Нужно отойти от англо-американского воздействия, характерного, как тут подчеркивается, для европейской культуры.
Практичные норвежцы рассматривают Россию как ближайший источник культурных ресурсов
Тромсё (ударение на первый слог) — городок почти на самом севере Норвегии, за полярным кругом. Не так давно он был исключительно рыболовецким портом. Но сейчас в нем есть и университет, и консерватория, и театр, который в год посещает 60 тысяч человек (а это как раз число жителей города). Еще в нем есть несколько фестивалей, в том числе фестиваль «Северное сияние», специализирующийся на классической музыке и джазе.
Читать!
Здесь нужно обозначить две четкие культурные стратегии, которые транслируются непрерывно.
Во-первых, отток населения из районов Крайнего Севера (таких богатых ресурсами!) нужно сдерживать, делая их жизнь как можно более интересной. Причем не с помощью северных зарплатных надбавок (этот путь, как здесь считается, не имеет перспектив), а с помощью спорта, образования и культуры.
Во-вторых, пришло время повернуться лицом к Востоку. То есть к нам. Нужно отойти от англо-американского воздействия, характерного, как тут подчеркивается, для европейской культуры. У нас же за ближайшей границей — столько сокровищ! «Чем дальше на север — тем меньше различия между западом и востоком» — такая вот есть норвежская национальная мудрость.
В первую очередь, конечно, поворачиваться решено к северо-западным регионам России. Мурманск, Петрозаводск и Архангельск — это само собой: на только что закончившейся здесь Арктической конференции даже по-соседски отпраздновали 300-летие Ломоносова, уроженца Архангельской губернии. А вот Санкт-Петербург — заветный идол, каждая встреча с которым свято хранится в памяти. Второй после Лопаткиной этапный момент для местной истории культуры — выступление свежесозданного Арктического симфонического оркестра в Концертном зале Мариинки, которое состоялось этой осенью.
Тут за разговорами про духовность не скрывают материальной пользы. Вместе с оркестром в Россию проник и спонсировавший его приезд маленький норвежский банк, открывший офис в Питере: в безбрежном банковском море России сложно выделиться новичку, но под знаменем музицирующей Арктики сюда еще никто не ходил.
24-й фестиваль «Северное сияние» был открыт в этом году Арктическим симфоническим оркестром (красивое название для расширенного камерного оркестра Тромсё) под управлением своего руководителя — шведского тромбониста и дирижера, отличающегося эксцентрикой в одежде, Кристиана Линдберга. Общемировой размах придавало участие в концерте неувядающей американской знаменитости Барбары Хендрикс, выступление которой, ясное дело, не обошлось без Грига.
Без него же, что более удивительно, не обошелся и ансамбль национальных китайских инструментов из Гонконга, который своим участием в фестивальной программе существенно расширял знакомство северных норвежцев с так интересующим их Востоком. Григовское «Утро», сыгранное на бис, плыло, мягко переливаясь восточной вкрадчивостью. Но это шутливая этикетная формула. А до нее была серьезная экскурсия в загадочный музыкальный мир эрху, пипы и шэна, сочетающий медитативность с виртуозностью, в котором, как выяснилось, есть не только свои Башмет с Гутман, но даже Шостакович с Таривердиевым.
Еще одна экскурсия — в мир салонной венской музыки. Казалось бы, банальнейшая вещь, у всех на слуху: опереточный плюмаж, томная скрипочка, вальсок, Иоганн Штраус и Фриц Крейслер. Приглашенный фестивалем ансамбль под названием Wiener Saloniker (создан в 2001 году) объединил музыкантов из нескольких австрийских оркестров, в том числе и из эмблематичного Wiener Philharmoniker, которые общедоступное угощение вновь превращают в искусный венский десерт. Чувство стиля, где, не дай бог, не должно быть никакой цыганщины, соединяется с идеальным владением инструментами (хоть скрипкой, хоть тромбоном), и в сумме получается невероятного изящества вещица. Наверное, это можно назвать салонным аутентизмом.
Ложкой дегтя тут была только краковская опереточная певица Марта Полишот, сомнительными руладами которой «Салоникеры» зачем-то решили украсить свою программу.
Другая сольная странность была связана уже с русской фортепианной школой, которая, понятное дело, тут почитается, как и везде. Но скованное соло Михаила Петухова, игравшего Пятый фортепианный концерт Антона Рубинштейна, оказалось не самым ярким ее проявлением.
Но, собственно, главным русским гостем на нынешнем фестивале был все-таки не он, а аккомпанировавший ему питерский Эрмитажный оркестр под управлением обрусевшего итальянца Фабио Мастранжело. Маэстро, умеющий туловищем объяснять публике, о чем идет речь в музыке (обычно выходит, что о чем-то очень доходчивом и забавном), имел большой успех. Оркестр с таким приятным именем дал на фестивале два концерта. В первом самыми удачными номерами стали сюита из «Пульчинеллы» Стравинского и «Классическая» симфония Прокофьева. Второй концерт, где оркестр аккомпанировал певцам, назывался «Опера-гала»; он преследовал сразу несколько целей: символически соединить в Тромсё певцов из Мариинки и оперы Осло, а также пропиарить молодое дарование, которое поддерживает банк-спонсор.
