантов киевского ансамбля Nostri Temporis решали последние технические и творческие проблемы.
За порогом зрителю и слушателю предстояло музыкально-визуальное действо. Вполне неожиданное для Донецка, оно отлично вписалось бы в интерьер и профиль не скажу Донауэшингена, но Роттердама, Линца или одного из культурных центров Рурской области. В зал надо было попадать через белый лабиринт из натянутых полотен. Тому же эффекту «иного пространства» способствовали обтянутые белым стены, за которыми мерцали силуэты музыкантов. Художественно аранжированные кучи аутентичного металлолома выглядели так живописно, что складывавшего их директора завода (формально он еще не до конца закрыт) следовало бы номинировать в качестве представителя Украины на следующей Венецианской биеннале.
Шестидесятиминутную композицию (точнее, три сочинения, сращенные в одно) написали композиторы Богдан Сегин, Алексей Шмурак и Максим Коломиец. Все трое одновременно являются создателями и участниками Ensemble Nostri Temporis. Все трое — представители того счастливого поколения, чье взросление пришлось уже на эпоху всеобщей доступности любой информации, в частности музыкальной. И не просто доступности, но и возможности «потрогать руками» — будь то участие в мастер-курсах, поездки на фестивали или что бы то ни было. Поэтому при всех огрехах и прочих уязвимостях про все три сочинения можно сказать, что они очень грамотные, порою даже чересчур нагруженные следами информированности (Шелси и Лахенман — наше все).
Поскольку проект «Изоляция» нацелен не на неоколониалистский «завоз культтовара», а на взращивание, так сказать, плодов культуры на собственной почве, музыкантам предложили написать сочинения, отвечающие специфике места.
Дело не ограничилось стуком по фрагментам металлолома. Трое авторов замахнулись на идею мистерии о рождении, жизни и смерти одного завода (или, если угодно, мифа о великой индустриализации). Вполне вагнерианская по размаху мысль уложилась в три примерно двадцатиминутных фрагмента.
Из громкого, на пределе выносимости, электронного гула «Интродукции. Интервенции» Богдана Сегина вылупилась «Хрупкость» Алексея Шмурака. В нем невидимые музыканты перемещались по периметру зала, создавая звукомузыкальные образы, которые можно было ассоциировать с заводской жизнью — от конвейера до столовой. Автор снабдил сочинение подробной «инструкцией по употреблению» про копоть, гарь, ложь, правду и растоптанное солнце. И, наконец, «Холодное пламя свободы» Максима Коломийца выполняло функцию финала-апофеоза.
На мой взгляд, музыка намного выиграла бы, если бы не пыталась синхронизироваться с визуальным рядом, изготовленным художником и виджеем Мирославом Вайдой. На большом экране в течение всего часа мерцали некие условные заводские трубы и прочие стереотипы индустриальной жизни. Их постоянные повторения вызывали лишние ассоциации с репетитивными элементами в музыке.
Еще одной ошибкой было то, что в зале стояли стулья. Правда, перед началом концерта публике объявили, что она может свободно перемещаться по залу, но человек ленив, и все уселись. Причем лицом к экрану, натурально. Это, во-первых, в значительной степени лишило музыку задуманной пространственной компоненты, а во-вторых, невольно превратило ее в комментарий к уже весьма вторичному видео. Сочетание визуального ряда с музыкой, как известно, самая болезненная проблема музыкального театра, решать ее на таком банальном уровне не стоит.
Героическая донецкая публика (много молодых пар, некоторое количество городской интеллигенции) все выдержала на ура, ушло процентов десять (правда, стуча каблуками и озвучивая неудовлетворенность современным fucking-искусством прямо в зале).
Читать!
Ссылки
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455938
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346083
- 3. Норильск. Май 1273674
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899205
- 5. ЖП и крепостное право 853083
- 6. Закоротило 824463
- 7. Не может прожить без ирисок 792160
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766428
- 9. Коблы и малолетки 745298
- 10. Затворник. Но пятипалый 479276
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409746
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374948
Естественно. Как всегда. Потому что никого больше это не заинтересовало. Приходится играть самим. На мероприятии для своих. На фестивале, организованном самими.