Первый в России ночной оупен-эйр современной академической музыки
Имена:
Борис Гецелев · Даниил Екимовский · Тамара Левая
© Александр Цверов
Фестиваль современной академической музыки Opus 52
На концерт в Нижний Новгород я приехала по приглашению не филармонии или Оперного театра, а Приволжского филиала Государственного центра современного искусства. Понятно, что речь шла о современной музыке, которую в данном контексте естественнее называть «актуальной».
Процесс этот — прилаживание сегодня рождающейся музыки к современному арту — уже вовсю набирает обороты в некоторых точках нашей страны. И, судя по всему, традиционные и тяжеловесные отечественные концертные организации, не слишком замечающие эту музыку, в лучшем случае пускающие к себе на приступочку, уже окончательно упустили ее из рук.
Нижегородцы выступили пионерами с довольно сумасшедшей затеей, которая была обречена на провал, но не провалилась. Фестиваль немецкой культуры, называющийся именем знаменитого берлинского бульвара
Unter den Linden («Под липами») и посвященный отнюдь не 70-летию гитлеровского нападения, а поре цветения лип, которые есть как в Берлине, так и в Нижнем Новгороде, открылся концертной программой
Opus 52.
52 — это код региона Нижегородская область. Начало мероприятия в 20:00, конец — в три часа ночи; для особо стойких (таких набралось человек сто) − афтепати в дружественном киноцентре «Рекорд» с просмотром имеющих отношение к музыке фильмов Феллини и Гринуэя до шести утра. Были предусмотрены четыре бесплатных автобуса, готовых развезти публику по окончании концертной программы в четыре конца города, — существенная забота о публике, совсем не состоявшей из владельцев личного автотранспорта, хотя байкеры и велосипедисты в полном профессиональном облачении в ней тоже водились. Подавляющая ее часть — молодежь в районе двадцати, разговаривающая по телефону, флиртующая, целующаяся, обнимающаяся, смеющаяся, вряд ли когда бывавшая на конвенциональных концертах академической музыки. Среди этой публики восседала пара нижегородских патриархов — председатель местного отделения Союза композиторов Борис Гецелев (его «Ожившие кристаллы» для фортепиано соло в исполнении москвича Даниила Екимовского — изящный реверанс фестиваля) и крупный специалист по истории русской музыки ХХ века профессор Тамара Левая.
Читать текст полностью
© Александр Цверов
Фестиваль современной академической музыки Opus 52
Что касается самой концертной программы, важнее были не столько ее отдельные пункты, сколько место расположения — центральная улица Большая Покровская, точнее, открытая сцена перед местным театром драмы (в июньской афише невероятно богатый список комедий с многообещающими названиями: «Клинический случай», «Шикарная свадьба», «Слишком женатый таксист», «Бестолочь»). Если по-московски — примерно Новый Арбат в районе театра Вахтангова. Пятничный вечер, прекрасная погода, липы, опять же, благоухают, гуляющие пьют пиво, радуются жизни, матерятся.
И вот при всем при этом сквозь динамики разносятся очень странные звуки, до такой степени не имеющие ничего общего с привычным, сально-рыночно-палаточным городским саундом, что кажутся пригрезившимися. Ну не могут они здесь быть! Тем не менее участники новорожденного местного NoName Ensemble (его появление, что характерно, спровоцировано именно жизнедеятельностью местного ГЦСИ, въехавшего в апреле этого года в прекрасные пространства отремонтированного Арсенала на территории кремля) вовсю скрипят пенопластом по стеклу, исполняя Crescendo московского анфан террибля Георгия Дорохова. Еще одно сочинение того же автора (который, получается, здесь в моде), «Топинамбур», играет под управлением Олега Пайбердина московский ГАМ-ансамбль — тоже молодой, но все-таки находящийся уже в старшей группе детского сада.
© Александр Цверов
Фестиваль современной академической музыки Opus 52
Детское ощущение прикольной новизны распространяется даже во время самого солидного выступления германского Kairos-квартета; обвязанный резинками картонный мусор невозмутимо приспособлен музыкантами под пюпитры для партитур классиков ХХ века: Джачинто Шелси, Дьёрдя Куртага и представителя спектральной школы неспешного Георга Фридриха Хааса, лучше прочих вписавшегося в нижегородскую уличную среду. Другие европейские гости (сами по себе важные для города, всего лишь двадцать лет назад переставшего быть закрытым для иностранцев), из польского ансамбля Kwartludium, представляют импровизационный музыкально-визуальный проект.
Какого-то цельного кураторского замысла в общей многочасовой программе Opus 52 не прослеживается. Эксперименты в сторону кроссовера, устроенные камерным ансамблем «Солисты Нижнего Новгорода» совместно с диджеями, снижают накал сюрреализма, но собирают все больше случайной и неслучайной публики (многие пришли с термосами и пледами, получив информацию исключительно по соцсетям: дорогостоящей наружной информации в городе нет), которая не разбежалась даже во время затянувшейся паузы из-за полетевшего генератора.
© Алик Якубович
Фестиваль современной академической музыки Opus 52
Но общий главный мотив, похоже, вырисовывается. И это не стремление вписаться в общемировое пространство, не диалог культур, не просветительский пафос. {-tsr-}Это, прежде всего, энергия невероятно активного нового композиторского поколения, подкрепленная молодыми исполнительскими силами, — энергия, которая выплескивается из столиц в российские регионы. Нижний — Москва — Екатеринбург (виолончельный квартет откуда уже ближе к трем часам ночи завершал программу) − вот ключевые слова фестиваля, вот новая сеть, самостийно вырастающая поверх старосоветской структуры композиторского союза.
а кстати, жизнедеятельность гцси разумеется могла каким-то образом спровоцировать рождение NoName, но скорее на подсознательном уровне, но не на прямом - организующем и т.п.