Молодое дарование — меццо-сопрано Лилли Йорстад (родилась в Астрахани, но по программе переселения коренных народностей оказалась в Норвегии), с большим энтузиазмом встреченная залом, — серьезно рассматривать тем не мене пока не приходится. Вместо мариинца Эдуарда Цанги, застрявшего где-то в аэропортах, спешно был призван местный норвежский итальянец Карло Аллемано (он преподает в местной консерватории), который оказался прекрасным Дон Жуаном в паре номеров из моцартовской оперы. Так что концерт скорее запомнился не братанием питерцев с норвегами, а внезапным, но успешным дуэтом итальянского баритона с молодой мариинской колоратурой Ольгой Пудовой, бывшей его Церлиной.
Она же потом была Лючией из оперы Доницетти и отличной моцартовской Царицей ночи, арию которой она спела точнехонько. Конечно, поехать за полярный круг, чтобы обнаружить там новенькую блестящую мариинскую певицу, которая владеет моцартовским стилем и без проблем добирается до верхних «фа», — это не самый очевидный способ. Но чего только не бывает.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17654119
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6702523
- 3. Норильск. Май 1293516
- 4. ЖП и крепостное право 1117479
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907021
- 6. Закоротило 837106
- 7. Не может прожить без ирисок 832115
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790904
- 9. Коблы и малолетки 766120
- 10. Затворник. Но пятипалый 507842
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441814
- 12. «Роботы» против Daft Punk 394658
Очень милый город и Фестиваль, играли там Гайдна и Розетти на старинных инструментах ;-)
Маленький "рыболовецкий городок" является известнейшим городом Европы, который зовется северным Парижем и куда съезжаются люди со всего мира, в том числе и на фестиваль "Северное сияние".
"Летоисчисление фестиваля" не началось с приезда Мариинки - этот прошлогодний праздник был крупной вехой в сотрудничестве между Норвегией и Россией. "Отток населения из районов Крайнего Севера" здесь не нужно сдерживать - это чисто русское понятие. В Норвегии люди любят свои родные места и как правило возвращаются туда после учебы. На юге совсем не обязательно жить - там можно просто отдыхать, так считают северяне. И "с помощью спорта, образования и культуры" здесь, на Севере, никого не держат - это знаете ли, такой образ жизни во всей Норвегии.
"В первую очередь, конечно, поворачиваться решено к северо-западным регионам России" - позволю себе напомнить, что общение между этими регионами продолжается лет этак 20.
"А вот Санкт-Петербург — заветный идол" - простите великодушно, но здесь нет идолов, здесь есть друзья. Как-то манией величия попахивает... парит наш орёл!
"Вместе с оркестром в Россию проник и спонсировавший его приезд маленький норвежский банк, открывший офис в Питере" - это о крупнейшем банке в Норвегии(!!!).
"красивое название для расширенного камерного оркестра Тромсё" - это настоящий симфонический ОРКЕСТР, ну а что размерами не угодили, так уж извиняйте.
"Без него же, что более удивительно, не обошелся и ансамбль национальных китайских инструментов из Гонконга" - (речь идет о Григе). А что, китайцы не в состоянии выучить Грига? Это же настолько обычно - показывать произведения композиторов страны, в которую вы едете с концертами, тем более на фестиваль.
"Ложкой дегтя тут была только краковская опереточная певица Марта Полишот, сомнительными руладами которой «Салоникеры» зачем-то решили украсить свою программу". Думаю, что "Салоникеры" не меньше Вас разбираются в музыке. Они, видимо, не представляли себе, что существует "высший суд" в Вашем лице.
Про "скованное соло Михаила Петухова" судить не берусь - не слышал, но общий замаскированонегативный и насмешливый тон статьи позволяет сомневаться в непредвзятости автора.
"а также пропиарить молодое дарование, которое поддерживает банк-спонсор" - молодое дарование получило культурный приз 2010 года от этого банка и тогда же было условлено, что Лилли Йорстад выступит на фестивале 2011. У нее нет спонсоров, а, значит, и о пиаре говорить смешно.
"местный норвежский итальянец Карло Аллемано" - звезда мирового уровня. Пел и поёт до сих пор в самых престижнейших театрах мира.
"Конечно, поехать за полярный круг, чтобы обнаружить там новенькую блестящую мариинскую певицу,....., — это не самый очевидный способ" - как это вы удержались от слова "певичка"? Вы уж извините, что тащились в такую даль, что бы обнаружить там гордость россиийской оперы, НОВУЮ (ср.-новенькую) восходящую звезду Мариинского театра Ольгу Пудову. Понятно, что Вам было бы приятнее находиться в Париже, вместе с Эдуардом Цанги, застрявшим где-то в аэропортах...
И последнее: уважаемый Музыкальный критик, шеф-редактор раздела «Академическая музыка» портала OpenSpace.ru, Карло Аллемано - не баритон, он – ТЕНОР( !!! ), который великодушно согласился спасти концерт, ввиду отсутствия баса, который так и не доехал до фестиваля.
Я всегда думал, что критика должна быть уважительной и прежде всего основанной на профессионализме, a то как-то желтой прессой попахивает...